Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2000 13 страница




Напрасно Вы думаете, что из-за слов отца Иоанна, что «он не пошел с Рерихом», произошло зло, наоборот, Вам это помогло выйти из «Витязя» и, кроме того, всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик Истинного Христа живет в душе нашей и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нем. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и зло толкований Его Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителен христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения! При этом еще исправно заушали друг друга! Не забудем, что и закон о перевоплощении был отменен этими мудрецами лишь в шестом столетии на Константинопольском Соборе. Нет, пришло время просмотреть все Учения и, отбросив все позднейшие наслоения, пойти к истокам, к чистым основам Заветов. Следовало бы Отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» – и все стало бы на место. Также неотложно нужно им просмотреть и вникнуть в труды Великого Оригена. Сочинения этого истинного Светоча Христианства сейчас изучаются духовенством Запада в Америке. Эти отцы поняли, что сознание их духовной паствы требует иной пищи и не может примириться с наивными утверждениями, которые, может быть, и были нужны для обуздания полудиких племен, которые принимали христианство. Чтобы не утратить окончательно своего влияния, некоторые из членов духовенства Запада спешат отрешиться от невежества и пополнить свое знание. Если бы наши духовные отцы последовали их примеру, много добра получилось бы!

Ведь только подумать, сколько ясных указаний о перевоплощении и законе кармы имеется в Евангелии именно в словах Самого Христа! Но наши духовные отцы тщательно умалчивают об этом! Бог им Судья!

Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего все растлевающего безбожия (которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики, так же как и падения нравственности среди церковных служителей) Н.К., имевший духовным наставником отца Иоанна Кронштадтского, никогда не говорил и не будет говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма, и сам он только что учредил в Америке еще одну храмину имени Преподобного Сергия в нашем Доме в Нью-Йорке[139]. Но против нетерпимости, и невежества, и безнравственности он будет протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованными в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то Ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.

Пусть отец Иоанн не опасается; чернить его, как он делает это по отношению к Н.К. и в печати, правда, в намеках, но очень прозрачных, мы не будем, ибо слишком силен сейчас дух разъединения среди всего человечества и не время в момент страшного боя между Силами Света и тьмы усугублять эту всеразьедающую рознь. Потому и Вас, дорогой Сотрудник, прошу сохранить все доверенное Вам для себя и для самых преданных единомышленников! Этим и себя огородите от неприятностей, но для будущего хорошо знать правду о некоторых людях, которые «хотели бы видеть других выше и лучше себя».

Конечно, мечта раввина о Лиге Хороших Людей и есть наша Всемирная Лига Культуры, ибо именно в составе ее мы хотели со временем видеть действительно просвещенных и лучших людей. И этой мечте суждено осуществиться. Среди наших ближайших сотрудников имеются и евреи.

Вы пишете так тепло и прекрасно о Феликсе Денисовиче Лукине. Действительно, это был чистый дух и наш преданейший друг и сотрудник. Тяжка утрата его для всех сотрудников, и для нас это большое личное горе, но, зная, что Владыка всегда для всех своих учеников избирает лучшее время для ухода, мы стараемся не омрачать печалью, но ободрить осиротевшую паству. Он был сердцем в организме Общества, и, конечно, его наследнику нелегко будет заменить его. И Вы так прекрасно охарактеризовали его как изумительного попутчика, товарища странствий, целителя на поле сражения. Именно, нужно не понимать, а чувствовать! Он являл собою пример полного бескорыстия и самоотверженности в Служении Света.

Конечно, очень грустно, что не состоялось предположенное издание Вашей книги, но разве это значит, что нужно уже поставить на этом крест? Лишь бы мужество не оставило. Немцы говорят: «Потеря денег – ничто, потеря мужества – потеря всего». Не думаю, чтобы Н.К. имел что-либо против посвящения ему Вашей книги, ведь это знак искреннего уважения. Так же, как и против писания Вами копий с его репродукций и открыток, раз Вы пишете на них, что это копия.

Ваше предположение о создании фонда для библиотеки имени Н.К. неплохо, но эту библиотеку можно было бы собирать именно при Обществе Друзей. Я бы не стала разбрасываться и продолжала бы уже начатое Вами собирание именно Общества Друзей, и те крохи, которые можно выручить от продажи книг и репродукций, лучше было бы употребить на самые неотложные расходы по Обществу. О представительстве Вашем на Эстонию для продажи книг и репродукций постараюсь сделать что могу. Но не хочу зря обнадеживать Вас. Ибо репродукции, кажется, почти что все распроданы, открыток тоже осталось немного, что же касается до книг, то какие думаете Вы? Книги Н.К. только или книги Учения? Сообщите. Спишусь с Америкой по этому поводу. Общество следует продолжать тихо и спокойно, помните: не важно количество, но качество. Мы начали наши дела в одной комнате. И Учитель любит начинать в малых размерах. Если дух Ваш горит, то на свет его соберутся. Вы сами пишете, что если бы не «Витязь», то не десятки и сотни, может быть, и тысячи людей вошли бы! Следовательно, благодарите судьбу и отца Иоанна, помогшего Вам выбраться из тисков «Витязя». Поверьте опыту, хотя деньги и нужны, все же самое важное – духовное горение. По устремлению все и прикладывается. Деньги никогда еще не были залогом истинного успеха. Из наших Обществ, примкнувших к имени Н.К., самое многочисленное, самое успешное – Общество Спинозы[140], членами которого являются самые бедные, самые труженики, они и содержат все Общество и даже выпускают журнал, не требуя никакой субсидии. Мы с величайшей радостью пришли бы на помощь таким Обществам, но денежный кризис тяжко отразился на нас, кроме того, Общества так разрастаются: их сейчас, если я не ошибаюсь, около 79 в разных странах, и мы продолжаем получать сообщения о новых и новых, примыкающих к нам. Но все они, в большинстве случаев, состоят из бедноты и помогать друг другу денежно не могут. Сами еле сводят концы с концами. Да и по программе нашей все должны работать самостоятельно, объединяет их лишь общность цели и культурные выступления, как, например, за Знамя Мира. Между прочим, Пан-Америкэн Унион стоит за Пактом и Знаменем Мира Рериха и думают, что к 35-му году дело о принятии его всеми странами будет закончено. Так что, как видите, наши Общества при всей своей бедности достигают больших результатов. Истинно, вера горами движет! Но не та вера, которая ждет помощи извне, но находящая силы именно в себе. Именно те воины хороши, которые могут стоять на своих ногах. Каждый воин должен найти свое оружие и заострить его.

Потому, отвечая на Ваше предложение в дополнении к Вашему письму, хочу спросить Вас, что произойдет, если, следуя Вашему предложению, все 77 Обществ обратятся к Вам с тем же предложением о денежном пожертвовании на дела? Не будет ли это переливанием из пустого в порожнее? Простите мне это, может быть, сильное выражение, но нужно знать действительность так, как она есть. Сейчас все бедны, и Вы даже представить себе не можете, какая острая нужда в когда-то богатой Америке! А как бедны, как борются с нищетой наши южнославянские группы? Но дух их горит. Потому, дорогой сотрудник, запаситесь мужеством и терпением, чтобы продержаться эти последние годы! Ведь Гиганты рушатся! Толпятся и надвигаются грозные события! Потому так тяжко, так ужасно сейчас видеть все растущее разъединение во всех областях жизни, всю несоизмеримость, все легкомыслие низкой клеветы и зависти и злобы среди тех, кто должны были бы объединять. Понять нужно, что вопрос идет о спасении человечества вообще, о спасении самой планеты. И спасение это в руках самих людей, а они, обуянные одержанием злобы, осуждением и сведением взаимных счетов, только раздувают огни предвестников грозного часа! Никто из них не подумает, что предуказанный Армагеддон не басня, но великая грозная действительность!

Но все же падать духом не следует, ибо услышавшие Призыв и претерпевшие до конца спасены будут. Помните о краткости сроков, и пусть это знание укрепит Вас. Помните во всех делах и встречах Ваших Завет, оставленный Н.К.: «терпимость, великодушие и устремление в будущее».

Шлю Вам мысли светлые, мысли подвига Служения, мысли о Великом Светлом Будущем.

Передо мною лежит письмо с приведенной в нем формулой известного писателя Метерлинка: «Россия была бы спасена, если бы профессор Рерих стал ее Вождем». Что сказал бы отец Иоанн, если бы ему пришлось услышать эту формулу? Пожалуй, поторопился бы отлучить от церкви и предать анафеме самое имя Рериха на все времена.

Очень хорошо, что Вы не даете нашего адреса, действительно, нас задушили бы корреспонденцией. Вы и представить себе не можете, сколько желающих приехать к нам сюда в Индию!

Не согласна с Вами, что работу по очищению и расширению сознания друзей можно назвать трудом «пигмея». Ваше сетование на то, что Ваших и наших друзей конвоирует дивизия врагов, то в этом ничего удивительного нет, так же как и страшного, наоборот. Именно, враги – лучшие распространители и утвердители идей и имени. Припомните все, что сказано в Учении о врагах и клеветниках. «Без клеветы и врагов благодарное человечество похоронило бы все лучшие достижения». Так называемые друзья всегда скромно умолчат, и лишь враги кричат и тем обращают внимание на вас и заставляют друзей, затрагивая их самих, выступить на Вашу защиту. На личном опыте знаем, что в решительную минуту, кроме нескольких ближайших, большинство друзей стыдливо замолкают и уползают в щели, якобы не навлечь на вас еще большего натиска. Действуют всегда только наипреданейшие (мы счастливы иметь таких) и группы незнакомых честных людей. Потому мы всегда приветствуем врагов. Враги есть наша тень! Восточная пословица говорит – «величину дома можно измерить по тени», и любимый Вами Вивекананда говорил, что «Будда и Христос были счастливы иметь могущественнейших врагов, ибо иначе никто ничего не знал бы о них». Теперь понимаете, почему Н.К., зная численность своих врагов, мудро взвешивает пользу и вред от них, но не боится их.

Вы пишете: «Протяните руку». Но Вам протянута Самая Мощная Рука. Также Вам дано и величайшее оружие – Учение, заострите его приложением в жизни, и Вы нащупаете многие протянутые к Вам руки.

Также очень прошу Вас от себя и Н.К. не огорчаться и не думать об отдаче ссуженных Вам денег на дела. Когда разбогатеете, тогда и вернете, а сейчас забудьте об этом. Поверьте, мы были бы более чем счастливы несколько помочь Вашему Обществу, но материальный кризис затронул решительно все и всех, и мы, неся ответственность за многие учреждения, совершенно не располагаем свободными суммами, как бы ничтожны они ни были, каждая копейка на счету.

Поверьте, дорогой Сотрудник, если бы мы обладали свободной наличностью, то и клевета значительно уменьшилась бы. Многие темные нападки начались из-за того, что Н.К. после кризиса в Америке не смог больше помогать так, как он делал это раньше. Но во всем худом есть свое хорошее, мы узнали своих истинных друзей.

Конечно, у Н.К. есть те силы, которые укрепляют людей, и в очень большой мере. Мы знаем случаи исцеления и полного духовного перерождения от единого прикасания его. Но, как всегда, случаи эти происходили с теми, кто искренно устремлялся и верил ему. Даже картины его имеют целебное свойство. Некоторые доктора вешали их в комнаты своих пациентов. И как же может быть иначе, когда концепции их поднимают дух зрителей, а гармония красок действует успокаивающе на нервную систему, что уже является залогом исцеления, не говоря уже о тех эманациях чистого духовного устремления творца, которые наполняют их.

Теперь Вы спрашиваете, что есть электричество? Электричество есть, конечно, вечный Огонь. Потому так мало ученые понимают Фохат оккультистов.

Зодиакальный свет есть Свет астральный. Иерархия Света, конечно, есть Лестница Иакова. Имеете ли Вы вторую часть «Листов Сада Мории»? Если нет, то перешлю ее Вам. Получили ли Вы «Сердце», «Мир Огненный» и «Беспредельность»? Также, если бы Вы читали по-английски, я могла бы переслать Вам «Основы Буддизма», книжечку эту одобряют, особенно наш Учитель, ибо в ней дана истинная сущность буддизма.

К сожалению, я не читала «Скоморох Памфалон». Где можно достать его?

Посылаю Вам веточку дерева моруа, растущего у нас в горах. Семена пришлю позднее, сейчас не сезон.

 

Е.И.Рерих – Л.А.Иогансон

2 июня 1934 г. «Урусвати»

Дорогая Лидия Андреевна, получила Ваше письмо от 10 мая, также и -письмо Вашего супруга к Н.К., пересланное мне из Америки за его отъездом из Нью-Йорка. Ознакомилась с ними со всем вниманием, но прежде чем ответить подробно, хочу подождать ответа Карла Ивановича на мои письма к нему, ибо мне нужно знать и его точку зрения.

Конечно, положение Карла Ивановича очень трудное: нелегко заменить опыт и сердце Феликса Денисовича, и мне кажется, что будет только справедливо и в духе Учения, если члены Общества и ближайшие сотрудники предоставят ему некоторое время для усвоения всей рутины по ведению дел Общества и для более близкого ознакомления с особенностями каждого сочлена. Ознакомившись с его освещением положения вещей, мне легче будет высказаться и также переслать некоторые Указания от Высшего Источника.

Потому сердечно прошу Вас, дорогая Лидия Андреевна, и всех сочленов повременить и выказать все необходимое терпение и терпимость. Ведь ответственность Председателя Общества велика, и скажите мне откровенно: кто из членов мог бы сейчас взять ее на себя? Председатель, как я понимаю, должен быть по происхождению латышом и человеком, обладающим некоторыми средствами, позволяющими ему располагать своим временем. Кроме того, ведь Карл Иванович подошел совсем недавно, потому ему должно быть вдвойне трудно ориентироваться и найти необходимый контакт и модус вивенди[141]со всеми членами. Вы знаете, как трудно объединиться сознанием, какие годы совместного разумного сотрудничества требуются для этого достижения! Потому еще раз прошу Вас – явите терпение и великодушие, время много сложит и уложит.

Вы пишете о личной инициативе. Конечно, инициатива в принципе поощряется. Но имейте в виду, что инициативу часто смешивают с проявлениями самости. Кроме того, без наличия суровой дисциплины духа инициатива приводит лишь к шатаниям, сводится к спазматическим начинаниям, ни к чему не приводящим. Но все спазматическое осуждено на разрушение, ибо строить на судорогах нельзя. Недаром в основу всех древних Учений полагалась дисциплина, или послушание. И в данном нам Учении очень подчеркивается эта дисциплина. Что есть Иерархия, как не дисциплина? (И мы должны пройти эти ступени послушания.) Во всех древних религиях есть Учение общее и Учение для ближайших, и вот в этом Учении для ближайших прежде всего настаивается на дисциплине духа; и послушание есть первый шаг к тому. Будущий Водитель должен прежде всего научиться повиноваться, ибо иначе как будет он знать, что есть истинное повиновение, что есть Указ?

Вы цитируете параграф из «Агни Йоги» – «все открыто, все доступно». Это сказано в приложении к Космосу. Конечно, весь Космос открыт для познавания. Но тайны Космоса открываются лишь в полном соответствии с сознанием и сердцем вопрошающего, также и в Учении. Потому нужно всегда помнить о золотом равновесии разума и сердца, без этого равновесия нет истинного продвижения, и все тайны остаются закрытыми и недоступными. Потому проявим разум и сердце во всех действиях наших.

Надеюсь со следующей почтой получить от Карла Ивановича его точку зрения и тогда смогу высказать и Вам мои соображения. Я никогда не упускаю ставить в письме «конфиденциально» на тех страницах, которые почему-либо вредно оповещать до времени. Также все слова, идущие из Высшего Источника, ставлю в кавычках.

С большим интересом буду ждать известий о развитии многообразной деятельности Общества. Как дела Кооператива? Как часто собираются группы Общества и группы Женского Единения? Также хотелось бы знать, есть ли движения по Лиге Культуры? Над чем работает каждая группа? Есть ли задания особые?

Дел много, и прекрасных, только бы суметь проявить разумное сотрудничество. Соберу вместе страницы Учения о Разумном Сотрудничестве и пошлю их Вам и Карлу Ивановичу. Хорошо иметь их в двух экземплярах.

А пока желаю Вам и супругу Вашему всего самого радостного, светлого.

Сердцемс Вами.

 

Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам

8 июня 1934 г.

Родные мои, на днях была получена телеграмма из Америки – Рефери[142] одобрили план. Еще одно препятствие преодолено, и, как сказано, «все оборим, все победим». Так хочется иметь весточку от Вас. Как все у Вас? Как работы моего Юханчика? Как твоя рука?

Пришли письма от Модры с копиями посланий Галахада к ней. Все эти письма ярко свидетельствуют о тех свойствах в нем, на которые постоянно указывает Владыка – именно страх, предвзятость мысли и подозрительность. Так, одно письмо он начинает словами: «Владыка прав, существует большой интерес к Послу» и описывает свою беседу с Шатким о Фуяме. На его замечание, что Фуяма замечательный человек, Шаткий ответил, что он давно интересуется им. Тогда Галахад сообщил ему, что Фуяма приезжал, но он, Шаткий, был так занят, что он не нашел времени сказать ему об этом. На что Шаткий просил его в следующий приезд Фуямы предупредить его за несколько дней вперед, чтобы он мог уделить ему целый вечер. Теперь ясно, какие возможности просыпал наш Друг! Но, как говорится, что с возу упало, то пропало. Пишу Мод ре, чтобы она не обольщалась никакими уверениями со стороны Друга и постоянно имела в виду его свойства и зорко следила бы за его действиями. Она теперь старается уверить меня, что Фуяма сам не хотел видеть Шаткого. На что пишу ей на основании слов Владыки, что это ложь. Но почва не была подготовлена, и Фуяма не мог сам начинать пахать ее, ибо время было кратко. Ведь и поездка удалась лишь по Приказу, потому он и находится в таком растерянном состоянии. Не сам он дошел до осознания ее. Страшно трусит перед представителями Комп. Деб. Вернее сказать, он боится всех и всего и, как сам признается в письме, иногда все его страхи на следующий же день оказываются неосновательными. Грустно, с таким сотрудником далеко не уедешь. Но все же в письмах выказывает почитание. Вчера пришли письма и от Стурэ. Пишет о делах Общества довольно обстоятельно, также присылает вырезки о совершившемся у них перевороте. Видимо, там нарождается шовинизм, как и во всех других странах. И эту эпидемию придется пережить. Люди еще не разбираются в истинном патриотизме и шовинизме. Писала на эту тему и Гущику. Стурэ тоже приходится сталкиваться с этим тяжелым вопросом. Сам он большой патриот, но как культурный человек не разделяет узко шовинистических идей, удушающих страны. Также сообщает, что в регистрации Лиги Культуры Окружной Суд отказал, и они решили сосредоточить деятельность предполагавшейся Секции при обществе, устав которого разрешает основание подобных Отделов. В этом же духе я собиралась и буду писать им, Владыка одобрил это.

Также ратификация Пакта и Знамени Мира в Парламенте будет зависеть от политической конъюнктуры. Есть сильное течение к объединению в союз всех Балтийских Государств, и в связи с этим можно будет совместно выдвинуть вопрос о ратификации Пакта – так он пишет. Но многие будут против, ибо некоторые узко мыслящие видят в Знамени лишь идею пацифизма. Как всегда, во всем люди видят лишь одну сторону.

Мечтают об издании журнала. Советовала им Учение называть Живой Этикой и изъять из обихода слово «оккультизм», под которым невежество всегда готово подразумевать всякое чернокнижие и тому подобные мерзости. Хлебопекарня, оказывается, получала ежемесячные доплаты от Феликса Денисовича. Он старается поставить это начинание на более рациональных основаниях. Число членов Общества постепенно возрастает, сейчас имеется ядро из 92 человек, кроме того, есть группа в Валке, Руэне и Виндаве. Также они составили каталог картин Музея, после отпечатания его Музей будет открыт для посторонней публики пока один раз в неделю, ибо в помещении происходят занятия. Намечены ими разные культурные выступления для улучшения программ кинематографа, радиофонов и реформы театра. Одним словом, намечают ту деятельность, которую должна была нести Лига Культуры.

Пока что Стурэ принимает все советы, направляемые ему отсюда, и признает, что для каждого гласного выступления должен быть Указ. О сотрудниках выражается осторожно, но, видимо, как старому педагогу, ему хотелось бы видеть больше дисциплины как во внешней, так и во внутренней жизни своих сочленов. Конечно, против этой дисциплины восстают прежде всего наши соотечественники, они видят в этом посягательство на их индивидуальность, которой, может быть, на самом деле и нет. Ввиду введенного военного положения в стране на шесть месяцев для всех собраний, без исключения, нужны специальные разрешения, потому они решили сделать сейчас обычный летний перерыв и лишь раз в две недели будут собирать совещание Правления.

Также к нему явилась г-жа Алексеева и просила принять ее снова в Общество, также и ее супруга и ушедших с ними 10 человек. Спрашивает моего совета, как поступить. Владыка не желает их возвращения. Пишу Стурэ, чтобы он им сказал, что они могут продолжать работать отдельно. Стурэ, видимо, очень хочется их принять, он пишет, что они люди очень чистой жизни и по-своему стараются проводить в жизни основы Живой Этики. «Именно по-своему» – хочется ему сказать, ибо они предали самые основы Живой Этики. Он еще не разбирается в людях, и если человек имеет формулы Учения, то он для него уже хорош. Придется ему разъяснить.

Мирон из Парижа уже через третьи руки запросил Рижское Общество выслать ему книгу, которую так хочет иметь и Шклявер. Ему ответили, что этого издания у них не имеется. Причем Стурэ пишет мне, что, насколько ему известно, издание это, ввиду большего искажения, было уничтожено Феликсом Денисовичем и ни одной книги не осталось. Письмо Стурэ дельное и заботливое. Надеется, что ему удастся выслать в «Урусвати>> копии медицинских записей Феликса Денисовича. Кажется, все наиболее важное из письма сообщила тебе. Получено трогательное письмо от секретаря Общества, некоего Валковского. Он видел тебя во сне в Мичигане насыщающим всех приходивших к тебе из неисчерпаемого запаса, несмотря на окружающий голод, таков смысл сна. Трогательно пишет о своем восторге перед Гималайскими горами и как он в мечтах своих плачет от восторга. Должно быть, чистая душа. Слышали, что к Вам в Америку приехал Ф... Конечно, застрельщики нужны, но будьте с ним осторожны. Каков ботаник?

Сейчас прочли в газетах о страшной засухе в Европе и Америке. Англия, окруженная водою, нуждается в воде. Грозное явление. Приезжали полковник с женою. Бедняга сильно сдает, плохо что помнит, ничем не интересовался, заняты местными неурядицами и сплетнями. Полковнику заказана статья о твоем искусстве, кажется, в «Индиан М.», впрочем, Яруя пишет об этом. Снабдили его имеющимися у нас статьями, выбрала три картины для репродукций. Должна была взять те, которые хороши на фотографии, выбрала «Чудо», «Майтрейя» в небесах и на камне и «Монах с оленями», также одну из зала Музея. Постоянный спрос на твои статьи. Ман также будет писать и о Знамени Мира. Все статьи ему заказаны, и за все он получает деньги.

Сейчас пришла телеграмма из Америки. Пишут, что они не могут издать книгу Просидингсов Пакта со всеми мессаджсами. Спрашивают совета. Ответ наш увидишь из минутсов. Думаю, что ты одобришь наше предложение издать сначала Просидингсы с прочитанными на Конвенции некоторыми наиболее важными мессаджс, а затем вторую книгу со всеми полученными письмами и приветствиями, так же как и все эндорсементс[143]. Сделав выборку среди мессаджей, можно очень обидеть некоторых выдающихся людей и целые страны.

Получила письмо от Шклявера, пересылаю тебе некоторые выдержки. Не нравится мне, что он поставил «твоего друга» Мирона Тарасова в контакт с доктором Асеевым и вообще со всеми нашими представителями Обществ. Они совместно со Шклявером могут много накрутить. Ведь они так невежественны в некоторых вопросах. Шклявер пишет, что у него деятельная переписка со всеми Обществами. Я запросила его прислать мне все копии его писем. Это указал Владыка.

Послала Франсис для Друга следующую страничку: «Поговорим о страхе и предвидении. Страх видит свое отражение. Каждое предвзятое понятие именно отражается. Страх разрушает каждое благое начинание.

Предвидение напрягает самые мощные устремления. Мы можем указать на кладбище, которое содержит эти рекорды страха. Предвзятое толкование есть самооправдание, потому предвзятость есть часто смерть»[144]. Это многим полезно усвоить. Когда почта наладится, буду пересылать страницы новой книги.

Между прочим, Шклявер в письме к Святославу пишет, что он хочет поехать на каникулы повидать доктора Асеева и всю ту группу, чтобы наладить лучший контакт!! Это обстоятельство мне очень не нравится, ибо он хочет ехать как твой представитель!!! Воображаю, какие турусы на колесах он там разведет и какое будет разочарование от такого представителя! При их незнании многих обстоятельств это очень вредно. Напишу ему, чтобы он этого не делал. Кроме того, там есть опасность сильных землетрясений. Там политически тоже неспокойно. Конечно, сейчас, по счастью, все указывает на поправление, но кто знает, во что это выльется в конце концов. Вообще, можно сказать, что над Европой стоит Красный Ангел с мечом или копьем, как на твоей картине[145]. Не хотела бы я сейчас жить в Европе. Что Володя? Так хочется знать все подробности и знаю, как это трудно. Родные мои, берегите друг друга. Помните: главное – здоровье. Обнимаю Вас, мои сокровища.

Е.Р.

Не думайте, что эта бумага с квадратиком и буквами заказана мною. Это подарок Ояны, и я не хочу ее обидеть. Ее поразило, что санскритское «Е» напоминает русское «У». На ней я пишу только Вам и переводы писем моих в Америку.

 

Е.И.Рерих – американским сотрудникам

14 июня 1934 г.

Родные мои, вчера пришли первые письма из Японии. Очень нравится Н.К. и Юрию эта страна. Конечно, это не удивительно, ведь страна, за исключением столицы, сохранила еще свой национальный характер, что для такого художника, как Н.К., особенно ценно. Думаю, что Вы имеете вести от них и уже знаете, как достойна, как заботлива и тепла была встреча, как прекрасно отметила пресса это посещение, какие превосходные формулы были произнесены; одним словом, все посещение прошло в самых высоких и дружественных тонах. Да, Восток много тоньше в своем понимании и в своих выражениях, нежели возгордившийся Запад. Н.К. отмечает симпатичность американского посла, явление это тем более отрадно, что оно такое редкое. Должно быть, рыцарский дух страны оказал свое влияние. Я просила Ояночку подчеркнуть те формулы, которые нам с нею особенно по сердцу, и переслать их Модре для передачи их ее приятелю. Иногда полезно сделать сравнение и убедиться, где было проявлено достоинство и где были выказаны трусость и невежество. Я бы посоветовала ему повесить перед собою чучело «джап»[146], которого он так страшится; может быть, привыкнув к его виду, неосновательные страхи улягутся. В Учении приведен метод такого лечения, примененный одним китайцем в древние времена. Конечно, это шутка, но шутка грустная, и только для Вас.

Теперь перейду к инциденту, который меня несказанно обеспокоил и глубоко возмутил – именно участие нашего Знамени и знака Музея в уличной демонстрации. Родные, мы не можем это допустить и тем более участвовать в таких вульгарных и недостойных манифестациях. Когда я увидела в газетах фотографию, где наше Знамя развевалось выше всех, а затем прочла описание этой демонстрации в «Литерари Дайджест», где были приведены все лозунги участвовавших знамен, у меня буквально волосы поднялись на голове! Но кульминацию этого ужаса я испытала при виде улыбающихся лиц некоторых сотрудников, стоявших при Знамени и принявших участие в этой вульгарной уличной демонстрации. Родные, ведь это недопустимо! Это позор! Хочу думать, что Вы были введены в обман. Не могу допустить, чтобы Вы не почувствовали всю вульгарность, всю губительность подобной процессии. Как могла Модрочка написать мне, что это было «дигнифайд окэжион»[147]!!! Пересылаю Вам возмущенные Слова: «Явить нужно тонкое понимание, как оградить нужно Имя от грубых проявлений! Явить нужно тонкое распознавание. Так, теперь не время таким грубым выходкам. Теперь не время одной рукой строить, другой разрушать. Имя Рериха нужно держать выше высшего, иначе вред будет велик».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.