КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Открытые и закрытые вопросы
ОМ. Маслова Врезка Что выявляют открытые вопросы? Самостоятельно сформулированное мнение респондента. А что выявляют закрытые вопросы? Степень согласия респондента с различными суждениями, предложенными исследователем. Вот и получается, что оба типа вопросов направлены на выяснение разных вещей. Так почему же их считают равносильными? При закрытой формулировке респондент фиксирует свою реакцию на предложенное социологом описание реальности, при открытой — он сам описывает эту реальность. В закрытом вопросе отражена реальность, созданная социологом для респондента. В открытом, наоборот, отражается реальность, созданная респондентом Для социолога. Почему такое происходит? Закрытый вопрос имеет всегда ограниченное число подсказок: 5, Ю. 15, редко 20. А спектр мнений и предпочтении реальных людей огромен. Значит, многое социолог не вместил (да и объективно не мог вместить) в свой вопросник. Иначе говоря, он потерял важную информацию. Пример. Социологи провели методический эксперимент: один и тот же вопрос давали в открытой и закрытой форме. Он звучал так: «Какие условия жизни Вы хотели бы улучшить при переезде на нынешнее место жительства?» Оказалось, что 12 мотивов (причин переезда), предложенных учеными на выбор в закрытом варианте, было явно недостаточно. В открытом варианте респонденты назвали дополнительно 14 мотивов. Из них 6 явились совершенно новыми, а 8 дополняли старые. Объединив данные, ученые выработали новый список мотивов. Он увеличился на 30%, а описание мотивации существенно изменилось. Таким образом, два описания реальности — созданное самим респондентом и навязанное ему ученым — могут совпадать частично либо не совпадать вовсе. Так произошло, когда ученые попытались выяснить представления супругов о последствиях малодетности. На выбор предложили 13 суждений о том, что случится с обществом, если и Кутлалиев А. Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4. своих товарищей, вы предстали в неприглядном виде, как неумелый, неграмотный специалист. Запомните: закрытый вопрос должен быть умнее респондента, содержащаяся в нем информация — превышать знания опрашиваемого. В закрытом вопросе подсказки выполняют помимо прочего еще и функцию конкретизации формулировки анкетного вопроса. Социолог с их помощью указывает, что именно он подразумевал, когда спрашивал «Что Вам понравилось в спектакле?»: режиссура, проблематика пьесы, игра актеров, декорации или нечто иное. Когда вопрос из закрытой формы переводят в открытую, предлагая респондентам самим подумать над тем, что именно им понравилось в спектакле, количество не относящихся к существу дела ответов возрастает. Другой трудностью работы с открытыми вопросами является неразборчивый почерк респондентов. В результате число ответивших на открытые вопросы, по разным данным, снижается по сравнению с открытыми на 30%25. Закрытые вопросы снижают число неответивших и ускоряют процесс обработки. Однако познавательные возможности открытых и закрытых вопросов не совпадают. Если представления и знания автора анкеты и респондента идентичны, то закрытый вопрос предпочтительнее. Его формулировка не влияет на содержание. Например: «Ваш пол?», «В каком году Вы родились?» и т.п. Сложность использования закрытых вопросов состоит в том, что разработка вариантов ответов («закрытый») требует скрупулезного теоретического и логического обоснования, а также экспериментальной проверки качества каждого вопроса в пробном исследовании. дальше в наших семьях будет рождаться лишь по одному малышу. Например, «сократится население», «возрастет его благосостояние», «ребенок вырастет эгоистом». Когда сравнили ответы на закрытые и открытые вопросы, то обнаружилось странное явление: совокупности опрошенных, разделяющих одни и те же мнения, резко отличаются в зависимости от формы вопроса. А это означает только одно: чем больше расходятся обе реальности, тем больше собранная информация зависит от формы вопроса. Речь шла, напомним, о придуманной ситуации — воображаемых последствиях малодетности. А что станет, если социолог задумает изучить политические пристрастия людей, от которых зависят выборы президента, экономическая стратегия и будущее развитие страны? Возможно, произойдет следующее. Социолог заранее смоделирует спектр политических ориентации населения — у себя в кабинете. Поделит их почти произвольно на демократов, коммунистов, монархистов. Он сформулирует вопрос и приложит к нему список закрытий. Респонденты, незнакомые с тонкостями политической борьбы, не зная как следует терминов, наобум ткнут пальцем в первый попавшийся пункт вопроса. Мир ученого-социолога может показаться им миром инопланетянина. А сам ученый станет взирать на мир респондентов, как на осколок первобытной культуры, с которой ему трудно или невозможно найти общий язык. Сокращено и адаптировано по источнику: Мас- лова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984. № 2. С. 132-136. 25 Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 114. ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Гораздо проще вопросы-фильтры. Это чисто функциональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или анкете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», перед тем как переходить к собственно содержательному блоку вопросов, социолог размещает вопросы-фильтры, где спрашивает, знаком ли респондент с этой газетой. Надобность в них возникает в том случае, когда исследователю важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части. В роли такого спецраспределителя и выступают вопросы-фильтры. После ответа на вопрос-фильтр следует задать несколько вопросов, посвященных только этой группе людей. После того как «анкета в анкете» закончилась, целесообразно поместить обращение: «Внимание! Вопросы для всех». Вопросы-фильтры относятся к классу не основных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Когда нет вопросов-фильтров, а выборка неоднородна (например, в нее попали и семейные, и холостые, а вы этого еще не знаете), велика опасность искажения информации. Допустим, об изменениях в семье будут отвечать и те, у кого ее нет. Стало быть, ваши вопросы заданы не тем людям, для кого они предназначались. Если вы хотите знать чей-то ответ о том, за кого он голосовал на последних выборах, прежде спросите, был ли этот человек там. Иначе лжи от истины вам никогда не отличить. Ваш вопросник просто не рассчитан на проведение таких различий. Иногда вопросом-фильтром служит уже само название инструмента, например — «Анкета для увольняющегося». Вопросы-фильтры задаются специально для того, чтобы выделить в общей массе тех, кто обладает изучаемой характеристикой. Если в анкете содержится несколько разных блоков вопросов, посвященных условиям труда, его организации, участию в управлении и т.д., то необходимо каждый раз удостоверяться, имеют ли отношение к этим проблемам респонденты. Каждый специализированный блок вопросов («анкета в анкете») открывается вопросом-фильтром. Например, «Ходите ли Вы на работу пешком или пользуетесь общественным (личным) транспортом?» После него помещается блок вопросов для тех, ктс пользуется общественным транспортом, а затем — блок вопросов для владельцев автомашин. Рядом с каждым из соответствующих вариантов ответов следует дать указание: «Переходите к вопросу №...». Отсылки к ближайшим вопросам можно обозначить стрелками. Иногдг вопрос-фильтр заменяется обращением к респондентам, которым адресован блок вопросов: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те. кто приезжает на работу общественным транспортом». Такие обрашенш выделяют графически (рамкой, шрифтом, цветом, иллюстрациями). После окончания специализированного блока, как уже говорилось, можно опят! обратиться к респондентам: «Внимание! Вопросы для всех!» Такого рода обращения относятся не только к правилам постановки отдельных вопросов Они являются средством организации композиции анкетных вопросов v обеспечивают благоприятную психологическую атмосферу: снижают монотонность восприятия вопросов, активизируют внимание респондента. Контрольные и фильтрующие вопросы во многом выполняют похожие функции. Авторы «Рабочей книги социолога» советуют: сначала можно спросить о том, насколько респондент доволен своей работой. Через несколько вопросов задать первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» — затем второй, косвенный: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности респондента. Если обнаружено противоречие в ответах, результаты бракуются26. Такой же вариант построения контрольных вопросов предлагает и В.А. Ядов. Он рассматривает и ряд полезных правил: ♦ в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними; ♦ реальная ситуация контролируется вариантами прожективной ситуации; ♦ косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые — на закрытые, безличные — наличные; ♦ контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования, тогда как прочая информация может быть менее обстоятельной. Конечно, из всего многообразия технических приемов, которыми располагает профессиональный социолог, владеющий тонким искусством социологического исследования, социологу-общественнику надо знать только главные. Те, которые позволяют ему получить надежную информацию по интересующей теме, но не дают возможности претендовать на научное открытие или установление эмпирических закономерностей. Разница здесь достаточно разительная. Чтобы она была еще более очевидной, приведем пример из книги немецкой исследовательницы Элизабет Ноэль. В одном из опросов формулировался следующий косвенный вопрос: «Иногда случается, что по телевидению в будни передают важный футбольный матч в то время, когда предприятия еще работают. Одни говорят, что в таком случае предприятия должны отпускать своих людей, чтобы они могли посмотреть футбольный матч, это время можно отработать заранее или после матча. Другие говорят, что из-за телевизионной передачи переносить работу на другое время — это уже чересчур. Работа ведь важнее, чем футбольный матч. Как Вы думаете?»27 Мы провели любопытный эксперимент. Задав этот вопрос группе начинающих социологов, мы попросили их ответить, о чем данный вопрос. Суждения были самые различные. Одни предполагали, что вопрос направлен на выработку практических рекомендаций. Как известно, производительность труда на некоторых предприятиях колеблется в зависимости от того, кто, когда и как сыграл футбольный матч. Настоящий болельщик всегда найдет повод уйти с работы раньше, чтобы посмотреть матч. А их миллионы. Чтобы не страдало общее дело, можно разработать комплекс практических мероприятий. Предлагали даже, какие именно. Другие оценили вопрос как См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 389. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. С. 116. контактный, т.е. усиливающий доверительные отношения, создающий свободную, непринужденную обстановку. Третьи назвали его отвлекающим. На самом деле этот вопрос носил у Э. Ноэль провоцирующий характер и был призван выяснить отношение к работе и к свободному времени. Только изучался он в прожективной форме, и ключом служила фраза: «Работа ведь важнее, чем футбольный матч». Иными словами, в вопросе столкнулись две системы ценностей: в одной работа предпочиталась досугу, в другой — наоборот. Однако истинный замысел исследователей был тщательно замаскирован полуразвлекательной и отводящей внимание в сторону формулировкой. Рис. 6. Необходимость выяснить, что важнее — работа или футбольный матч В профессиональном социологическом исследовании, хотя таковых у нас в стране из-за низкого уровня подготовки большинства социологов еще недостаточно, вопросы, как правило, не формулируются «в лоб». Даже если их содержание совершенно очевидно для респондента. В полупрофессиональном, методически не изощренном исследовании цель формулируется в самом вопросе. Если вам надо изучить текучесть кадров, то прямо так и задаются вопросы. Но в высокопрофессиональном цель исследования зачастую невозможно найти во всем вопроснике. Задача исследования дробится на блоки, основные понятия тщательно операционализируются, и вместо них уже появляются «крупные блоки вопросов, смысл которых нельзя передать в нескольких словах и которые часто похожи на провокационно глупую игру. Утрируя, можно сказать: чем лучше проект анкеты, тем менее ясна его цель для читателя. Поэтому для заказчика убедительна не анкета с ее операциональными вопросами, а отчет, содержащий результаты анализа»28. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. С. 82.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |