Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Дмитриева Возможности метода




Врезка

ФОКУС-ГРУППА Из истории вопроса

Однозначного мнения насчет хронологии развития этого метода в лите­ратуре не сложилось. Многие авторы, в том числе Д. Стюарт и П. Шамдеса-ни16, считают, что прародителем метода фокус-группы выступает фокусиро­ванное интервью, которое впервые в ноябре 1941 г. применили Р. Мертон и П. Лазарсфельд для изучения эффективности работы радио. Напротив, Р. Крюгер'7, признанный знаток этих технологий, полагает, что подобная ме­тодика интервью появилась в конце 1930-х гг. в среде тех социальных уче­ных, кто разочаровался возможностями количественных методов сбора дан­ных, прежде всего тем обстоятельством, что интервьюер навязывает опраши­ваемым собственную точку зрения, пытаясь поместить его в прокрустово ложе формализованной анкеты.

13 Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. 1989. № 4.

14 Там же.

15 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социаль­ной реальности. М., 1998. С.416; Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Со­циологический журнал. 1997. № 3. С. 39.

16 Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus groups: Theory and practice. London: Sage, 1990.

17 KreugerR.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988.

Опыт применения фокусированных интервью (индивидуальных и груп­повых) в годы второй мировой войны по заказу военных ведомств в иссле­дованиях воздействия пропаганды и фильмов по обучению в армии впервые был обобщен в научном докладе Р. Мертона в 1946 г. В 1949 г. Т. Новак пер­вым использовал групповое интервью для исследования рынка, пригласив в свой офис домохозяек, которые обсуждали качество нового товара. Обобща­ющее теоретическое осмысление метода появилось в книге Р. Мертона, П. Кендалла и М.Фиске «Фокусированное интервью» в 1956 г.18 С тех пор происходила постоянная эволюция фокусированного интервью в сторону превращения его в современный метод фокус-группы.

Уже в 1950-е гг. в США действовали десятки исследовательских центров, применявших этот метод для решения маркетинговых задач. Значительный вклад в совершенствование метода внесли психологи и специалисты по груп­повой психотерапии, соединившие групповое интервьюирование с так на­зываемой проективной техникой, используемой для изучения бессознатель­ных мотиваций.

В конце 1970-х гг. масштабы подобных исследований в развитых странах были столь велики, что впору говорить о фокус-групповой индустрии.

Метод фокус-групп может применяться как са­мостоятельно, так и в сочетании с другими ме­тодами. В качестве самостоятельного и самодо­статочного метода его применяют для триангу­ляции, при проверке данных, собранных в ходе исследования. В качестве дополнительного он используется в начале, в ходе или в конце про­екта. На пилотажной стадии его основная цель — уточнение и понимание языка респон­дентов, проверка гомогенности изучаемой груп­пы, оценка реакции респондентов на вопросы, разработка системы понятий для шкалы коли­чественного исследования. В качестве равно­правного метода фокус-группы хорошо допол­няют количественные методы сбора информа­ции, позволяя получить видение респондентами изучаемой проблемы. Данный метод применя­ют на заключительной стадии исследования для Уточнения и прояснения полученных результа­тов и вопросов, возникающих на этапе анализа, Добавляют к полученным количественным дан­ным качественный элемент и придают описа­тельный характер.

Фокус-группы применяют на подготовительной стадии большого исследования для проверки

ипотез, понимания языка и изучаемой катего­рии в целом, описания поведения, мотивации или установок индивидов, когда большое значе-

ие имеет интеракция; с целью воссоздания

ситуации близкой к реальной жизни; в случае, когда потенциальные респонденты являются сложнодоступной категорией населения, фор­мальные каналы коммуникации с которой не установлены (данный метод не навязывает оп­ределенной формы поведения, а наоборот — провоцирует естественное поведение); изуче-

ния новой проблемы, что связано с большой сте­пенью проникновения в суть изучаемого вопро­са. На полученную в ходе фокус-групп информа­цию, социолог, по сравнению с индивидуальные интервью, оказывает минимальное воздействие Большая свобода исследователя, быстрота сбо­ра данных и относительно невысокие затрать также являются несомненными достоинствам!/ фокус-групп.

Источник: Дмитриева Е. Фокус-группы в марке тинге и социологии // http://sociology.extrim.ru, fgr_zakl.htm

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ. М., 1991.

В 1970—80-е гг. метод фокус-группы становится непременным атрибутом учебников и учебных пособий, его применение получает широкое распрос­транение в маркетинговых, рекламных и социально-психологических иссле­дованиях. К середине 1990-х гг. среднестатический взрослый американец уже более двух раз был участником фокус-группы, а к 2000 г. этот показатель увеличился до четырех19.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.