Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жестокое обращение с детьми: феноменология и помощь 2 страница




Медико-психологический (психиатрический) подход рассма­тривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей. Стремление объяс­нить насилие по отношению к детям психической патологией ро­дителей не нашло подтверждения ни в практике, ни в исследовани­ях. Не удалось также выявить типичные личностные особенности родителей, склонных жестоко обращаться с детьми. Единственный факт, который удалось установить точно, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению (Ney, 1988. цит. по [Крайг, 2000]).

Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение пе­редается из поколения в поколение. Один из возможных механиз­мов этого - воспроизводство выросшим ребенком ролевых моде­лей своих родителей. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребен­ком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в том и в другом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приво­дит (если ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его в определенные рамки насильно.

Нередко родители, пережившие в детстве жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, которые могут возникнуть во взаимодействии с детьми, считать их недопу­стимыми. Такое вытеснение приводит к неспособности отреагиро­вать на подобные эмоции нормальным способом. Накопление этих переживаний в определенных условиях может приводить к некон­тролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

Социологические объяснения принимают во внимание прежде всего влияние на жестокое обращение с ребенком социальных фак­торов.

Они подчеркивают роль социально-экономических проблем: бедно­сти, безработицы или внезапной потери работы, скученности, социаль­ной изоляции, приводящих к нарастанию эмоционального напряжения, неудовлетворенности собой, окружающими и жизнью в целом.

Рассматривается также влияние социальных стереотипов: культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические нака­зания являются эффективным способом воспитания и тому подобные общественные представления.

Ситуационные объяснения придают значение сочетанию опреде­ленных обстоятельств в микросреде: особенностям (поведения) ре­бенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье и т.п.

По современным представлениям, жестокое обращение с детьми обусловлено целым рядом факторов, которые нуждаются в изучении при работе с конкретными случаями.

В практике можно выделить четыре общие группы наиболее ти­пичных факторов риска жестокого обращения: факторы, связанные с родителями; с семьей; с особенностями ребенка; со средой (Thomas, Leicht, Hughes, Madigan, Dowel. Emerging Practices in the Prevention of Child Abuse and Neglect. 2003)

J.Goldman, M.K.Salus, D.Wolcott, K.Y.Kennedy описывают в качестве наиболее распространенных общих факторов риска жестокого обра­щения с детьми следующие.

Факторы, касающиеся детей: преждевременные роды, недоношен­ность, низкий вес, наличие патологий, воздействие токсинов во время беременности; особенности темперамента ребенка: слегка заторможен­ные, медленные, трудные на подъем дети; дети с наличием физической, интеллектуальной, эмоциональной патологии, страдающие хронически­ми или серьезными заболеваниями; частые детские травмы; участие в асоциальной компании; маленький возраст; наличие проблем с поведе­нием, агрессивность, синдром гиперактивности - дефицита внимания.

Факторы, связанные с семьей и родителями: внешний локус контро­ля; импульсивность, трудности самоконтроля; депрессия/повышенная тревожность; низкая фрустрационная толерантность; ощущение небез­опасности; отсутствие доверия; ненадежная привязанность с собственными родителями; переживание жестокого обращения в собственном детстве; выраженные конфликты между родителями, домашнее насилие;

особенности структуры семьи - один родитель, не имеющий поддерж­ки, большое количество детей в семье; социальная изоляция, отсутствие поддержки; наличие психопатологии у родителей; злоупотребление ал­коголем, наркотиками, другими психоактивными веществами; разрыв отношений или развод, особенно развод, протекающий с выраженны­ми конфликтами; молодой возраст родителей; высокий общий уровень стресса; недостаточное родительско-детское взаимодействие, негатив­ные или обвиняющие установки по отношению к нему; неадекватные представления и ожидания относительно развития ребенка.

Социальные и средовые факторы: низкий социально-экономиче­ский статус; наличие стрессовых событий в жизни; отсутствие доступа к медицинским услугам, медицинскому страхованию, недостаток по­мощи детям и социальных услуг; безработица; бездомность; социаль­ная изоляция, отсутствие социальной поддержки; расизм, дискрими­нация; недостаток образования; опасные, склонные к насилию соседи/ окружение; высокий уровень насилия в месте проживания. (Goldman, M. K. Salus, D. Wolcott, and K. Y. Kennedy. A coordinated response to child abuse and neglect: The foundation for practice. 2003)

Некоторые факторы риска значительно повышают угрозу жестоко­го обращения с ребенком по сравнению с другими. Так, Ethier, Couture, Lacharite, в течение 4 лет проводили исследование 56 матерей, которые обвинялись социальными службами в жестоком обращении с детьми или расценивались как группа высокого риска жестокого обращения по отношению к своим детям. Целью исследования являлся анализ от­ношений между выявленными к моменту включения матерей в иссле­дование психосоциальными факторами риска (затрагивающими про­шлое и настоящее матерей), и тем, что в последующем некоторые из матерей так и остались в группе высокого риска жестокого обращения со своими детьми, а некоторые сумели разрешить эти проблемы. В ре­зультате исследования выявилось, что с существующим на протяжении длительного времени высоким риском жестокого обращения связаны следующие факторы: исходный уровень выраженности жестокого на­силия или пренебрежения нуждами; наличие в семье обоих родителей; большое количество детей (в больших семьях риск хронизации жесто­кого обращения в 3,13 раза больше); мать в детстве сама оказывалась в замещающей семье (риск в 3,7 раза больше); мать являлась жертвой сексуального насилия (риск в 3,5 раза больше); мать уходила из дома

в подростковом возрасте (риск 3,02 раза больше). Это исследование показало также, что если у матери обнаруживается сочетание более 8 факторов риска одновременно, то вероятность хронизации жестокого обращения увеличивается в 4 раза. (Ethier, Louise S. Couture, Germain. Lacharite, Carl. Journal of family violence. Vol. 19, 2004).

 

Распространенность жестокого обращения с детьми

Распространенность жестокого обращения с детьми достаточно вели­ка. По официальной статистике на 2007 год в Соединенных Штатах 794 тыс. детей пострадали от жестокого обращения (10,6 из каждой 1000 детей).

Распределение жестокого обращения с детьми по категориям (США, 2007)

Источник: US Department of Health and Human Service//

Child Maltreatment 2007

Наличие графы «прочие виды жестокого обращения» отражает су­ществование в законодательстве разных штатов собственных катего­рий жестокого обращения (например, «оставление ребенка»).

Наиболее распространенным видом жестокого обращения явля­ется пренебрежение нуждами ребенка и чаще всего от жестокого об­ращения страдают маленькие дети.

Возраст детей Кол-во пострадавших детей (%)
0-3 года 31,9
4-7 лет 23,8
8-11 лет  
12-15 лет 18,5
16-17 лет 6,1

 

Источник: US Department of Health and Human Service// Child Maltreatment 2007

Распределение жестокого обращения с детьми по возрастам (США, 2007)

По опубликованным в 2009 году данным Министерства здравоох­ранения и социальных услуг США (US Department of Health and Human Service) в 2007 году в результате жестокого обращения со стороны ро­дителей или замещающих их лиц умерли 1760 детей (приблизительно 2,35 на 100 000 всего детского населения).

Категория жестокого обращения Кол-во детей (%)
Пренебрежение нуждами 34,1
Сочетанное воздействие нескольких видов жестокого обращения (35,2%) 35,2
Физическое насилие 26,4
Сексуальное насилие 0,2
Психологическое насилие и др., в том числе, нераспознанные, виды жестокого обращения 2,8
Непредоставление родителями ребенку медицинской помощи и лечения 1,2

 

Смерть детей от жестокого обращения (США, 2007)
Источник: US Department of Health and Human Service// Child Maltreatment 2007

При этом 34,1% детей умерли исключительно от последствий прене­брежения их нуждами; 26,4% детей - от физического насилия; 0,2% - от сексуального; 2,8% - от психологического насилия и других нераспознан­ных видов жестокого обращения, 1,2% - в результате пренебрежения по­требностями ребенка в медицинской помощи, лечении и уходе; 35.2% -от сочетанного воздействия нескольких видов жестокого обращения.

12-17 лет

Из всех детей, погибших от насилия и отсутствия заботы, 42,2% - дети возраста до года; 33,5% - дети в возрасте от 1 до 3 лет; 12,9% - дети от 4 до 7 лет; 4,7% - в возрасте от 8 до 11 лет; 6,5% - подростки от 12 до 17 лет.

Источник: US Department of Health and Human Service// Child

Maltreatment 2007

Аналогичные цифры были опубликованы в более ранних исследо­ваниях проблемы жестокого обращения с детьми в Канаде, Австралии, Великобритании и Германии (Emery, 1989 - цит. по [Крайг, 2000]).

Следует еще раз отметить, что эти данные касаются только детей, погибших от жестокого обращения, и не охватывают все выявленные случаи. При этом исследователи отмечают, что от 50 до 60% случаев гибели детей от жестокого обращения не учитываются статистикой.

К сожалению, в России отсутствует национальная система сбора статистических данных относительно случаев жестокого обращения с детьми, оценивать масштабы проблемы приходится лишь косвенно по цифрам милицейских сводок, отобрания детей из семьи и помещения в приют и т.д.

Согласно данным Министерства образования и науки РФ в 2008 году в России выявлено 115627 детей, оставшихся без попечения родителей. В аб­солютном большинстве это дети, оставшиеся без попечения при живых ро­дителях, пострадавшие от насилия и пренебрежения нуждами. Ежегодно выявляется более ста тысяч детей, находящихся в таком положении.

но о о о
о -I----------- 1---------- 1--------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1---------- 1--------- 1993 1994 1995 1996 1997 199S 1999 2900 2001 2О02 2003 2014 2005 2006 2007 200S

Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в России в 1993-2008 гг. (по данным Министерства образования и науки РФ)

Источник: http://www.usynovite.rU/statistics/2008/1/

О масштабах насилия и пренебрежения нуждами свидетельству­ет также постоянный рост числа детей, отобранных у родителей по причине лишения родительских прав вследствие невыполнения ими своих обязанностей по уходу за ребенком или насилия по отноше­нию к нему. В 2000 году 42 917 лиц были лишены родительских прав, у которых было отобрано 53 073 ребенка и 4053 ребенка отобраны у родителей без лишения родительских прав. В 2007 году родительских прав было лишено 65 585 родителей, у которых было отобрано 77 416 детей, еще 5848 детей были отобраны у родителей без лишения их родительских прав (данные Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации - решение от №3.6-12/43 17 марта 2009 г.).

Глава 2

 

Физическое насилие

Физическое насилие - один из самых распространенных видов на­силия по отношению к детям. Оно оказывается возможным, в первую очередь, в силу беспомощности ребенка, его неспособности защитить себя, дать сдачи взрослому.

Физическое насилие включает в себя широкий диапазон действий по отношению к детям, часть из которых сурово осуждается окружа­ющими, тогда как другая нередко воспринимается с одобрением, а в некоторых случаях является негласным стандартом воспитания («По­жалеешь розог - испортишь ребенка», «Лучше заставлять сына пла­кать, чем самому потом плакать о нем»). Наиболее часто физическое насилие встречается в виде физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует скорее в общественном сознании, чем в реальной жизни. Когда говорят о наси­лии, формируется обычно образ родителя-монстра - алкоголика либо психически больного, получающего удовольствие от страданий ре­бенка. Когда же говорят о физических наказаниях, как правило, имеют в виду обычных родителей, беспокоящихся за судьбу своего ребенка. При этом многим кажутся вполне допустимыми наказания ребенка за провинности ремнем, избиения различными случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами, кидание ребенка на стенку, таскание за волосы, выкручивание рук, ушей, пощечины, под­затыльники, тычки.

Практика работы с детьми, пострадавшими от физического наси­лия, и с родителями, применяющими физические наказания, показы­вает, что такие наказания легко переходят в насилие и что граница между насилием и наказаниями достаточно условна. С одной стороны, действия, которые внешне выглядят как обычные наказания, могут яв­ляться способом разрешения эмоциональных проблем родителей, с другой стороны, родители, очевидно жестоко обращающиеся с ребен­ком, зачастую искренне считают, что делают это для его же блага.

И то и другое может приносить серьезный вред ребенку, его раз­витию и здоровью. Различия в мотивации родителей в применении физических воздействий, выявляемые, как правило, в процессе пси­

хологической работы, оказываются незначительными по сравнению с физическими и психологическими последствиями применения физи­ческих наказаний.

Детям, подвергающимся физическому насилию в семье, часто труд­но поделиться тем, что родители их избивают, они нередко принимают точку зрения родителей на себя и свои поступки и стыдятся того, что их наказывают. Даже в тех случаях, когда окружающим - учителям, со­седям, родственникам - кажется чрезмерно жестоким то, как родители обращаются с ребенком или наказывают его, они зачастую не имеют представления о том, как можно вмешаться и защитить ребенка. От­сутствие общепринятых представлений о том, что является нормаль­ным обращением, допустимость применения физических наказаний в воспитании, а также трудности вмешательства в чужую жизнь и неяс­ность перспектив позитивного разрешения ситуации приводят к тому, что дети часто остаются без помощи.

Физическое насилие выявляется в основном в неблагополуч­ных семьях. Так, многие пьющие родители состоят на учете в ми­лиции или привлекают своим асоциальным образом жизни внима­ние окружающих, в силу чего знакомые, соседи или родственники могут, беспокоясь о детях, обратиться в соответствующие учреж­дения.

Во внешне благополучных семьях физическое насилие выяв­ляется значительно реже. Эксцессы, приводящие к значительным физическим травмам, зачастую оказываются нераспознанными, если они произошли в «обычной» семье, где родители в других от­ношениях не нарушают социальных норм. Рядом с ребенком из та­кой семьи может не оказаться никого, кто мог бы вмешаться. Кро­ме того, в таких семьях детям больше свойственно воспринимать физическое насилие как данность и не жаловаться посторонним людям, потому что оно сочетается с проявлением любви и заботы в других ситуациях. Происходит своеобразная «сверхинтеграция» (Д. Финхельхор) этих переживаний [см. Детская и подростковая психотерапия, 2001].

Некоторые изменения в отношении к физическому насилию над детьми в нашей стране стали происходить с начала 1990-х годов. Кризисные службы, приюты, социально-реабилитационные центры, некоммерческие организации, оказывающие помощь детям, способствовали выявлению случаев физического насилия над детьми, привлечению внимания к этой проблеме профессионалов, средств массовой информации и общественности, стали более очевидными последствия жестокого обращения.

 

Виды физического насилия

Перечислить все виды физического насилия над детьми невозмож­но в силу их разнообразия. Чаще всего физическое насилие проявля­ется в следующих формах:

• Нанесение ребенку физических травм и телесных поврежде­ний;

• Применение регулярных физических наказаний;

• Намеренное лишение ребенка пищи, приводящее к ущербу для здоровья;

• Употребление ребенком алкоголя или наркотических веществ (с согласия или по принуждению родителей);

• Синдром тряски младенца;

• Синдром Munchausen by proxy (синдром Мюнхгаузена).

В своей практике мы сталкивались с «привычной» поркой ремнем (один из серьезных случаев - 8-летний мальчик, вся спина у которого была в рубцах и шрамах); с избиениями прутами и шнурами; любыми другими предметами, попавшимися под руку (в одном случае мать наказывала 7-летнего мальчика железной трубкой); с прижиганием трехлетнего ребенка сигаретой, намеренным «в целях воспитания» ожогом утюгом; с попыткой утопления 12-летнего мальчика в ванне, постановкой на колени на горох и рис на несколько часов, привязы­ванием к кровати и батарее и прочими «мелочами» - выкручиванием ушей, шлепками, пощечинами и подзатыльниками, швырянием ребен­ка об стену и т.д.

В научной литературе приводятся сведения о характере наиболее распространенных телесных повреждений, полученных в результате насильственных действий [Green, 1980]:

• членовредительство;

• повреждение костей или мягких тканей;

• субдуральные гематомы;

• кровоизлияние сетчатки глаза;

• ушибы тела, ягодиц или головы (характерны следующие по­вреждения: синяки на ягодицах или ниже спины; синяки в об­ласти гениталий; могут быть другие повреждения, которые на­несены в связи с тем, что ребенок мочится или грязный; важна конфигурация синяков, в том числе следы от руки, щипков, в виде узкой полосы от ремня и др.);

• определенный тип ожогов (например, множественные ожоги от сигарет, ошпаривание рук или ног, ожоги промежности, яго­диц);

• абдоминальная травма, ведущая к разрыву печени или селе­зенки;

• рентгенологические знаки (такие, как смещение суставов,

и др.);

• следы укусов.

Дети подвергаются физическому насилию в любом возрасте. По некоторым данным, возраст жертв физического насилия распреде­ляется следующим образом: одна треть - до года, одна треть - меж­ду годом и шестью годами и одна треть - после 6 лет. Маленьких детей чаще избивают матери, в то время как подростков чаще бьют отцы [Meadow, 1993]. Мальчики чаще страдают от физического на­силия, чем девочки.

Дети, остающиеся без помощи в семьях, где они уже получали се­рьезные телесные повреждения, более чем в половине случаев под­вергаются риску снова получить травму или погибнуть.

 

Физическое насилие и телесные наказания

Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются. Дети, с которыми так обращаются, лишены чув­ства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

Одно из определений телесного наказания - любое предпри­нятое с целью наказания ребенка действие, которое, будучи совер­шенным в отношении взрослого человека, рассматривалось бы как противоправное нападение

Источник: материалы программы «Строим Европу для детей

и вместе с детьми»

В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Существует достаточно много родителей, которые искренне считают, что физические наказания - наиболее эффективный и быстрый способ воспитания. Некоторые из них считают себя обязанными прини­мать такие меры ради ребенка, хотя часто сами расстраиваются после наказаний. (Вспомним высказывание одного родителя, приведенное Л.И. Божович: «Бью и плачу».) Конечно же, во многих случаях при фи­зических наказаниях дети не получают серьезных травм, однако даже в тех случаях, когда избиение не заканчивается повреждениями, оно всегда имеет те или иные психологические последствия.

В том, что физические наказания рассматриваются как возможный способ воспитания, свою роль играет и отношение к физическим нака­заниям со стороны специалистов. Многие люди, работающие в области оказания помощи детям, считают физические наказания допустимыми, а в случаях поведенческих нарушений у ребенка - и необходимыми. Это создает определенную путаницу у родителей, обращающихся за консуль­тацией по поводу своих детей. Наш опыт обучения специалистов работе с насилием свидетельствует о том, что тема физических наказаний вызы­вает много сложностей в восприятии материала, обусловленных тем, что многие из нас сами подвергались физическим наказаниям в своем дет­стве и не имеют достаточно отрефлексированного отношения к ним.

Последствия «обычных» физических наказаний.

• Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу на­казания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьез­ные травмы.

• Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлеп­кам, особенно, когда они входят в повседневную практику. На­казания перестают корректировать его поведение, что приво­дит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.

• Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковре­менным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а также может способствовать повышению агрессивности.

• Физические наказания не позволяют добиться устойчивых по­ложительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, напри­мер, нарушению эмоциональных отношений с родителями, ис­кажению самооценки ребенка.

• У взрослых всегда существует множество возможностей воз­действовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.

• Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:

 

- Люди, которые вас больше всего любят - это те, которые вас бьют.

- У вас есть право бить других членов семьи.

- Вы можете применять физическую силу по отношению к дру­гим, когда другие методы не действуют.

• Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к роди­телям. Статистика говорит о том, что каждый второй ребенок, которого серьезно били родители, в свое время сам ударит ро­дителя.

Для детей прямыми психологическими последствиями физическо­го насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх,

тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные послед­ствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в за­держке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появ­лялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п.

Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на на­казания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

 

Факторы, способствующие физическому насилию в семье

Применение телесных наказаний в воспитании отчасти зависит от традиционных культурно-исторических представлений о воспитании ребенка. В целом в странах, где физические наказания не запрещены законом или их применение не влечет за собой каких-либо санкций, родители чаще применяют физическую силу в воспитании детей. Од­нако даже при наличии соответствующих законов во многих семьях дети подвергаются физическому насилию. Некоторые современные авторы [Franklin, 1977, 1979] считают, что практически все родители могут при определенных обстоятельствах применять суровые наказа­ния по отношению к своим детям.

Обычно выделяют ряд факторов, способствующих этому: социальные и ситуационные, особенности семьи и родителей, особенности детей.

К социальным и ситуационным факторам относятся существующие длительное время материальные проблемы, перенаселенность и ску­ченность, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения, недостаток кон­тактов с родственниками или друзьями, отсутствие социальной под­держки (некуда и не к кому обратиться за помощью).

Резкие изменения в социальной и экономической жизни часто приводят к увеличению масштабов жестокого обращения с деть­ми, так как дети быстрее адаптируются к изменениям. Родителей шокируют изменения, происходящие в детях, быстрое принятие ими новых нормативов. В США такой всплеск был отмечен в связи с притоком сельского населения в город: дети, посещавшие школы, довольно быстро усваивали городские нормы жизни, свободнее

вели себя, тогда как родители чувствовали себя изолированными, не успевали за своими детьми и происходящие в их поведении из­менения воспринимали как признак испорченности.

Важную роль в распространенности физического насилия играет отношение общества к насилию вообще. Насилие, постоянно присут­ствующее в кино и на телевидении, в книгах и СМИ, делает его фактом жизни, узаконивает силовое решение жизненных проблем, что снижа­ет чувствительность к насилию и делает его приемлемым по отноше­нию к детям.

Важным ситуационным фактором другого рода является вынуж­денная разлука ребенка с матерью, особенно на первом году жизни (например, попадание в больницу), поскольку такая разлука нарушает процесс формирования привязанности между ребенком и матерью.

Применению физических наказаний способствуют такие особенно­сти родителей, как неуверенность, социальная нормативность, незре­лость, зависимость, преувеличение ценности физических наказаний, боязнь того, что ребенок «испортится».

Часто родители, применяющие физические наказания, искаженно воспринимают ребенка, думают, что ребенок намеренно раздражает их, злит или делает что-то не так, находят подтверждение плохого от­ношения к себе в том, что ребенок плохо себя ведет, разочаровыва­ются, когда ребенок не удовлетворяет их собственные потребности в любви, тепле, общении.

Молодые родители чаще применяют физические наказания, чем более опытные: в семьях с двумя-тремя детьми старшие дети, как пра­вило, наказываются более жестко, чем младшие. Нарушенные супру­жеские отношения увеличивают риск применения физической силы в отношениях между членами семьи, в том числе и по отношению к детям.

В случаях, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети практически всегда подвергаются как физическому, так и эмоциональ­ному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия.

Особое значение имеет собственный детский опыт родителей. Под­вергавшиеся в детстве физическому или эмоциональному насилию взрослые значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

В семьях, где применяются регулярные физические наказания, как правило, плохо распределены семейные роли. Либо вся власть кон­

центрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

Некоторые особенности поведения детей также могут провоциро­вать наказания. Это относится в первую очередь к очень подвижным детям, например, страдающим синдромом гиперактивности/дефи­цита внимания. Чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания, склонность попадать в несчастные случаи делают взаимодействие с такими детьми и контроль над их поведени­ем чрезвычайно трудным и утомительным занятием; они раздражают окружающих и получают больше негативных реакций в свой адрес.

Дети с физическими и умственными отклонениями, особенно­стями развития и характера, например, чрезвычайно обидчивые, также подвержены риску жестокого обращения со стороны роди­телей. Во многом это связано как с трудностями взаимодействия с такими детьми, так и с переживанием родителями чувства вины, иногда с ощущением краха жизни. Родителям детей с особенно­стями характера и физическими недостатками, а также родителям подвижных детей значительно труднее, чем другим, чувствовать себя успешными, благополучными родителями, что зачастую про­воцирует выраженные эмоциональные реакции и приводит к неа­декватным воздействиям на детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.