Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическая интерпретация понятий




Врезка

Выдвижение гипотез

Совокупность гипотез отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования.

Их предварительное выдвижение может предопределить внутреннюю ло­гику всего процесса исследования. Ги­потезы — это явно или неявно выражен­ ные предположения о характере и при­чинах возникновения изучаемой проблемы.

Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвига­ются предположения о 1) низком качестве преподавания ряда предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки, 3) нетре­бовательности администрации к успеваемости и дисциплине, 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз, то именно их и следует проверять в исследовании. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только

Примером удачного выдвижения и проверки гипотезы в ходе эмпирического исследования может служить проведенный И.М. Поповой в 1970—1974 гг. на промышленных предприяти­ях (преимущественно на судоремонтных заводах и в порту) в Одессе анкетный опрос'. Целью изучения являлось раскрытие структуры трудо­вого сознания и влияния на поведение рабочих материальных стимулов (зарплаты). Еще на стадии построения теоретической моде­ли предмета исследования социолог выдвину­ла предположение: «Удовлетворенность зарпла­той обусловлена не только ее фактической ве­личиной, но и принципиальной возможностью иметь большую зарплату. Чем ближе реальная зарплата к той, которая в принципе возможна, тем выше должна быть удовлетворенность зар­платой. Принципиально возможная зарплата — это и есть социальная норма зарплаты»". Выбрав в качестве эмпирического референта понятия «социальная норма зарплаты» статисти­ческий показатель среднепрогрессивной зарпла­ты, И.М. Попова задалась целью проверить пра­вильность данного положения. Предстояло чисто эмпирическими средствами ответить на вопрос: зарплату какой группы людей работник соотносит

Попова И.М. Стимулирование трудовой дея­тельности как способ управления. Киев: Нау-кова думка, 1976. " Там же. С. 100.

со своей, когда решает проблему, что для него вы­ступает «социальной нормой». Дальнейшая логи­ка теоретической интерпретации неизбежно дол­жна была разворачиваться по линии углубления в понятийный аппарат социальной психологии. В ход пошли понятия референтной группы и иден­тификации. В качестве референтной И.М. Попо­ва брала собственную профессиональную группу работника. Определение того, что или кто высту­пает для конкретного человека референтной груп­пой, требует не теоретических умозаключений, а опытной, можно сказать, даже эксперименталь-

ной проверки. Почему этот вопрос является не таким простым, как может показаться? В конце 80-х — начале 90-х гг. по стране прокатились шахтерские забастовки. На первом этапе речь не шла о выплате задержанной на несколько меся­цев зарплаты, как это происходило в середине 90-х гг. Среди требований шахтеры выдвигали по­началу повышение зарплаты. Притом они также ориентировались на некий, интуитивно ощущае-

предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипо­тезы, часто зависит то, какими будут методы исследования. Так, гипотеза о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а гипотеза об отвлечении студентов на приработки — обычного опроса респон­дентов.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предваритель­ной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые ис­следования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причин­ные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, како­вы характер, направленность и сила таких зависимостей. Пример рабочей гипотезы — уровень трудовой дисциплины больше зависит от воздействия мастера на организацию труда, чем от личного примера мастера в отноше­нии трудовой дисциплины.

В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий ги­потезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия), т.е. они об­разуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Пример основной гипотезы: «Степень согласованности удовлетво­ренности трудом с текучестью кадров будет в значительной степени опреде­ляться как имеющимися у той или иной социальной группы объективными

мый, но явным образом не проявляемый соци­альный стандарт зарплаты. Они считали, что по тем тяжелым условиям труда, в каких приходит­ся трудиться под землей, платить надо чуть ли не по-министерски. Они прямо указывали на то, что чиновники получают много, а работают мало. Та­ким образом, референтной группой для них выс­тупала не своя профессиональная группа, а со­всем другая. И в середине 90-х гг., когда всем шахтерам стали помногу задерживать зарплату, собственная профессиональная группа никак не могла выступать в роли референтной. После просчета плотности связей (ранговой корреляции) между средней зарплатой и удов­летворенностью зарплатой, между среднепрог-рессивной зарплатой и удовлетворенностью зарплатой, И.М. Попова пришла к выводу: «Предположение о том, что социальной нормой зарплаты является среднепрогрессивная зар­плата социально-профессиональной группы можно считать, нам кажется, вполне обоснован­ной гипотезой»'". Подтверждение гипотезы про­водилось с соблюдением самых строгих научно-методических требований. Учитывались малей­шие нюансы. Это касается не только гипотезы о социальной норме зарплате, но и всех других гипотез, выдвинутых и затем проверенных в ис-

Попова И.М. Стимулирование трудовой дея­тельности как способ управления. Киев: Нау-кова думка, 1976. С. 101.

следовании. Так, было выдвинуто предположе­ние о том, что «наиболее тесная связь должнасуществовать между удовлетворенностью зара­ботной платой и оценкой тех элементов рабо­чей ситуации, от которых зависит уровень зар­платы». Когда были сопоставлены два ряда ве­личин, то оказалось, что, действительно,наиболее значимыми для удовлетворенностиоказались оценки соответствия работы, квали­фикации и организации труда"". Эмпирическиеданные подтвердили, что «различие в реальнойзарплате не совпадает с различием в индексахоценок соответствия работы квалификации, т.е.представление работников о соответствии ра­боты квалификации примерно одно и то же вразличных по уровню зарплаты группах. Оцен­ка же организации труда работниками с различ­ным уровнем зарплаты неуклонно понижаетсяпри увеличении зарплаты. Объясняется это тем,что увеличение зарплаты, как правило, зависитот опыта работы и уровня квалификации. Сни­жение индекса оценки организации труда помере увеличения зарплаты подтверждает такжеобнаруженный нами факт высокой требователь­ности опытных и квалифицированных работни­ков к такому элементу рабочей ситуации, какорганизация труда»........................................

*"' Там же. С. 103. Там же. С. 103-104.

и субъективными возможностями для реализации их отношения к труду и фактическом поведении (в частности, в актах увольнения и выборе нового места работы), так и адекватностью осознанного отношения к труду, потреб­ностям — интересам и репрезентации данного отношения к вербальной удов­летворенности»12. Строго говоря, здесь не одна, а несколько гипотез о фак­торах, определяющих степень согласованности между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров. Эти гипотезы раскрывают следующие вопросы: а) объективные возможности реализации отношения к труду в фактическом поведении (есть ли возможности найти новое место работы); б) субъектив­ные возможности для такого поведения (знает ли о них работник и считает ли для себя приемлемым такое поведение); в) адекватно ли осознается ра­ботником связь между его отношением к труду и его личными потребностя­ми и интересами; г) отражается ли в его ответах на вопросы анкеты его дей­ствительное отношение к труду.

Гипотеза-следствие из основной гипотезы формулируется авторами как предположение о том, что поскольку состояние названных компонентов (субъективные и объективные причины смены места работы) различны у возрастных и квалификационных групп, то и теснота связи между удовлет­воренностью трудом и текучестью кадров будет здесь различной.

Следующая гипотеза, основанная на предыдущей: более тесная связь меж­ду удовлетворенностью трудом и текучестью кадров будет у работников с небольшим стажем работы и низким уровнем квалификации.

Умение формировать гипотезы также необходимо прикладному социоло­гу, как и академическому исследователю. Это не праздные теоретические уп­ражнения и не «игра в понятия», а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформули­рованы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтвер­ждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процент­ные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные прак­тические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.

Основное требование к формулировке гипотезы: она должна быть эмпи­рически проверяемой. Это значит, что понятия, входящие в состав гипоте­зы, могут описывать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, регистрации, анализу. Подбор таких понятий обеспечивается особой процедурой, которую называют эмпирической интерпретацией (или операционализацией). Общим понятиям подбирают частные определения, которые указывают на поступки людей, результаты их деятельности, мнения, знания, оценки, на конкретные события и предметы. Необходимость эмпи­рической интерпретации возникает от того, что многие явления или тенден­ции недоступны непосредственному восприятию, они обнаруживаются кос­венно. Речь идет о социальных потребностях, ценностных ориентациях, мотивации увольнения, отношении к труду, которые можно зафиксировать только через высказывания людей о фактах их сознания или поведения, либо

Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса, 1985. С. 152-153.

с помощью наблюдения и регистрации условий их деятельности, либо на основе анализа документов.

Понятия, обозначающие регистрируемые признаки, называются поняти­ями-индикаторами. Процесс поиска индикаторов является многоступенча­той процедурой и схематически выглядит как построение «дерева целей» (оно применяется в прогнозировании и планировании), только в данном случае социолог обосновывает движение к познавательной цели, т.е. получение эмпирических факторов, на котором в дальнейшем будут основываться прак­тические выводы и рекомендации. Если иерархия понятий, опосредующая переход от ключевых понятий к регистрируемым индикаторам, четко обо­значена в программе, то это означает, что зафиксирована логическая струк­тура проблемной ситуации. После сбора эмпирической информации ее вновь сопоставляют с этой структурой и затем уже на этой основе проводят содер­жательную интерпретацию результатов исследования. Что-то из первоначаль­ных гипотез не подтверждается, и их отбрасывают, а прошедшие практичес­кую проверку послужат исходной базой для внедрения.

Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. В фундаментальном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опор­ных понятий. Они представляют (репрезентируют) признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими поняти­ями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий и связей понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.