КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жестокое обращение с детьми: феноменология и помощь 2 страница
Медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей. Стремление объяснить насилие по отношению к детям психической патологией родителей не нашло подтверждения ни в практике, ни в исследованиях. Не удалось также выявить типичные личностные особенности родителей, склонных жестоко обращаться с детьми. Единственный факт, который удалось установить точно, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению (Ney, 1988. цит. по [Крайг, 2000]). Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого - воспроизводство выросшим ребенком ролевых моделей своих родителей. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в том и в другом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приводит (если ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его в определенные рамки насильно. Нередко родители, пережившие в детстве жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, которые могут возникнуть во взаимодействии с детьми, считать их недопустимыми. Такое вытеснение приводит к неспособности отреагировать на подобные эмоции нормальным способом. Накопление этих переживаний в определенных условиях может приводить к неконтролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка. Социологические объяснения принимают во внимание прежде всего влияние на жестокое обращение с ребенком социальных факторов. Они подчеркивают роль социально-экономических проблем: бедности, безработицы или внезапной потери работы, скученности, социальной изоляции, приводящих к нарастанию эмоционального напряжения, неудовлетворенности собой, окружающими и жизнью в целом. Рассматривается также влияние социальных стереотипов: культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания и тому подобные общественные представления. Ситуационные объяснения придают значение сочетанию определенных обстоятельств в микросреде: особенностям (поведения) ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье и т.п. По современным представлениям, жестокое обращение с детьми обусловлено целым рядом факторов, которые нуждаются в изучении при работе с конкретными случаями. В практике можно выделить четыре общие группы наиболее типичных факторов риска жестокого обращения: факторы, связанные с родителями; с семьей; с особенностями ребенка; со средой (Thomas, Leicht, Hughes, Madigan, Dowel. Emerging Practices in the Prevention of Child Abuse and Neglect. 2003) J.Goldman, M.K.Salus, D.Wolcott, K.Y.Kennedy описывают в качестве наиболее распространенных общих факторов риска жестокого обращения с детьми следующие. Факторы, касающиеся детей: преждевременные роды, недоношенность, низкий вес, наличие патологий, воздействие токсинов во время беременности; особенности темперамента ребенка: слегка заторможенные, медленные, трудные на подъем дети; дети с наличием физической, интеллектуальной, эмоциональной патологии, страдающие хроническими или серьезными заболеваниями; частые детские травмы; участие в асоциальной компании; маленький возраст; наличие проблем с поведением, агрессивность, синдром гиперактивности - дефицита внимания. Факторы, связанные с семьей и родителями: внешний локус контроля; импульсивность, трудности самоконтроля; депрессия/повышенная тревожность; низкая фрустрационная толерантность; ощущение небезопасности; отсутствие доверия; ненадежная привязанность с собственными родителями; переживание жестокого обращения в собственном детстве; выраженные конфликты между родителями, домашнее насилие; особенности структуры семьи - один родитель, не имеющий поддержки, большое количество детей в семье; социальная изоляция, отсутствие поддержки; наличие психопатологии у родителей; злоупотребление алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами; разрыв отношений или развод, особенно развод, протекающий с выраженными конфликтами; молодой возраст родителей; высокий общий уровень стресса; недостаточное родительско-детское взаимодействие, негативные или обвиняющие установки по отношению к нему; неадекватные представления и ожидания относительно развития ребенка. Социальные и средовые факторы: низкий социально-экономический статус; наличие стрессовых событий в жизни; отсутствие доступа к медицинским услугам, медицинскому страхованию, недостаток помощи детям и социальных услуг; безработица; бездомность; социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки; расизм, дискриминация; недостаток образования; опасные, склонные к насилию соседи/ окружение; высокий уровень насилия в месте проживания. (Goldman, M. K. Salus, D. Wolcott, and K. Y. Kennedy. A coordinated response to child abuse and neglect: The foundation for practice. 2003) Некоторые факторы риска значительно повышают угрозу жестокого обращения с ребенком по сравнению с другими. Так, Ethier, Couture, Lacharite, в течение 4 лет проводили исследование 56 матерей, которые обвинялись социальными службами в жестоком обращении с детьми или расценивались как группа высокого риска жестокого обращения по отношению к своим детям. Целью исследования являлся анализ отношений между выявленными к моменту включения матерей в исследование психосоциальными факторами риска (затрагивающими прошлое и настоящее матерей), и тем, что в последующем некоторые из матерей так и остались в группе высокого риска жестокого обращения со своими детьми, а некоторые сумели разрешить эти проблемы. В результате исследования выявилось, что с существующим на протяжении длительного времени высоким риском жестокого обращения связаны следующие факторы: исходный уровень выраженности жестокого насилия или пренебрежения нуждами; наличие в семье обоих родителей; большое количество детей (в больших семьях риск хронизации жестокого обращения в 3,13 раза больше); мать в детстве сама оказывалась в замещающей семье (риск в 3,7 раза больше); мать являлась жертвой сексуального насилия (риск в 3,5 раза больше); мать уходила из дома в подростковом возрасте (риск 3,02 раза больше). Это исследование показало также, что если у матери обнаруживается сочетание более 8 факторов риска одновременно, то вероятность хронизации жестокого обращения увеличивается в 4 раза. (Ethier, Louise S. Couture, Germain. Lacharite, Carl. Journal of family violence. Vol. 19, 2004).
Распространенность жестокого обращения с детьми Распространенность жестокого обращения с детьми достаточно велика. По официальной статистике на 2007 год в Соединенных Штатах 794 тыс. детей пострадали от жестокого обращения (10,6 из каждой 1000 детей). Распределение жестокого обращения с детьми по категориям (США, 2007) Источник: US Department of Health and Human Service// Child Maltreatment 2007 Наличие графы «прочие виды жестокого обращения» отражает существование в законодательстве разных штатов собственных категорий жестокого обращения (например, «оставление ребенка»). Наиболее распространенным видом жестокого обращения является пренебрежение нуждами ребенка и чаще всего от жестокого обращения страдают маленькие дети.
Распределение жестокого обращения с детьми по возрастам (США, 2007) По опубликованным в 2009 году данным Министерства здравоохранения и социальных услуг США (US Department of Health and Human Service) в 2007 году в результате жестокого обращения со стороны родителей или замещающих их лиц умерли 1760 детей (приблизительно 2,35 на 100 000 всего детского населения).
При этом 34,1% детей умерли исключительно от последствий пренебрежения их нуждами; 26,4% детей - от физического насилия; 0,2% - от сексуального; 2,8% - от психологического насилия и других нераспознанных видов жестокого обращения, 1,2% - в результате пренебрежения потребностями ребенка в медицинской помощи, лечении и уходе; 35.2% -от сочетанного воздействия нескольких видов жестокого обращения.
Из всех детей, погибших от насилия и отсутствия заботы, 42,2% - дети возраста до года; 33,5% - дети в возрасте от 1 до 3 лет; 12,9% - дети от 4 до 7 лет; 4,7% - в возрасте от 8 до 11 лет; 6,5% - подростки от 12 до 17 лет. Источник: US Department of Health and Human Service// Child Maltreatment 2007 Аналогичные цифры были опубликованы в более ранних исследованиях проблемы жестокого обращения с детьми в Канаде, Австралии, Великобритании и Германии (Emery, 1989 - цит. по [Крайг, 2000]). Следует еще раз отметить, что эти данные касаются только детей, погибших от жестокого обращения, и не охватывают все выявленные случаи. При этом исследователи отмечают, что от 50 до 60% случаев гибели детей от жестокого обращения не учитываются статистикой. К сожалению, в России отсутствует национальная система сбора статистических данных относительно случаев жестокого обращения с детьми, оценивать масштабы проблемы приходится лишь косвенно по цифрам милицейских сводок, отобрания детей из семьи и помещения в приют и т.д. Согласно данным Министерства образования и науки РФ в 2008 году в России выявлено 115627 детей, оставшихся без попечения родителей. В абсолютном большинстве это дети, оставшиеся без попечения при живых родителях, пострадавшие от насилия и пренебрежения нуждами. Ежегодно выявляется более ста тысяч детей, находящихся в таком положении.
Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в России в 1993-2008 гг. (по данным Министерства образования и науки РФ) Источник: http://www.usynovite.rU/statistics/2008/1/ О масштабах насилия и пренебрежения нуждами свидетельствует также постоянный рост числа детей, отобранных у родителей по причине лишения родительских прав вследствие невыполнения ими своих обязанностей по уходу за ребенком или насилия по отношению к нему. В 2000 году 42 917 лиц были лишены родительских прав, у которых было отобрано 53 073 ребенка и 4053 ребенка отобраны у родителей без лишения родительских прав. В 2007 году родительских прав было лишено 65 585 родителей, у которых было отобрано 77 416 детей, еще 5848 детей были отобраны у родителей без лишения их родительских прав (данные Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - решение от №3.6-12/43 17 марта 2009 г.). Глава 2
Физическое насилие Физическое насилие - один из самых распространенных видов насилия по отношению к детям. Оно оказывается возможным, в первую очередь, в силу беспомощности ребенка, его неспособности защитить себя, дать сдачи взрослому. Физическое насилие включает в себя широкий диапазон действий по отношению к детям, часть из которых сурово осуждается окружающими, тогда как другая нередко воспринимается с одобрением, а в некоторых случаях является негласным стандартом воспитания («Пожалеешь розог - испортишь ребенка», «Лучше заставлять сына плакать, чем самому потом плакать о нем»). Наиболее часто физическое насилие встречается в виде физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует скорее в общественном сознании, чем в реальной жизни. Когда говорят о насилии, формируется обычно образ родителя-монстра - алкоголика либо психически больного, получающего удовольствие от страданий ребенка. Когда же говорят о физических наказаниях, как правило, имеют в виду обычных родителей, беспокоящихся за судьбу своего ребенка. При этом многим кажутся вполне допустимыми наказания ребенка за провинности ремнем, избиения различными случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами, кидание ребенка на стенку, таскание за волосы, выкручивание рук, ушей, пощечины, подзатыльники, тычки. Практика работы с детьми, пострадавшими от физического насилия, и с родителями, применяющими физические наказания, показывает, что такие наказания легко переходят в насилие и что граница между насилием и наказаниями достаточно условна. С одной стороны, действия, которые внешне выглядят как обычные наказания, могут являться способом разрешения эмоциональных проблем родителей, с другой стороны, родители, очевидно жестоко обращающиеся с ребенком, зачастую искренне считают, что делают это для его же блага. И то и другое может приносить серьезный вред ребенку, его развитию и здоровью. Различия в мотивации родителей в применении физических воздействий, выявляемые, как правило, в процессе пси хологической работы, оказываются незначительными по сравнению с физическими и психологическими последствиями применения физических наказаний. Детям, подвергающимся физическому насилию в семье, часто трудно поделиться тем, что родители их избивают, они нередко принимают точку зрения родителей на себя и свои поступки и стыдятся того, что их наказывают. Даже в тех случаях, когда окружающим - учителям, соседям, родственникам - кажется чрезмерно жестоким то, как родители обращаются с ребенком или наказывают его, они зачастую не имеют представления о том, как можно вмешаться и защитить ребенка. Отсутствие общепринятых представлений о том, что является нормальным обращением, допустимость применения физических наказаний в воспитании, а также трудности вмешательства в чужую жизнь и неясность перспектив позитивного разрешения ситуации приводят к тому, что дети часто остаются без помощи. Физическое насилие выявляется в основном в неблагополучных семьях. Так, многие пьющие родители состоят на учете в милиции или привлекают своим асоциальным образом жизни внимание окружающих, в силу чего знакомые, соседи или родственники могут, беспокоясь о детях, обратиться в соответствующие учреждения. Во внешне благополучных семьях физическое насилие выявляется значительно реже. Эксцессы, приводящие к значительным физическим травмам, зачастую оказываются нераспознанными, если они произошли в «обычной» семье, где родители в других отношениях не нарушают социальных норм. Рядом с ребенком из такой семьи может не оказаться никого, кто мог бы вмешаться. Кроме того, в таких семьях детям больше свойственно воспринимать физическое насилие как данность и не жаловаться посторонним людям, потому что оно сочетается с проявлением любви и заботы в других ситуациях. Происходит своеобразная «сверхинтеграция» (Д. Финхельхор) этих переживаний [см. Детская и подростковая психотерапия, 2001]. Некоторые изменения в отношении к физическому насилию над детьми в нашей стране стали происходить с начала 1990-х годов. Кризисные службы, приюты, социально-реабилитационные центры, некоммерческие организации, оказывающие помощь детям, способствовали выявлению случаев физического насилия над детьми, привлечению внимания к этой проблеме профессионалов, средств массовой информации и общественности, стали более очевидными последствия жестокого обращения.
Виды физического насилия Перечислить все виды физического насилия над детьми невозможно в силу их разнообразия. Чаще всего физическое насилие проявляется в следующих формах: • Нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений; • Применение регулярных физических наказаний; • Намеренное лишение ребенка пищи, приводящее к ущербу для здоровья; • Употребление ребенком алкоголя или наркотических веществ (с согласия или по принуждению родителей); • Синдром тряски младенца; • Синдром Munchausen by proxy (синдром Мюнхгаузена). В своей практике мы сталкивались с «привычной» поркой ремнем (один из серьезных случаев - 8-летний мальчик, вся спина у которого была в рубцах и шрамах); с избиениями прутами и шнурами; любыми другими предметами, попавшимися под руку (в одном случае мать наказывала 7-летнего мальчика железной трубкой); с прижиганием трехлетнего ребенка сигаретой, намеренным «в целях воспитания» ожогом утюгом; с попыткой утопления 12-летнего мальчика в ванне, постановкой на колени на горох и рис на несколько часов, привязыванием к кровати и батарее и прочими «мелочами» - выкручиванием ушей, шлепками, пощечинами и подзатыльниками, швырянием ребенка об стену и т.д. В научной литературе приводятся сведения о характере наиболее распространенных телесных повреждений, полученных в результате насильственных действий [Green, 1980]: • членовредительство; • повреждение костей или мягких тканей; • субдуральные гематомы; • кровоизлияние сетчатки глаза; • ушибы тела, ягодиц или головы (характерны следующие повреждения: синяки на ягодицах или ниже спины; синяки в области гениталий; могут быть другие повреждения, которые нанесены в связи с тем, что ребенок мочится или грязный; важна конфигурация синяков, в том числе следы от руки, щипков, в виде узкой полосы от ремня и др.); • определенный тип ожогов (например, множественные ожоги от сигарет, ошпаривание рук или ног, ожоги промежности, ягодиц); • абдоминальная травма, ведущая к разрыву печени или селезенки; • рентгенологические знаки (такие, как смещение суставов, и др.); • следы укусов. Дети подвергаются физическому насилию в любом возрасте. По некоторым данным, возраст жертв физического насилия распределяется следующим образом: одна треть - до года, одна треть - между годом и шестью годами и одна треть - после 6 лет. Маленьких детей чаще избивают матери, в то время как подростков чаще бьют отцы [Meadow, 1993]. Мальчики чаще страдают от физического насилия, чем девочки. Дети, остающиеся без помощи в семьях, где они уже получали серьезные телесные повреждения, более чем в половине случаев подвергаются риску снова получить травму или погибнуть.
Физическое насилие и телесные наказания Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются. Дети, с которыми так обращаются, лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка. Одно из определений телесного наказания - любое предпринятое с целью наказания ребенка действие, которое, будучи совершенным в отношении взрослого человека, рассматривалось бы как противоправное нападение Источник: материалы программы «Строим Европу для детей и вместе с детьми» В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Существует достаточно много родителей, которые искренне считают, что физические наказания - наиболее эффективный и быстрый способ воспитания. Некоторые из них считают себя обязанными принимать такие меры ради ребенка, хотя часто сами расстраиваются после наказаний. (Вспомним высказывание одного родителя, приведенное Л.И. Божович: «Бью и плачу».) Конечно же, во многих случаях при физических наказаниях дети не получают серьезных травм, однако даже в тех случаях, когда избиение не заканчивается повреждениями, оно всегда имеет те или иные психологические последствия. В том, что физические наказания рассматриваются как возможный способ воспитания, свою роль играет и отношение к физическим наказаниям со стороны специалистов. Многие люди, работающие в области оказания помощи детям, считают физические наказания допустимыми, а в случаях поведенческих нарушений у ребенка - и необходимыми. Это создает определенную путаницу у родителей, обращающихся за консультацией по поводу своих детей. Наш опыт обучения специалистов работе с насилием свидетельствует о том, что тема физических наказаний вызывает много сложностей в восприятии материала, обусловленных тем, что многие из нас сами подвергались физическим наказаниям в своем детстве и не имеют достаточно отрефлексированного отношения к ним. Последствия «обычных» физических наказаний. • Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы. • Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий. • Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а также может способствовать повышению агрессивности. • Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. • У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано. • Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:
- Люди, которые вас больше всего любят - это те, которые вас бьют. - У вас есть право бить других членов семьи. - Вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие методы не действуют. • Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям. Статистика говорит о том, что каждый второй ребенок, которого серьезно били родители, в свое время сам ударит родителя. Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.
Факторы, способствующие физическому насилию в семье Применение телесных наказаний в воспитании отчасти зависит от традиционных культурно-исторических представлений о воспитании ребенка. В целом в странах, где физические наказания не запрещены законом или их применение не влечет за собой каких-либо санкций, родители чаще применяют физическую силу в воспитании детей. Однако даже при наличии соответствующих законов во многих семьях дети подвергаются физическому насилию. Некоторые современные авторы [Franklin, 1977, 1979] считают, что практически все родители могут при определенных обстоятельствах применять суровые наказания по отношению к своим детям. Обычно выделяют ряд факторов, способствующих этому: социальные и ситуационные, особенности семьи и родителей, особенности детей. К социальным и ситуационным факторам относятся существующие длительное время материальные проблемы, перенаселенность и скученность, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения, недостаток контактов с родственниками или друзьями, отсутствие социальной поддержки (некуда и не к кому обратиться за помощью). Резкие изменения в социальной и экономической жизни часто приводят к увеличению масштабов жестокого обращения с детьми, так как дети быстрее адаптируются к изменениям. Родителей шокируют изменения, происходящие в детях, быстрое принятие ими новых нормативов. В США такой всплеск был отмечен в связи с притоком сельского населения в город: дети, посещавшие школы, довольно быстро усваивали городские нормы жизни, свободнее вели себя, тогда как родители чувствовали себя изолированными, не успевали за своими детьми и происходящие в их поведении изменения воспринимали как признак испорченности. Важную роль в распространенности физического насилия играет отношение общества к насилию вообще. Насилие, постоянно присутствующее в кино и на телевидении, в книгах и СМИ, делает его фактом жизни, узаконивает силовое решение жизненных проблем, что снижает чувствительность к насилию и делает его приемлемым по отношению к детям. Важным ситуационным фактором другого рода является вынужденная разлука ребенка с матерью, особенно на первом году жизни (например, попадание в больницу), поскольку такая разлука нарушает процесс формирования привязанности между ребенком и матерью. Применению физических наказаний способствуют такие особенности родителей, как неуверенность, социальная нормативность, незрелость, зависимость, преувеличение ценности физических наказаний, боязнь того, что ребенок «испортится». Часто родители, применяющие физические наказания, искаженно воспринимают ребенка, думают, что ребенок намеренно раздражает их, злит или делает что-то не так, находят подтверждение плохого отношения к себе в том, что ребенок плохо себя ведет, разочаровываются, когда ребенок не удовлетворяет их собственные потребности в любви, тепле, общении. Молодые родители чаще применяют физические наказания, чем более опытные: в семьях с двумя-тремя детьми старшие дети, как правило, наказываются более жестко, чем младшие. Нарушенные супружеские отношения увеличивают риск применения физической силы в отношениях между членами семьи, в том числе и по отношению к детям. В случаях, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети практически всегда подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия. Особое значение имеет собственный детский опыт родителей. Подвергавшиеся в детстве физическому или эмоциональному насилию взрослые значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей. В семьях, где применяются регулярные физические наказания, как правило, плохо распределены семейные роли. Либо вся власть кон центрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания. Это относится в первую очередь к очень подвижным детям, например, страдающим синдромом гиперактивности/дефицита внимания. Чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания, склонность попадать в несчастные случаи делают взаимодействие с такими детьми и контроль над их поведением чрезвычайно трудным и утомительным занятием; они раздражают окружающих и получают больше негативных реакций в свой адрес. Дети с физическими и умственными отклонениями, особенностями развития и характера, например, чрезвычайно обидчивые, также подвержены риску жестокого обращения со стороны родителей. Во многом это связано как с трудностями взаимодействия с такими детьми, так и с переживанием родителями чувства вины, иногда с ощущением краха жизни. Родителям детей с особенностями характера и физическими недостатками, а также родителям подвижных детей значительно труднее, чем другим, чувствовать себя успешными, благополучными родителями, что зачастую провоцирует выраженные эмоциональные реакции и приводит к неадекватным воздействиям на детей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |