Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора информации




Обоснование методов сбора эмпирических данных

В этом разделе указываются технико-организационные параметры исполь­зуемых методов сбора данных (МСД). Если речь идет об анализе документов, то следует указать, какие именно источники (статистические формы, планы,

отчеты и т.д.) будут изучаться; будут ли использоваться традиционные мето­ды или формализованный анализ содержания. При использовании контент-анализа к программе следует приложить кодировочные карточки и инструк­ции для кодировщиков.

Использование метода опроса также требует описания его технико-орга­низационной структуры: применяется ли анкетирование, интервьюирование или смешанная стратегия; где проводится опрос: по месту жительства, месту работы или в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поли­клинике, в заводских пунктах службы быта, в профилактории и т.п.)? Какая конкретно разновидность анкетирования применяется: раздаточная, курьер­ская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера или без него; почтовое, прессовое анкетирование? Столь же подроб­но надо охарактеризовать и методику интервьюирования: к программе жела­тельно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки воп­росников.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информа­ции является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего ан­кетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респон­дентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное г заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос шп опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с рее пондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Су ществует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда со циолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (бесед; по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фо кусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободно* интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). В настоящее врем; широкое распространение получило интервью по телефону.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюде ние — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либ< явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневник наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппарату ры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует деталь ный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или фор мализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получен; достаточная информация об объекте).

Анализ документов применяется в сочетании с другими методами и мо жет носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоко лы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивны материалы и др.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации явля ется разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карто чек, дневников наблюдений и т.д. Из всех методов опроса наиболее част используется анкетирование.

Социологическая анкета — объединенная единым исследовательским за­мыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессио­нальных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее состав­лении, можно получать объективные данные.

Проектируя методическое обеспечение программы исследования, соци­олог должен учитывать следующие обстоятельства.

1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечи­ваться в ущерб качеству данных. Это главное требование, соблюдение кото­рого характеризует профессиональное мастерство.

2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои, четко очер­ченные познавательные возможности.

3. Не существует вообще «хороших» и «плохих» методов, есть методы, адек­ватные и неадекватные исследовательским задачам. Выбрать надежный ме­тод — значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче.

4. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, нои соблюдением правил его применения.

5. Адекватность и надежность метода проверяется в пробном (пилотаж­ном) исследовании.

6. Каждый метод при его испытании в пробном исследовании ведет себяпо-своему, поэтому требует специальных правил апробации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.