Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методика эксперимента




Хотя методология и методика эксперимента пришли в социологию из современной психологии, логика самого экспериментального метода была разработана еще английским философом Джоном Стюартом Миллем, жив­шим в XIX в. Он установил несколько логических схем индуктивного выво­да, одна из которых — метод различия — являет собой классическую схему эксперимента. Общие принципы эксперимента связывают, во-первых, с формированием исходных гипотез о причинно-следственных связях между свойствами (переменными, факторами) изучаемого объекта, во-вторых, с форсированием специальной искусственной ситуации, позволяющей целе­направленно воздействовать на контролируемые переменные для того, что­бы проверить искомую гипотезу о наличии (или отсутствии) связей между контролируемыми и неконтролируемыми переменными. Результатом экс­перимента является получение нового знания об изучаемом объекте.

Вплоть до начала XX в. особенностью естественно-научного эксперимен­та была ориентация на методологию однофакторного эксперимента с жесткой фиксацией контролируемых переменных и функциональными зависимости -

ми между изучаемыми параметрами. В это время возможность применения эк­сперимента к социальным явлениям либо отрицалась, либо обсуждалась лишь на теоретическом уровне. Дискуссии о методологических основах и познава­тельных возможностях метода эксперимента в обществознании продолжают­ся и по сей день.

Эксперимент сформировался и существует как метод проверки гипотезы, основанной на теоретических представлениях о связи между характеристика­ми изучаемого явления. В методологическом плане первым этапом считают теоретический анализ объекта исследования, вторым — формирование гипоте­зы о наличии, характере или направлении связей между переменными, треть­им — разделение переменных на зависимые и независимые. Выделение экспе­риментальных переменных — это результат предварительного теоретического анализа объекта. Те из них, на которые направлено воздействие исследователя, называются контролируемыми и независимыми. После этого начинается мето­дическая часть эксперимента. Когда поставлена цель исследования и подготов­лена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную'.

Основная цель экспериментального метода — проверка тех или иных ги­потез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Как разновид­ность углубленного, аналитического социологического исследования и од­новременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а так­же о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Экспериментальный метод предназначен для получения информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свой­ствами, для достижения нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от наблюдения в эксперименте не только получают описательную информацию, но дают объяснение связей, отношений, процессов.

Вчисле важнейших нормативных требований, предъявляемыхкэксперимен-тальному способу познания, методологи называют: четкую ориентацию на ги­потезы исследования; высокий уровень познания и полноту описания исследу­емого объекта; строгий контроль заходом процедур эксперимента, обеспечение его чистоты; воспроизводимость, возможность повторения; наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту.

У эксперимента есть свои ограничения в применении: он осуществим только относительно тех объектов, в которых на основе имеющихся знаний можно выделить структуру переменных, допустимо введение эксперимен­тального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происхо­дящих в объекте. Сложность социальных объектов ограничивает возможно­сти достижения чистоты естественно-научного эксперимента, установления прямых зависимостей между переменными: трудно вычленить причину из коррелятивных зависимостей. Локальность эксперимента ограничивает ис­следователя в возможностях широких обобщающих выводов.

Программа эксперимента состоит из всех структурных элементов про­граммы социологического исследования. Ведущей задачей в составлении

Overview: Experimental and Quasi-Experimental Research // http://writing.colostate.edu/references/ research/experiment/

программы является формулирование гипотезы и планирование ее провер­ки в системе факторов (переменных), детерминирующих поведение социаль­ного объекта. Ее специфика состоит также в том, что она включает в себя про­цедуры, осуществляемые как в системе управления объектом (социальной группой), так и в системе исследования.

Предмет эксперимента отношения и связи между свойствами изучае­мого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его со­циальную деятельность и поведение.

Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изу­чаемого объекта. Системой переменных задается и описывается эксперимен­тальная ситуация. Основными переменными являются независимые и зави­симые. Независимая переменная — фактор, изменяемый исследователем и вводимый им в деятельность экспериментальной группы. Это относительно самостоятельный, устойчивый, существенный фактор, оказывающий влия­ние на состояние объекта. Зависимая переменная — фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной. Переменные представляют ка­тегории анализа в эксперименте и, так же, как категории анализа, отобра­жаются в виде эмпирических показателей2.

Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в которых прохо­дит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабораторными. Уникальность научного эксперимента кроется в его способности создать исключительные условия для того, чтобы ученые могли «проиграть» определенную ситуацию, получив в итоге очень ценную информацию о социальном явлении.

Объект эксперимента социальная группа, коллектив, личность (участ­ники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидае­мые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.

Экспериментальная группа — та, на которую оказывают воздействие экс­периментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего тре­бования выбора объекта — репрезентативности в классе исследуемых объек­тов — к этой группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое конт­ролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте3.

Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным исследо­вателем параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов (независимой переменной). При наличии контрольной группы по­вышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в эксперименталь­ной, так и в контрольной группах.

Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. ДА. Шевченко, А.И. Крав­ченко. М., 1990. 3 Overview: Experimental and Quasi-Experimental Research // http://writing.colostate.edu/references/ research/experiment/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.