КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закрытые и открытые вопросы
По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания. Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором респонденту предлагается один или несколько возможных ответов20, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов21. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопроснике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Пример: 20 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 390. См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 73. Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 1000 рублей. 2. От 1001 до 5000 рублей. 3. От 5001 до 10 000 рублей. 4. Свыше 10 000 рублей. Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернативами, закрытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который он избрал. Другой пример, выясняющий отношение человека к своей работе: «Что нравится Вам в Вашей работе?» Ему обычно соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы. Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если следовать первому определению — «респонденту предлагается один или несколько возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же применим второй критерий — «обязательно полный набор вариантов ответа» -то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факторы, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечислены? Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого контроля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить i рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие варианты не предусмотрены Как быть респонденту, который именно их считает основными? Не отвечав на вопрос вовсе или отметить другой вариант и дать ложную информацию' Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследова ний фигурируют именно закрытые вопросы. В них варианты ответов состав ляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, уп рощать программу и процедуру опроса, как мы это и сделали, но не до тако! степени, чтобы не соблюдать никаких научных требований. Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические воп росы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов мо гут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявлени: какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня ин формированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Ди хотомические вопросы хороши при изучении фактов. Респонденту легко от ветить на вопрос: «Есть ли в вашем домохозяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»' Но самыми распространенными среди вопросов закрытого типа являют ся, пожалуй, «вопросы-меню». Такой вопрос может содержать набор суждение предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни ченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенном автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжировани выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательное™ значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираютс только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные прс фессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить дос таточную полноту списков и четкость критериев отбора. Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога должна бс леть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список альтернатив не бы Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения используемой информации к личности респондента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтральными, не нарушают чувства собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной форме, которая помогает частично преодолевать психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безличным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт». По методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |