КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жестокое обращение с детьми: феноменология и помощь 7 страница
Мать в течение всего времени ни о чем не догадывалась, отец постоянно напоминал дочери, что, если мать что-нибудь узнает, семья развалится, часто говорил, что благополучие близких зависит от нее. Ситуация раскрылась, когда девушка попала на прием к психологу после суицидной попытки. Даже после того, как девушка рассказала матери об инцестных отношениях, та не верила в них до того момента, пока муж сам не признался в них. Мать рассказала, что их семья считается «образцовой», отец всегда заботился о дочери, «одевал», «провожал и встречал с дискотеки», «все вокруг восхищались им». После раскрытия инцеста девушка прекратила отношения с отцом, в течение года не появлялась дома, не отвечала на его письма. Отец по настоянию матери обратился к психотерапевту, проходил анонимное лечение. Мать чувствовала себя очень виноватой, встала на сторону дочери, старалась всячески оказывать ей поддержку и помощь. В этом случае инцест продолжался четырнадцать лет, угрозы отца видоизменялись по мере взросления дочери и соответствовали ее возрасту. Девочка находилась под постоянным давлением и контролем со стороны отца, фактически была лишена личной свободы. Очевидно, что этот контроль, который внешне выглядел как забота о ребенке, был необходим для того, чтобы отношения между отцом и дочерью оставались скрытыми от других. Девушка так описывала свои переживания в детском возрасте: «Я всегда чувствовала себя не такой, как другие девочки, боялась общаться с кем-нибудь, чтобы они не догадались об этих отношениях, ужасно боялась проговориться. Я часто не могла сидеть на уроках, так как мысли были ужасными, прикидывалась больной, отпрашивалась под разными предлогами домой, бродила вокруг дома, боясь вернуться туда до прихода матери». Наряду с тем, что она ненавидела характер отношений с отцом, ей не удавалось прекратить их самостоятельно даже в достаточно взрослом возрасте, - в 23 года она чувствовала себя очень зависимой от отца. В процессе взаимодействия стало очевидным, что, кроме страха за себя и близких, одним из факторов, мешающих прекратить отношения с отцом, была привязанность и жалость к нему: «Я его люблю, только бы никогда не вступать с ним в сексуальные отношения». Последствиями этих отношений были трудности в интимных отношениях с мужчинами, негативное отношение к себе. Девушка была изнасилована незнакомым мужчиной (даже не пыталась сопротивляться, сама пошла за насильником, жалела его, испытывала отвращение к себе, но ни в чем не обвиняла его), тяжело переживала происшедшее, совершила истинную суицидную попытку, случайно осталась в живых. По характеру девушка была очень покорной, не могла ни в чем никому отказать, всем старалась помочь, не считаясь со своими интересами. Была сильно привязана к брату и матери (хотя отношения с последней не были действительно близкими), отличалась чрезмерно повышенным чувством долга и ответственности, в то же время испытывала трудности в принятии решений. В ее отношении к брату и матери также проявлялись существенные искажения (она не хотела ехать домой на каникулах, чтобы не вступать в сексуальные отношения с отцом, но считала, что должна ехать, так как боялась, что отец устроит скандал матери и брату). Важно подчеркнуть, что инцестные отношения всегда являются насилием, если не по форме, то по существу, и прежде всего психологическим насилием. Их травматичностью и вредное воздействие на личность ребенка усугубляются патологическим сочетанием различных полярных чувств - привязанности и отвращения; доверия к близкому человеку и пониманием ненормальности происходящего; необходимостью сохранять тайну и вынужденной изоляцией, как от других близких людей (прежде всего от матери), так и от сверстников, постоянным чувством вины то перед одним, то перед другим родителем. Это может приводить к формированию таких черт личности, как чрезмерная зависимость и покорность, неуверенность в себе и сниженная самооценка. Сформировавшееся в детстве и поддерживающееся в течение длительного времени чувство беспомощности и невозможности что-либо изменить может оказывать продолжительное влияние на поведение и отношения уже взрослого человека, который в отличие от ребенка на самом деле вполне способен постоять за себя и управлять своей жизнью самостоятельно. Иногда именно это способствует тому, что пострадавший и в будущем оказывается жертвой других сексуальных посягательств из-за неуверенности в своих правах и неумения противостоять насилию. Возможное объяснение механизма формирования психологических последствий сексуальных посягательств предлагает теория выученной беспомощности М. Селигмана (M. Seligman). Согласно этой теории, человек, сталкиваясь с ситуациями, которые он никаким образом не может разрешить, теряет веру в возможность воздействовать на обстоятельства в будущем. При длительном сохранении такого положения человек может считать себя неспособным разрешать ситуации, с которыми он объективно способен справиться. Ситуацию «что ни сделаешь, все плохо», в которой часто оказываются жертвы инцеста, также использовал Дж. Бэйтсон (G. Bateson) при описании «двойной ловушки» как механизма, объясняющего модель формирования шизофренического поведения. Это делает понятной серьезность последствий инцестных отношений для детей. Инцест встречается во всех социальных слоях общества, мы наблюдали большей частью внешне благополучные семьи. В большинстве семей, где были выявлены инцестные отношения, обнаруживались следующие особенности: • Закрытость семьи при наличии тесных связей между ее членами. Семья оказывается изолированной от других, так как в ней есть тайна, которая не должна выйти наружу. Насильник прилагает много усилий для того, чтобы скрыть сексуальные отношения с ребенком, и с этой целью старается всячески контролировать отношения других членов семьи между собой и внешним миром. • Возникает дистанцированность в отношениях между матерью и дочерью, которая обусловлена тем, что взрослый принуждает ребенка скрывать отношения с ним от других членов семьи, прежде всего от матери. Возможно, это не является общим правилом, но во всех семьях, с которыми мы работали, где отчим или отец состояли в инцестных отношениях с ребенком, они занимали психологически зависимую, подчиненную позицию в семье. Большинство из них имели какие-либо сексуальные проблемы, например, снижение потенции после длительной алкоголизации или в результате операции на предстательной железе. В тех случаях, когда удавалось их пригласить на прием и поговорить о случившемся, они давали очень схожие между собой объяснения, часто довольно нелепого характера. Так, отчим одной из пострадавших, 16-летней девушки, преподаватель вуза, объяснял, что он «хотел защитить дочку от насилия», «показать ей, что такое настоящий секс, чтобы она ни на что другое не соглашалась». Особенностью инцестных отношений является и то, что последствия раскрытия их часто оказываются не менее травматичными для всех членов семьи, чем сами эти отношения. Раскрытие инцеста часто приводит к распаду семьи, вынужденному уходу инцестного родителя, тяжелому состоянию и матери, и ребенка. Ребенок теряет отца, мать - мужа, причем зачастую в ее сознании виновным в этой потере является ребенок, «из-за которого все и произошло». Кроме всего прочего, уход мужа (истинную причину которого часто кажется невозможным объяснить окружающим) может приводить к существенному ухудшению материального положения семьи. На повторную судебно-психологическую экспертизу была направлена девочка 7лет, которая неожиданно полностью изменила свои показания относительно сексуальных домогательств со стороны отчима, происходивших более года назад. В семье трое детей, двое от второго брака. Мать не работает, так как младшему ребенку к этому времени исполнилось 1,5 года. Дело было заведено после того, как мать, неожиданно вернувшись, застала полностью раздетых мужа и дочь в момент принуждения дочери к орально-генитальному контакту. Мать тут же вызвала милицию, и отчим был арестован. Так как отчим был единственным кормильцем в семье, к тому моменту, когда должен был состояться суд - примерно через год после деликта, - семья впала в полную нищету. Окружающие (мать и бабушка), которые сначала жалели девочку, постепенно изменили к ней отношение, стали говорить о том, что она сама спровоцировала этот эксцесс, что, может быть, ничего не было, а она все выдумала. Девочка выглядела очень несчастной, грустной, у нее отмечалось резкое снижение самооценки, она хотела, чтобы «папу скорее отпустили», говорила: «Скорей бы вернулся папа - когда он был, у нас было сладкое». В этом случае, несмотря на то что взрослые были свидетелями сексуальных домогательств по отношению к ребенку, под давлением тяжелых материальных проблем ситуация изменилась в их сознании таким образом, что девочка оказалась виноватой в случившемся. Особую роль при раскрытии инцеста играет позиция матери. Если мать не верит дочери, что довольно часто случается, то ребенок оказывается в еще более тяжелой ситуации, подвергается дополнительному давлению со стороны обоих родителей. В случае признания факта у матери возникает ощущение краха семьи, вины перед дочерью («не смогла защитить ребенка»), при этом она может одновременно испытывать амбивалентные чувства к дочери как к сопернице в отношениях с мужем, особенно когда речь идет о дочерях-подростках. Возникает сложная смесь тяжелых переживаний - ощущений несостоятельности как жены и женщины в сексуальном плане по отношению к мужу, как матери по отношению к ребенку. Не преодолев эти чувства, мать не может оказать достаточной поддержки ребенку. В Кризисную службу после судебно-психологической экспертизы обратилась мать с девочкой 9 лет. Они старались не смотреть друг на друга и практически не общались между собой. Мать рассказала, что развелась с отцом девочки, когда той было 3 года; отец после развода отношения с ними не поддерживал. С 5-летнего возраста девочки в семье живет отчим, девочка считает его родным отцом, отношения в семье были хорошие. Когда мать выходила за него замуж, знакомые предупреждали ее о том, что «рано или поздно он тебя бросит», так как тот был младше матери на 7 лет. Муж последние два года не работал в связи со сложностями трудоустройства, время проводил дома, делал много работы по дому, занимался уроками с девочкой. Мать работала «за двоих», поздно приходила домой. Последние полтора года девочка не хотела оставаться с отчимом одна, плакала; мать считала, что девочка просто не хочет делать уроки, ленится. Однажды, когда мать и дочь были вдвоем, и между ними возник близкий контакт, девочка сообщила матери, что отчим принуждает ее к сексуальным отношениям. Мать была потрясена, тут же обратилась в прокуратуру, отчим был арестован. По показаниям девочки, он принуждал ее к орально-генитальным контактам, показывал порнофильмы; при этом вовлекал в просмотр фильмов двух ее подруг. Мать выглядела подавленной, обвиняла себя в том, что вышла замуж, имея ребенка, боялась возвращения мужа («его отпустят, он нас убьет»; страхи были явно преувеличенными). Позже рассказала о том, что совсем не может общаться с девочкой, так как при взгляде на нее перед глазами возникают картины сексуальных отношений между мужем и дочерью. Она кормила дочь, заботилась о ней, но не могла с ней разговаривать, поэтому, когда девочка приходила из школы, мать ложилась спать и вставала только тогда, когда ребенка надо было кормить или укладывать спать. Девочка была печальной, держалась тихо, часто поглядывала на мать, мало говорила. На первом этапе работы, возможно, самым существенным позитивным фактором было то, что мать и дочь были вынуждены вдвоем ездить на прием к психологу (мать в это время с повышенной ответственностью относилась к своим родительским обязанностям) и поневоле общались друг с другом. При первой встрече мать так описывала ситуацию, что было непонятно, кем приходится ее муж девочке - отцом или отчимом. Даже на прямые вопросы пыталась отвечать уклончиво. Потом рассказала, что он - отчим, но девочка не знает об этом, после случившегося девочка сама часто спрашивает, кто он ей - отец или отчим, но мать не может сказать правды. Мать считала себя виновной в том, что повторно вышла замуж (ведь ее «предупреждали не выходить»), что «отказывала ему в оральном сексе» («тогда бы ничего не случилось»), больше всего винила себя в том, что она не обратила внимания на нежелание девочки оставаться с отчимом. Девочке сказали, что «папа в больнице, потому что так поступают только больные люди». Она беспокоилась и жалела его, в одной из бесед сказала, что папа попал в больницу из-за нее, если бы она ничего не рассказала, он был бы дома. Одновременно она чувствовала себя виноватой перед матерью, потому что ей «сразу же надо было обо всем рассказать, и тогда бы она так не расстраивалась» (очевидно, что, исходя из представлений ребенка, у нее не было возможного выхода из ситуации: не рассказывала - плохо, рассказала - тоже плохо). Работа с этим случаем продолжалась больше года, когда состояние матери улучшилось, она сама рассказала девочке о том, что отец ей не родной. С этого момента девочка стала писать отчиму письма, в которых говорила, что она скучает по нему, ждет домой после выздоровления. Улучшение состояния матери позволило ей почувствовать свою необходимость для ребенка, восстановило адекватные семейные роли матери и дочери. Стало возможным обсуждение различных трудностей в отношениях, в том числе и с отчимом. Мать не препятствовала девочке писать письма, во многом поддерживала ее. Через год поведение и круг интересов ребенка стали адекватны возрасту; девочка охотно рассказывала о своих контактах со сверстниками, улучшилась успеваемость в школе. У матери на первом этапе было большое количество негативных переживаний: растерянность, страх, потеря смысла жизни, симптоматика посттравматического стрессового расстройства, - все это способствовало нарушению отношений с дочерью. Когда ее состояние стало улучшаться и она осознала, что основным виновником случившегося является муж, а она сама и девочка - пострадавшие, она смогла сконцентрировать внимание на помощи дочери, и их отношения стали быстро налаживаться. Растерянность матери была обусловлена многими факторами: она оказалась под давлением родственников мужа, которые считали, что все случившееся «ошибка»; она не могла никому рассказать об этой истории и посоветоваться; у нее было ощущение потери мужа, дочери, семьи; она беспокоилась за последствия этой ситуации для дочери; она, наконец, чувствовала себя несостоятельной женщиной. Психотерапевтическая помощь дала возможность справиться с этими переживаниями. Таким образом, при раскрытии инцестных отношений и мать, и ребенок испытывают множество негативных переживаний. Важно помнить, что, как бы ребенок ни был против сексуальных отношений, если инцест длится значительное время и протекает без физического насилия, ребенок, кроме негативных чувств к насильнику, испытывает и позитивные, что значительно интенсифицирует последствия. Ребенок оказывается в тупике, выбраться из которого самостоятельно он не может: перед папой виноват, потому что все рассказал, перед мамой -что сразу не рассказал. Способом преодоления описанных последствий инцеста является восстановление детских и родительских ролей в семье, что, в частности, включает в себя правильную атрибуцию ответственности за произошедшее. Нормализация ролей означает адекватное понимание матерью того, что в ситуации инцеста ребенок является пострадавшим; он особенно нуждается в материнской заботе и любви, которых был лишен длительное время. Это возвращает матери ощущение нужности, восстанавливает чувство семьи («мы вместе, есть ребенок, о котором я должна заботиться»). У ребенка, в свою очередь, вновь появляются безопасные отношения с заботящимся о нем взрослым. Обсуждая с ребенком вопросы ответственности за произошедшее, необходимо учитывать (возможное) наличие позитивных чувств к инцестному родителю (со слов одной из пострадавших: «Я его очень люблю, но ненавижу эти приставания»). После раскрытия инцеста ребенок может считать эти чувства постыдными, подтверждающими его собственную вину, и очень важно дать ему понять, что эти чувства нормальны, имеют право на существование (можно не любить человека за что-либо и при этом быть к нему привязанным). Описанные выше случаи происходили во внешне благополучных семьях. Дети из асоциальных семей вообще редко обращаются за психологической помощью в силу низкой социальной компетентности, сомнений в том, что им кто-то будет помогать, отсутствия круга людей, на которых можно положиться. Кроме того, в асоциальных семьях сексуальные посягательства часто оказываются лишь одним из многих проявлений насилия, которое переживают дети. Однако в тех случаях, с которыми мы сталкивались, выявлялись некоторые особенности переживаний последствий сексуальных посягательств, проявляющиеся прежде всего в значительно меньшей выраженности привязанности к инцестному родителю. В Кризисную службу обратились две сестры 14,5 и 13 лет. Они пришли в сопровождении матери одноклассницы одной из сестер, у которой проживали последние несколько дней. Девочки просили защитить их от отца, который в течение двух лет заставлял старшую сестру вступать с ним в сексуальные отношения. Обратились после того, как он изнасиловал младшую, и девочки все рассказали матери одноклассницы. Семья состояла из четырех дочерей (19, 14,5, 13 и 7лет) и отца, мать погибла при невыясненных обстоятельствах, известно, что она много пила. Старшая сестра на момент обращения уже жила отдельно с молодым человеком, девочки не знали о том, что она также в течение нескольких лет подвергалась сексуальному насилию со стороны отца, избавилась от этого, только уйдя к молодому человеку. Отец нападал на дочерей, только находясь в алкогольном опьянении, совершал все действия в грубой форме, избивал, если они сопротивлялись, никогда не разговаривал с ними об этом. Девочки с ненавистью и страхом говорили об отце, хотели, чтобы «его посадили», отказывались возвращаться домой. Их возмущение подогревалось тем, что в милиции им сначала не поверили. Уголовное дело было заведено лишь после официального обращения из Кризисной службы и расследовалось вяло. Фактически расследование стало проводиться только после привлечения внимания к этому случаю средств массовой информации и обращения в вышестоящие инстанции. В этом случае в отличие от других, описанных выше, сексуальные посягательства сочетались с эмоциональным и физическим насилием, что способствовало формированию сильных негативных чувств к отцу. Сестры боялись его, ненавидели, хотели отомстить. В то же время раскрытие инцеста стало возможным лишь тогда, когда в сексуальные отношения были втянуты одновременно две сестры, которые смогли оказать поддержку друг другу. Старшая из сестер (19 лет), уже жившая к этому времени отдельно, смогла впервые рассказать о том, что происходило с ней, только на приеме у психолога, работавшего с младшими сестрами. Инцестные отношения повлияли на сестер по-разному, больше всего они сказались на старших двух сестрах, подвергавшихся насилию в течение значительно более длительного времени. Обе они выглядели неуверенными, достаточно пассивными, у 14-летней сестры выявлялся высокий уровень невротизации. Опыт психологического консультирования взрослых, в детстве переживших инцест, свидетельствует о длительном воздействии последствий этих отношений. Они оказывают сильное влияние на сексуальную сферу, формирование собственных семейных отношений, самооценку и жизненную активность. Психотерапевтическая работа в этом случае направлена прежде всего на помощь в переживании и отреагировании детских эмоций, связанных с инцестными отношениями, помощь в осознании того, что ситуация изменилась - особенно в отношении зависимости: пострадавший уже не тот беспомощный ребенок, который ничего не мог изменить. Сейчас он способен самостоятельно влиять на собственную жизнь, иметь и отстаивать собственные интересы. В заключение хочется еще раз отметить, что жертвой инцестных отношений является не только ребенок, хотя он и страдает больше всех, но вся семья в целом. Это определяет тактику оказания психологической помощи - привлечение к сотрудничеству и оказание помощи другим пострадавшим (в наиболее типичных случаях - матерям), нормализация ролевой структуры семьи. Глава 4
Психологическое насилие Из беседы с одной матерью о сыне: «У меня такое чувство, что мне дали большую неуправляемую собаку и забыли ее забрать...»
Определение и виды Иногда отношения между детьми и родителями складываются таким образом, что их последствия для здоровья и развития ребенка оказываются сходными с последствиями описанных выше видов насилия, несмотря на отсутствие физического воздействия на ребенка. Недоброжелательная обстановка, запугивание, оскорбления, насмешки, враждебность, неоправданные завышенные ожидания и требования могут приводить к постоянному переживанию ребенком своей неуспешности, неспособности, ненужности и несчастливости. Такое отношение к ребенку со стороны родителей, близких людей, воспитателей называется психологическим насилием. Психологическое (эмоциональное) насилие настолько распространено, что «можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из его проявлений» (Hart et a/.,1987 - цит. по [Крайг, 2000]). Однако в практике именно к психологическому насилию особенно редко относятся как к насилию, его влияние на жизнь ребенка часто недооценивается, оно редко рассматривается как повод для вмешательства. Распространенность этой формы насилия трудно измерить в конкретных цифрах в силу того, что оно трудно выявляется и плохо формализуется. Границы психологического насилия особенно нечеткие, его часто трудно отделить от неправильных, искаженных отношений в семье; оно больше, чем другие виды насилия, зависит от культуральных особенностей выражения эмоций, принятых паттернов общения в семье и обращения с детьми. Когда говорят о психологическом насилии, как правило, имеют в виду не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя. Под психологическим или эмоциональным насилием понимается неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения» (цит. по [Насилие и его влияние на здоровье, 2003]). К нему относятся также постоянная ложь и обман ребенка; предъявление ребенку требований, не соответствующих его объективным возможностям, эмоциональное отвержение ребенка или превращение его в «козла отпущения» теми людьми, которые должны заботиться о нем. Психологическое насилие приводит к потере доверия, разрушает отношения привязанности между взрослыми и ребенком и негативно влияет на формирование самоконцепции ребенка. Психологическое насилие является неотъемлемой частью физического и сексуального насилия и всегда сопровождает их. Однако и само по себе оно может приводить к не менее драматическим последствиям. Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым), они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т.п. - это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В серьезных случаях, по мнению Д. Глейзер, последствием эмоционального насилия может являться посттравматическое стрессовое расстройство. Именно серьезность последствий такого обращения с ребенком и сходство их с последствиями, возникающими в результате других видов насилия, позволяют рассматривать описанное выше отношение к ребенку как насилие. По аналогии с названием описанного Кемпе в 1962 г. «синдрома избитого ребенка» Гарбарино с соавторами [Garbarino et a/., 1986] используют термин «психологически избитый ребенок», выделяя пять форм психологически пагубного отношения. • Отвержение - взрослый не понимает ценности, важные для ребенка, пренебрегает существенно важными для него потребностями. • Изоляция - взрослый ограждает ребенка от нормального социального опыта, не дает ему заводить друзей, формирует у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться. • Терроризирование - взрослый словесно оскорбляет ребенка, создавая атмосферу страха и запугивания. • Игнорирование - взрослый лишает ребенка необходимых стимулов к эмоциональному и интеллектуальному развитию. • Развращение - ребенка вовлекают в пагубное антисоциальное поведение, что приводит к формированию искаженного представления о социальных нормах, препятствует его социализации. Другое, но близкое описание дает Д. Глейзер (Великобритания) (конспект устного выступления на конференции ISPCAN в Варшаве, август 2003 г.). Она описывает следующие категории отношений между родителем и ребенком, которые можно отнести к психологическому насилию: • Эмоциональная отгороженность - отсутствие реакции на эмоциональные потребности и нужды ребенка. • Враждебное отношение - жесткие наказания, использование ребенка в качестве «козла отпущения», перекладывание на него ответственности за собственные неудачи. • Непоследовательность - противоречивость в реакциях на поступки ребенка, повышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям ребенка. • Неумение признать, что ребенок является самостоятельной личностью, имеет свои границы. • Неумение развивать у ребенка социальные навыки.
Психологическое насилие Психологическое или эмоциональное насилие - неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения». (Всемирная организация здравоохранения, 2003) Проявления психологического/эмоционального насилия В семье: • Постоянная критика ребенка • Длительное прерывание контакта с ребенком • Постоянное унижение • Запугивание ребенка • Отвержение • Игнорирование потребностей ребенка • Нарушение личных границ • Манипулирование ребенком • Повышенные ожидания • Искажение социальных навыков В школе: • Привычное занижение оценок • Игнорирование успехов ребенка • Публичные негативные оценки ребенка • Обобщение любых поступков на личность ребенка • Негативная оценка родителей ребенка
Примеры и последствия Для ребенка реальностью является мир в том виде, как его описывают, представляют ему родители. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят в то, что они являются плохими, глупыми или никчемными, могут иметь низкую самооценку и чувствовать себя несостоятельными. В практике термин психологическое (эмоциональное) насилие в нашей стране используется редко, что оказывает влияние на отношение к таким случаям и ведению их специалистами, даже тогда, когда они попадают в поле зрения профессионалов. Когда случай квалифицируется как насилие, это означает, что ситуация нуждается во вмешательстве и в изменении, так как она может нанести существенный вред психическому здоровью ребенка. Описанный ниже случай является типичным, но мало кто из специалистов будет квалифицировать его как психологическое насилие, несмотря на то, что все его признаки налицо. Мать 10-летнего мальчика обратилась за психологической помощью в связи с тем, что ее сын плохо учится, не делает домашние задания. Семья неполная, отец не принимает участия в воспитании ребенка, мать ни от кого помощи не получает. Мать имеет высшее образование, однако, по специальности не работает в связи с тем, что много времени посвящает воспитанию сына. Когда мальчику было два года, она работала в детском саду, чтобы быть вместе с сыном, всегда много занималась им. Ребенок рос подвижным, часто получал замечания от воспитателей, мать с повышенной чувствительностью относилась к этим замечаниям, ругала его, говорила мальчику, что он «весь в отца, так как в нашей семье таких не было». Ситуация ухудшилась, когда мальчик начал учиться. Несмотря на то, что ребенок пошел в школу подготовленным, умел писать и читать, с самого начала он учился неохотно, забывал записывать домашние задания, постоянно что-то забывал дома, на уроках отвлекался. Мать регулярно делала с ним домашние задания, всегда проверяла дневник и тетради. Выполнение заданий продолжалось до вечера, мальчик всячески старался затянуть время, отвлекался; как только мать выходила из комнаты, он доставал игрушки и играл в них. Выполнение уроков сопровождалось криками, ежедневными скандалами, частота которых резко снижалась во время каникул, особенно летом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |