Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Садмен, Н. Брэдбери Программный и анкетный вопросы




Врезка

При разработке вопросника следует отличать программный вопрос от анкетных вопросов. Про­граммный вопрос отвечает целям исследования и служит критерием выбора конкретных вопро­сов, включаемых в анкету. Как правило, он сфор­мулирован в общих терминах и содержит абст­рактные понятия, не всегда очевидные для оп-

рашиваемых. Например, вы хотите определить отношение американского общества к контро­лю над продажей оружия; либо влияние телеви­зионной программы, посвященной проблемам здоровья, на практическое использование слу-

шателями информации; либо отношение к со кращению численности рабочих мест, вызван ному повышением уровня автоматизации". Процедура разработки вопросника не меняете от того, заключается ли цель исследования проверке социальной теории или в оценке рас пределения конкретных установок населения Прежде всего вам необходимо проанализиро вать концепты, входящие в программный воп рос. Затем вы должны сформулировать конкрет ные вопросы, которые в совокупности буду определять исследуемые концепты. Например. если вас интересует отношение потенциальны избирателей к конкретному кандидату, следуе решить, какие отношения вас в данном случа интересуют: отношение к позиции кандидатг

Программный вопрос направлен на выявлени латентного признака, который можно обнар> жить лишь в особой реальности, называемо теорией. Анкетные вопросы предназначен: для распознавания данного признака в эмпк рическом пространстве. Поэтому ответы на а> кетные вопросы никогда не совпадают с отве тами на программные вопросы, что являете основной эпистемической проблемой любог исследования. — Прим. ред.

месяце? Употребляете ли Вы спиртные напитки? Имеете ли проездной би­лет на автобус?

Смело включайте такие вопросы в свою анкету и получите исчерпываю­щие ответы, совокупность которых позволит вам описать социальное явле­ние с разных сторон или на различных уровнях глубины.

Заполненные анкеты обрабатываются на компьютере, после чего социо­лог, применяя методы математической статистики, выявляет корреляцию между различными переменными, устанавливает средние, медианные и др. значения, которые свидетельствуют о характере тех тенденций, которые в качестве гипотезы предполагались в теоретической части программы соци­ологического исследования.

Прежде чем перейти к формулировке анкетного вопроса, надо еще раз для себя выяснить, все ли аспекты проблемы охвачены и в то же время нет ли лишних вопросов, кому конкретно адресована анкета. Составьте небольшую таблицу по своему усмотрению и выбору. Она прояснит вам суть дела и по­может в дальнейшем. Это своего рода мини-программа.

После этого можно приступить к следующему этапу — сформулировать вопросы, отшлифовать выражения, установить последовательность вопро­сов в анкете. Надо помнить правило: «содержание вопроса интересует прежде всего исследователя, а формы, язык, стиль — респондента». Вас интересует уровень осведомленности человека, а ему как раз очень неудобно признавать­ся в этом. Значит, замаскируйте свое намерение, сформулируйте его в обте­каемом и приемлемом для вашего собеседника виде (например, вместо от­крытого задайте закрытый вопрос или замените прямой на косвенный).

отношение к его личности или общее представ­ление о симпатиях электората? Формулирование конкретных вопросов, предъяв­ляемых респондентам, помогает более отчетли­во понять программный вопрос. Если при фор­мулировании вопроса возникает двусмыслен­ность или возможны альтернативные варианты его прочтения, то необходимо вернуться к целям исследования. Часто оказывается, что сами цели исследования недостаточно четко определены и требуют дальнейшего уточнения. Например, если вы проводите исследование для определения того, следует ли политику выставлять свою кан­дидатуру на выборах, необходимо поинтересо­ваться, как много респонденты знают об этом человеке, какие политические идеи с ним ассо­циируются и что респонденты ожидают от «хоро­шего» кандидата. Если вы проводите исследова­ние общественного мнения о кандидате, который публично объявил о своем намерении баллоти­роваться, вероятно, следовало бы поинтересо­ваться мнением респондентов о позиции канди­дата по конкретным проблемам и их намерени­ем голосовать за него.

В исследованиях, проводимых на одну и ту же тему, но с разными целями, могут ставиться со­вершенно разные вопросы. Даже если в иссле-

дованиях задаются одинаковые общие вопросы, уточняющие вопросы будут различными в зави­симости от целей проекта. Поскольку формули­ровка вопроса непосредственно связана с целя­ми исследования, не существует «стандартного» способа написания даже широко используемых в исследованиях вопросов об индивидуальных характеристиках, например, таких, как образо­вание или доход. В качестве общего правила при разработке вопросника вы должны посто­янно спрашивать себя: «Почему я задаю этот вопрос?» И в каждом конкретном случае вы дол­жны суметь объяснить, насколько тесно любой анкетный вопрос связан с программным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.