КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Дмитриева Возможности метода
Врезка ФОКУС-ГРУППА Из истории вопроса Однозначного мнения насчет хронологии развития этого метода в литературе не сложилось. Многие авторы, в том числе Д. Стюарт и П. Шамдеса-ни16, считают, что прародителем метода фокус-группы выступает фокусированное интервью, которое впервые в ноябре 1941 г. применили Р. Мертон и П. Лазарсфельд для изучения эффективности работы радио. Напротив, Р. Крюгер'7, признанный знаток этих технологий, полагает, что подобная методика интервью появилась в конце 1930-х гг. в среде тех социальных ученых, кто разочаровался возможностями количественных методов сбора данных, прежде всего тем обстоятельством, что интервьюер навязывает опрашиваемым собственную точку зрения, пытаясь поместить его в прокрустово ложе формализованной анкеты. 13 Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. 1989. № 4. 14 Там же. 15 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. С.416; Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 39. 16 Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus groups: Theory and practice. London: Sage, 1990. 17 KreugerR.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988. Опыт применения фокусированных интервью (индивидуальных и групповых) в годы второй мировой войны по заказу военных ведомств в исследованиях воздействия пропаганды и фильмов по обучению в армии впервые был обобщен в научном докладе Р. Мертона в 1946 г. В 1949 г. Т. Новак первым использовал групповое интервью для исследования рынка, пригласив в свой офис домохозяек, которые обсуждали качество нового товара. Обобщающее теоретическое осмысление метода появилось в книге Р. Мертона, П. Кендалла и М.Фиске «Фокусированное интервью» в 1956 г.18 С тех пор происходила постоянная эволюция фокусированного интервью в сторону превращения его в современный метод фокус-группы.
Уже в 1950-е гг. в США действовали десятки исследовательских центров, применявших этот метод для решения маркетинговых задач. Значительный вклад в совершенствование метода внесли психологи и специалисты по групповой психотерапии, соединившие групповое интервьюирование с так называемой проективной техникой, используемой для изучения бессознательных мотиваций. В конце 1970-х гг. масштабы подобных исследований в развитых странах были столь велики, что впору говорить о фокус-групповой индустрии. Метод фокус-групп может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. В качестве самостоятельного и самодостаточного метода его применяют для триангуляции, при проверке данных, собранных в ходе исследования. В качестве дополнительного он используется в начале, в ходе или в конце проекта. На пилотажной стадии его основная цель — уточнение и понимание языка респондентов, проверка гомогенности изучаемой группы, оценка реакции респондентов на вопросы, разработка системы понятий для шкалы количественного исследования. В качестве равноправного метода фокус-группы хорошо дополняют количественные методы сбора информации, позволяя получить видение респондентами изучаемой проблемы. Данный метод применяют на заключительной стадии исследования для Уточнения и прояснения полученных результатов и вопросов, возникающих на этапе анализа, Добавляют к полученным количественным данным качественный элемент и придают описательный характер. Фокус-группы применяют на подготовительной стадии большого исследования для проверки ипотез, понимания языка и изучаемой категории в целом, описания поведения, мотивации или установок индивидов, когда большое значе-
ие имеет интеракция; с целью воссоздания ситуации близкой к реальной жизни; в случае, когда потенциальные респонденты являются сложнодоступной категорией населения, формальные каналы коммуникации с которой не установлены (данный метод не навязывает определенной формы поведения, а наоборот — провоцирует естественное поведение); изуче- ния новой проблемы, что связано с большой степенью проникновения в суть изучаемого вопроса. На полученную в ходе фокус-групп информацию, социолог, по сравнению с индивидуальные интервью, оказывает минимальное воздействие Большая свобода исследователя, быстрота сбора данных и относительно невысокие затрать также являются несомненными достоинствам!/ фокус-групп. Источник: Дмитриева Е. Фокус-группы в марке тинге и социологии // http://sociology.extrim.ru, fgr_zakl.htm Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ. М., 1991. В 1970—80-е гг. метод фокус-группы становится непременным атрибутом учебников и учебных пособий, его применение получает широкое распространение в маркетинговых, рекламных и социально-психологических исследованиях. К середине 1990-х гг. среднестатический взрослый американец уже более двух раз был участником фокус-группы, а к 2000 г. этот показатель увеличился до четырех19.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |