Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка вопросов и качество анкеты




Для потребителя социологической информации, например местных ор­ганов власти, методика не имеет никакого значения. Ее качество и эф­фективность важны для разработчика социологического инструмента, который, применив этот инструмент в «поле», обязан представить заказ­чику истинные данные. Таким образом, правильная формулировка ан­кетных вопросов, их распределение на анкетном листе и редактирова­ние—дела сугубо профессиональные. Можно сказать, что речь здесь идет о научной «кухне» эмпирического исследования.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСОВ1

В литературе высказывается немало советов, правил и требований к раз­работке вопросов анкеты. Принципы логического анализа вопросов анкеты, предложенные, в частности, О.М. Масловой, позволяют отбраковать, исклю­чить грубые логические ошибки и оставить доброкачественные вопросы. Ведь если социолог допускает ошибки на этапе составления анкеты, то они добав­ляются к тем неизбежным ошибкам, которые сопровождают процессы фор­мирования выборки, операционализации понятий, сбора и анализа данных.

Хотя составление анкет до сих пор является в большей степени искусст­вом, чем наукой, можно сформулировать ряд простых общих правил, следо­вание которым позволит вам быть уверенными в том, что анкета будет по­нятна участникам опросов. Стоит, на наш взгляд, прислушаться к тем сове­там, которые дает опытный маркетолог, руководитель отдела Института маркетинговых исследований, ГфКМРА. Кутлалиев2:

♦ вопросы в анкете должны быть ясными;

♦ форма ответов, которые предполагает вопрос, должна быть удобной для записи;

Данный материал написан в соавторстве с В.Ф. Ануриным. 2 Кутлалиев А. Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4.

♦ в анкете необходим правильный порядок размещения вопросов;

♦ анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать;

♦ всегда необходимо осуществлять «пилотаж» анкет, прежде чем будет начато основное исследование;

♦ вопрос должен задаваться только об одном предмете;

♦ вопрос должен быть коротким и несложным, поскольку длинные воп­росы приводят к тому, что респондент не улавливает сути;

♦ вопросы должны вызывать правдивый и точный ответ.

Обобщив многочисленную литературу, как отечественную, так и зарубеж­ную, а также собственный опыт полевой работы с анкетным инструмента­рием, сделаем следующие выводы, напрямую касающиеся искусства и науки составления анкетных вопросов.

1. Прежде всего вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмыслен­ный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Двусмысленные вопросы — это, по сути, два вопроса в одном: «Со­гласны ли вы с утверждением, что зубная паста «Аквафреш» предпочтитель­нее по вкусу, чем «Пепсодент», и что фирме «Пепсодент» следует подумать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.