Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование групп в эксперименте




Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экс­периментальных групп. Самый простой способ проведения эксперимента — сравнение состояния до и после. Можно, например, сравнить показатели про­изводительности труда и освещенности рабочих мест, если вторые изменять умышленно. Однако такая упрощенная процедура не позволяет следить за мно­жеством других, не учтенных переменных, которые влияют на зависимые. Чтобы снять эти влияния или хотя бы проконтролировать их присутствие, применяют выделение не только экспериментальных, но и контрольных групп. Оно осно­вано на предположении о том, что неучтенные факторы одинаково действуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В экспериментальной группе производится изменение контролируемых (независимых) переменных. В контрольных группах независимые переменные остаются без изменения4.

Обе группы в научном эксперименте, если это действительно таковой, дол­жны быть тождественными (идентичными, похожими по важнейшим приз­накам). Принцип сходства двух групп — экспериментальной и контрольной — не должен нарушаться во время всего хода эксперимента. Его соблюдение называют контролем эксперимента. Контроль — одна из ведущих результиру­ющих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная фун­кция — обеспечение чистоты эксперимента в отношении сформированных групп и поведения переменных. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.

В социологии используются три метода формирования групп: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора5.

Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и кон­трольным, но отличались по факторным характеристикам6. После чего для

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер.

с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

С 162-174.

Факторными называются такие характеристики экспериментальной группы, которые вводятся или

изменяются самим исследователем.

обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время изме­ряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров кон­трольных признаков в обеих группах. Метод используется преимуществен­но в параллельном эксперименте.

Метод структурной идентификации применяется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, имеем две группы численностью соответ­ственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой экспериментальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее — 30% (15человек). Во второй (контрольной) группе — по 50% тех и других (по 45 че­ловек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам желательно по характеристике «уровень образования» структуру конт­рольной группы привести в соответствие со структурой экспериментальной группы. Тогда при помощи арифметических приемов мы находим, что кон­трольная группа должна включать 60 человек: 42 человека (70%) со средним и 18 человек (30%) — с высшим образованием.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам ве­роятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его исполь­зуют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы7.

В технологии случайного отбора широко применяется рандомизация. Ран­домизация {randomisation) — процедура, обеспечивающая случайное распре­деление испытуемых в экспериментальную и контрольную группы. Цель — ми­нимизировать возможность сознательного или неосознанного отбора испытуе­мых одного типа, например наиболее образованных или наиболее здоровых. Случайным распределением достигается отсутствие различий между двумя группами и, таким образом, снижается вероятность систематической ошиб­ки вследствие различий групп по каким-либо признакам.

ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ8

При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности:

♦ эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами;

♦ за эксперимент выдается включенное или стандартизированное не-включенное наблюдение;

♦ экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего экспе­римент проводится с нарушением его условий;

Подробнее см.: Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов/Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Гор-g шкова. М, 1995. С. 162-174. Материал дается по источнику: Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.rU/mmc/grig/4.3.ru.shtml

♦ субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками;

♦ неправильно построена теоретическая система переменных, перепута­ны причины и следствия;

♦ нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задача­ми и гипотезами исследования;

♦ сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, су­щественных зависимостей в изучаемом объекте;

♦ допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточ­ность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную про­верку;

♦ в качестве независимой переменной выделен фактор, который не мо­жет быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящихв изучаемом явлении;

♦ экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произ­вольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддавать­ся управлению со стороны исследователя;

♦ недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не вхо­дящих в независимую переменную;

♦ связи между зависимой и независимой переменными носят случайныйхарактер, неправильно установлена структура переменных;

♦ независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выраже­ния в эмпирических индикаторах;

♦ допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей;

♦ были допущены ошибки при фор­мировании экспериментальных и кон­трольных групп. В ходе эксперимента обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возмож­ности сравнивать эти группы по составу переменных;

♦ для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную;

♦ в ходе эксперимента выяснились такие важные свойства эксперимен­тальной группы, которые не были известны до его начала;

♦ контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальнойгруппы по существенным для исследования параметрам;

♦ не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно со­здать экспериментальную ситуацию;

♦ не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состояни­ем переменных;

♦ при анализе данных использовался логико-математический аппарат, который неприменим к изучаемому классу явлений;

♦ при анализе результатов эксперимента социолог переоценивает воздей­ствие независимой на зависимую переменную, недоучитывает влияние ряда случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации;

♦ инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определен -ных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чисто­ты эксперимента;

♦ использованные при анализе полученной информации статистические методы не соответствуют природе причинно-следственных связей;

♦ выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипо­тезу без достаточных на то оснований;

♦ эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и со­противляются ему;

♦ среди организаторов экспериментальных работ оказались люди, не за­интересованные в положительных результатах эксперимента;

♦ в ходе эксперимента возникли конфликты среди участников по пово­ду участия в эксперименте;

♦ коллектив отказывается принять участие в эксперименте, мотивируя свой отказ тем, что ранее уже приходилось участвовать в эксперименте и ничего кроме лишних забот это участие не принесло.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

В социальных науках эксперименты подразделяются на: 1) истинные экс­перименты и квазиэксперименты; 2) натурные (натуральные) эксперимен­ты {naturalexperiments) и натуралистические эксперименты (naturalistic experi­ments)9; 2) полевые (естественные) и лабораторные эксперименты; 3) парал­лельные и последовательные (линейные) эксперименты; 4) активные и пассивные эксперименты; 5) эксперименты «улучшающие» и «дублирующие реальный мир»; 6) методическое экспериментирование и эксперименты в оценочных исследованиях; 7) многофакторные и однофакторные экспери­менты; 8) модельные и мысленные эксперименты и др. Кроме того, бывают еще пилотные эксперименты.

По характеру экспериментальной ситуации в социальных науках, преж­де всего в социологии и антропологии, выделяют две главные формы — по­левой и лабораторный эксперименты.

Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он ос­нован на создании искусственных ситуаций, позволяющих изменять кон­тролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями за­висимых переменных. Чаще всего такой метод требует специального ос­нащения, а порой и применения технических приспособлений. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроиз­водимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требо­вание чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически не­возможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, только от­дельные их фрагменты.

Примером может служить исследование процесса узнавания при помо­щи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа те­левизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зри­тельной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 25-39.

выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет. Лаборатор­ный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психи­ческой деятельности людей. В лабораторных условиях проводятся обычно социально-психологические и психологические эксперименты.

Рис. 12. Лабораторный эксперимент по изучению восприятия зрительной информации

Полевой эксперимент проходит в естественных для изучаемого процесса условиях. Методика этого эксперимента требует подбора контрольных и экспериментальных групп с необходимым набором переменных. При этом члены группы (испытуемые) могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента10.

В полевом эксперименте выезжают на место поселения первобытных пле­мен, жительства национальных меньшинств или место работы других соци­альных общностей, ставших объектом изучения. Так, Шефилд и Андерсон с коллегами в течение трех лет изучали межнациональные отношения в сред­ней школе США. В первый год они выяснили, что белые и черные амери-

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995. С 162-164.

канцы по-разному реагируют на проявления подростковой агрессивности на переменах (взаимные толки, перебранку, потасовки), на уроках (списывание, взятие без спроса чужой авторучки и т.д.), в столовой (перебранки за столом). В интервью также выяснилось, что белые настроены к черным дружествен­нее, чем те к ним. Для проверки выявленных фактов Шефилд и Андерсон в 1987 г. провели полевой эксперимент. По случайной выборке они отобрали по 40 белых и черных студентов-мужчин. Каждому предъявляли серию ри­сунков и рассказов с проявлением умеренных форм агрессивности. Испы­туемые должны были проранжировать свои оценки поведения Нарушите­лей — от одобрения и равнодушия до резкого осуждения. В результате белые увидели в действиях черных большую угрозу, чем те у них. Ученые пришли к выводу, что страх перед неграми прививает белым подросткам сама школа1' Рональд Миллиман (1986) провел полевой эксперимент, в ходе которого изучал реакцию посетителей ресторана на быструю и медленную Музыку. По случайной выборке он опросил 227 человек. Определив, как воспринимает­ся темп музыки, ученый по субботам вечером сам играл медленную, а по пятницам быструю музыку. Затем менял график. Выяснилось: темп музыки влияет на время, которое посетители проводят за столом. При медленной музыке они сидели в ресторане 56 минут, а при быстрой управлялись с едой за 45. Причем разница в 11 минут приносила владельцам выручку в 30,5 долл. А если учесть выручку бара при ресторане, то выгода от медленной музыки становится еще больше12.

X. Бернард указывает, что истинный эксперимент в антропологии про­водится редко, но примеры все-таки есть13. Так, Марвин Харрис провел в Бразилии эксперимент по замене слов в вопросе, касающемся расовых от­ношений. Эксперимент проводился во время переписи населения. Демогра­фы считали уместным и благозвучным слово parda предпочтя его слову тогепа, который для англоговорящих жителей означало «brown» (смуглый). Харрис решил выяснить, как скажется на ответах замена первого слова на второе. По случайной выборке он отобрал 505 домов, разбил их на две рав­ные группы и проинтервьюировал по одному взрослому в каждом. В каждой группе задавали открытый и закрытый вопросы. Открытый звучал так: ка­кого цвета, по их мнению, у них кожа. Закрытые различались набором за­крытий — по 4 разных понятия, обозначавших цвет кожи. Необходимо вы­брать один вариант. В первой группе варианты были следующие: branca (бе­лые), parda (серый или коричневый), preta (черный) и amerela (желтый). У второй: branca, тогепа (коричневый), preta и amerela. В первой группе рес­понденты выбрали parda, а во второй —тогепа. По результатам эксперимента выработаны практические рекомендации по проведению переписи14.

Полевые эксперименты по упрощенной схеме часто проводят журналис­ты. На время замаскировавшись под представителей какой-то социальной группы или профессии, например нищих, они выходят на улицу, спускают­ся в метро или заходят в общественный транспорт, прося милостыню. Глав-Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994.

12 Ibid. P. 25-39.

13 Ibid. P. 56.

14 Ibid. P. 53-58.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.