Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социоараматургические и зтнометоаологические эксперименты




G17

ная цель — посмотреть реакцию людей. Они получают прекрасную инфор­мацию что называется из первых рук. В результате — публицистический очерк живыми красками реальных событий.

Истинные эксперименты, организованные с соблюдением всех требований научного метода, выработанных естествознанием (программа исследования, выдвижение гипотез о причинно-следственных связях, зависимых и незави­симых переменных, статистический подбор экспериментальной и конт­рольной групп, ученые не проводят контроль над всеми факторами, которые влияют на конечный результат, и т.д.), встречаются в социальных науках достаточно редко. Какое-либо правило обязательно нарушается или полно­стью не выполняется. Оправдываясь, социальные ученые кивают на слож­ность предмета своей науки, вмешательство человеческого фактора и мно­жество других причин, которые отсутствуют, скажем, в физике.

Гораздо чаще в социальных науках применяется квазиэксперимент. Его считают чем-то противоположным истинному эксперименту15. В квазиэкс­периментах нарушаются все мыслимые и немыслимые требования научно­го метода, а именно отсутствует программа исследования, не выдвигаются гипотезы и переменные, не создаются два обязательных типа группы и т.д., тем не менее эксперимент считается проведенным16. От эксперимента в по­добной процедуре порою остается одно — воздействие субъекта на объект, изменение социальной среды. Вот почему практически все социальные экс­перименты принимают форму квазиэкспериментов. Поскольку они достига­ют того или иного (иногда среда улучшается, иногда ухудшается) практическо­го эффекта, например в городе устанавливается платный телефон, вводится оригинальная система оплаты проезда, внедряется особая система льгот для инвалидов и т.п., их называют также социальным нововведением (иннова­цией, внедрением). Хотя в социальных инновациях нарушаются строгие принципы научного эксперимента, их нельзя считать бессмысленными или ненужными человечеству мероприятиями. Во-первых, к социальной реаль­ности неприменима во всем объеме та методика, которую разработали для эксперимента физики или биологи. У нас и у них речь идет о разных сущно­стях: о независимой от человека природе и созданной им искусственной сре­де, где сам человек, являясь крайне изменчивым существом, вносит постоян­ные изменения. Во-вторых, истинные эксперименты в естественно-научном понимании этого слова попросту не нужны обществу. Естественные хард-методологии и жесткие стратегии неуместны, неадаптированы и легко раз­рушаемы в социальной реальности. Здесь гораздо эффективнее софт-мето­дологии и мягкие или гибкие научные стратегии.

Натурный эксперимент сильно отличается от истинного и квазиэкспери­ментов. Во втором случае любое вмешательство устраивается ученым, в пер­вом оно происходит естественно. К натурным относятся такие случаи: а) часть жителей решила уехать из деревни в город, а часть остаться; б) в не­которые деревни в данном регионе провели электричество, а в другие нет; в) часть представителей национального меньшинства посещает школы для

5 Campbell D.T., Stanley J.С. Experimental and quasi-experimental designs for research. Boston: Houghton Mifflin, 1963.

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 25-39.

представителей среднего класса, а часть обучается в резервации; г) некото­рые культуры практикуют женский инфантицид, а другие нет. Любая из этих ситуаций может стать объектом натурного эксперимента, в ходе которого изучаются аспекты поведении людей. В таких случаях нельзя провести пре-тест, измерить независимые переменные до начала вмешательства. Ученый теоретически или по вторичным источникам мысленно восстанавливает исходные условия, затем изучает ход эксперимента и последствия. Часто он лишь застает последние, а все другое приходится реконструировать по оп­росам респондентов.

X. Бернард описывает знаменитый натурный эксперимент, проведенный в 1955 г. в штате Коннектикут, губернатор которого ввел закон об ограниче­нии скорости на дорогах. Количество ДТП сократилось с 324 в 1955 до 284 в 1956 г. Рефома сохранила жизнь 40 гражданам, хотя число штрафов сильно воз­росло17. Ученых интересовало: являлись ли суровые меры наказания причи­ной сокращения числа ДТП. За решение взялись Campbell and Ross (1968). Они просчитали статистику ДТП за 1951—1959 гг. в Коннектикуте, Массачусетсе, Нью-Йорке и Нью-Джерси. Все штаты были примерно похожи по климату и количеству ДТП. Выяснилось: во всех штатах выросло число ДТП в 1955 г. и сократилосьв 1956. Если опираться лишь на эти данные, то можно заключить, что усилия губернатора Коннектикута ни к чему не привели. Однако количе­ство ДТП постоянно сокращалось еще в течение трех лет. В других же штатах статистика ДТП колебалась по годам без всякой видимой закономерности. Campbell and Ross интерпретировали полученные данные как серию натураль­ных экспериментов {series of natural experiments) и убедительно доказали, что реформа губернатора на дорогах своего штата удалась.

Известны натуральные эксперименты, проводившиеся на бирже ценных бумаг (изучалось колебание активности брокеров в зависимости от того, проводятся в эти часы и дни крупные матчи по американскому футболу или нет). В 1976 г. Циалдини провел подобный эксперимент в ряде крупных уни­верситетов и выяснил (опросив профессоров университетов, попавших в выборку), что после выигрыша любимой команды студенты ведут себя на лекциях иначе, чем после проигрыша. В таких случаях футбольный матч — это естественное событие, а не стимульный материал, предоставляемый ис­пытуемым в лабораторных условиях.

В отличие от натурального эксперимента, где стимульный материал не придумывается, в натуралистическом эксперименте мы искусственно кон­струируем условия и обстановку, позволяющие собрать необходимую инфор­мацию. Такой эксперимент провел Стенли Милграм (1967). Он попросил американцев со Среднего Запада послать студентам богословского факуль­тета Гарварда в подарок небольшую книжечку, но только если они с ними знакомы. К книжечке прилагалась просьба передать подарок своим знако­мым, а те, как следовало из инструкции, должны были переслать их своим знакомым. В конце концов многие книжечки вернулись на круги своя, т.е. попали в руки к тем, кто их запустил. Таким способом ученый доказал свою цель — как узок этот громадный мир. Среднее число переходов, совершен­ных каждым письмом, равнялось 5. Через стольких людей прошла книжеч-

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 57.

ка прежде чем вернулась в исходную точку. Таким способом ученые выяс­няют количество социальных связей между людьми18.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный (пос­ледовательный) и параллельный эксперимент". Линейный эксперимент прово­дится без контрольных групп и основан на сравнении состояния контролиру­емых и зависимых переменных до и после экспериментального воздействия. Он отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющая­ся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). Иными словами, еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состо­яние объекта по его контрольным характеристикам. Очень важно, чтобы в про­цессе линейного эксперимента было ис­ключено воздействие на объект анализа мешающих факторов.

Параллельный эксперимент предполага­ ет использование контрольных групп, в которых состояние независимых и зависимых переменных измеряется паралл ел ь-но с их состоянием в экспериментальной группе, причем экспериментальные воз­действия в контрольной группе не производятся. Состав групп должен быть иден­тичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демо­графические признаки). Характеристики контрольной группы остаются посто­янными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной — изменя­ются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравни -ваются и делается вывод о причинах и величине произошедших изменений.

В зависимости от активности экспериментатора различают активные и пассивные эксперименты. Первый предусматривает целенаправленное измене­ние изучаемой ситуации за счет введения контролируемой переменной, явля­ющейся гипотетической причиной состояния зависимой переменной. Экспе­риментатор прибегает к управленческому воздействию на изучаемый объект: вводятся новая форма оплаты труда, скользящий график выходных дней, си­стема контроля качества и т.д. Пассивный эксперимент характеризуется под­бором в естественных условиях объектов, обладающих нужным эксперимен­татору сочетанием переменных. Например, при изучении связи между каче­ством служебных инструкций и успешностью деловых взаимоотношений между членами первичных трудовых коллективов, связанных отношениями партнерства, могут быть подобраны коллективы-партнеры, отличающиеся качеством должностных инструкций и выравненные по другим переменным, которые влияют на взаимоотношения этих коллективов (стаж работы руково­дителей и рядовых сотрудников, уровень квалификации и т.д.)20.

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira

Press, 1994. P. 57-59.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М, 1995.

С. 162-174.

См.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. Д.А. Шевченко.

А.И. Кравченко. М, 1990.

Эксперимент «экс-пост-фактум» предусматривает реконструкцию дей­ствия гипотетической причины от настоящего к прошлому. Известен экспе­римент «экс-пост-фактум», проведенный в США (в 1930-х гг.), по изучению влияния уровня образования выпускников школ на экономическую адапта­цию в обществе в период самостоятельной жизни.

Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпре­тации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вме­шательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

В каждой области знания выделяют свои типы и виды экспериментов. Так, в психологии используются следующие их разновидности21.

Ассоциативный эксперимент — проективный метод, предложенный одно­временно К.Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое при­ходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. На основании полученных данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого.

Двойной слепой опыт — особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведе­ния эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигаются исключение возможности влияния эксперимен­татора на результаты эксперимента и повышение показателей его объектив­ности. В частности, подобные условия могут моделироваться с помощью ком­пьютера.

Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработан­ная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в услови­ях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, чтс участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота экспе­римента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуе­мым, результаты чего обрабатываются качественно. Такой эксперимент со­четает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторной: эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вво­дится точность эксперимента. Для правильного и успешного проведена естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, ко торые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с за дачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обес печивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психическое деятельности. Вариантом естественного эксперимента является психолого педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изуче ние психических особенностей школьника, подлежащих формированию осуществляется в процессе обучения и воспитания.

1 Подробнее см.: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 198/ Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997; Милграм С Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000; Кэмпбелл Д. Модели эксперименте в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980; Методы исследова ния в психологии: квазиэксперимент: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Фору.\ ИНФРА-М, 1998; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I—II. М.: Прогресс 1966; Методы, применяемые в психологии //http://skeptik.dp.ua/lib/psixo/metod.htm

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов про­исходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного ме­тода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать законо­мерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламенти­рованная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровож­дается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается уста­новить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент ис­пользуется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Обучающий экспери­мент стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.

Рис. 13. Анализ выбора партнеров для совместного отдыха

Производственный эксперимент — естественный эксперимент, осуществ­ляющийся в обычных для испытуемого условиях его труда. При этом о про­ведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится активным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии — социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людь­ми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (производ­ственной бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Этнометодология, разработанная в 1960-х гг., представляет собой ради­кальную (иногда выражаются еще резче: экстремальную) форму полевого ис­следования, основанную на феноменологической философии и парадигме социального конструирования. Первая требует от ученого постоянного «вгля-дывания» в повседневное поведение людей и проявления здравого смысла с тем, чтобы увидеть за ними нечто другое — скрытый контекст. Этнометодо-логи не просто исследуют здравый смысл или социальное взаимодействие людей в естественных условиях (поэтому эмпирические исследования ква­лифицируют как полевые), они разрушают это взаимодействие, выворачи­вают логику человеческих поступков наизнанку и спрашивают испытуемо­го: ну как, ты еще жив?

Этнометодология в действительности представляет уникальную методо­логию, какой еще, кажется, никогда в мире не было. Она парадоксальна, ее приемы напоминают экстремистские акции, безжалостно проводимые над ничего не подозревающими подопытными.

Этнометодологи с удовольствием изучают повседневный язык, включая паузы и контекст речи. Они полагают, что люди «совершенствуют» понима­ние здравого смысла, используя скрытые, подразумеваемые социокультур­ные правила, а социальное взаимодействие — это процесс создания реально­сти. Люди толкуют повседневные события, используя знание культуры и «ключи» из социального контекста. Этнометодологи исследуют то, как обыч­ные люди в повседневной жизни применяют скрытые правила для понима­ния смысла социальной жизни (например, чтобы узнать, пошутил кто-то или нет). Этнометодологи исследуют в подробностях обычное социальное взаи­модействие, но метод их исследования впору сравнить с хирургическим но­жом, хладнокровно вспарывающим живую плоть социального естества.

Основываясь на социодраматургическом подходе Эрвина Гоффмана, счи­тавшего, что повседневное взаимодействие людей на самом деле не что иное, как череда постоянно разыгрываемых микроспектаклей, представители эт-нометодологии провели ряд любопытных экспериментов, призванных при­открыть для наблюдателя то, что скрывается за занавесом — по ту сторону социально конструируемой реальности.

Так, в одном из своих экспериментов Г. Гарфинкель просил студентов, чтобы они, в очередной раз отобедав дома, не благодарили родителей, а рас­платились с ними деньгами. Ученому важно было знать реакцию опешивших родителей, которые, попав в необычную ситуацию, обнаруживали те спря­танные в глубь подсознания мотивы, правила, установки, которые форми­ровали их поведение.

Поставить партнера в экстремальную ситуацию и таким способом выяс­нить скрытые реакции — общая для этнометодологов процедура «всматри­вания» в социальную реальность. Тот же Гарфинкель неожиданно прибли­жал свое лицо, почти утыкаясь в нос говорящему, и следил за его реакция­ми. Одни обвиняли его в сексуальных домогательствах, другие предлагали

обратиться к психотерапевту. Но главное было достигнуто: разрушалась обы­денная структура ситуации.

Разрушение привычных норм общения происходит и в том случае, когда культурные нормы одной нации вторгаются в обычаи другой. Известно, что у немцев и голландцев вполне естественно, когда в ресторане мужчина и жен­щина поровну делят счет или расплачиваются каждый за себя. Но стоит, не предупреждая о том партнера, англичанину или русскому повести себя тем же манером, например, мужчина предлагает женщине заплатить за себя са­мой, как возникает полное замешательство. Разрушаются привычные стерео­типы восприятия и оценки социальной реальности. «Возникает вопрос: за­чем вообще нужно нарушать привычные устоявшиеся структуры повседнев­ных взаимодействий? Разве именно повседневность не является ясной и прозрачной сферой жизни, не требующей рефлексивного рассмотрения? Однако эта ясность кажущаяся. Повседневность кажется ясной не потому, что отрефлексирована, а потому что ускользает от рефлексии. "Обычную жизнь" не анализируют до тех пор, пока ее не нарушит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Столкнувшись с таким нарушением, "повседнев­ные деятели" стремятся прежде всего "нормализовать" ситуацию, ввести ее в рамки повседневности и лишь после этого приступают к исследованию на­рушившего ход нормальной жизни фактора, который уже интерпретируется как нормальное, повседневное явление»22.

Этнометодологу важно не то, как смущался испытуемый, а то, как он вы­кручивался из неожиданной ситуации. Редко кто воспринимал ее с юмором. В большинстве случаев следовали стереотипные реакции, например «Ты что, сошел с ума?» или «Вы явно шизофреник?». Так реагирует подавляющая мас­са нормальных людей на ненормальные ситуации. Но именно эту «нормаль­ность» и фиксирует социолог. Он получает ответ на исходный вопрос: как люди формируют нормальную (читай: стереотипную) социальную реальность.

Опыты, которые достаточно часто практикуют этнометодологи, называ­ют «нарушающими правила» экспериментами («breaching» experiments). Их цель — выявить скрытые в толще повседневности неписаные правила, на основании которых люди придают смысл реальности в повседневной жизни (отсюда важнейшая философская аксиома методологии: социальная реаль­ность — не стихийное событие, а специально сконструированный человечес­кий проект).

Провокации и нарушения естественного хода вещей вызывают у испыту­емых мощную реакцию, которая только подтверждает существование в об­ществе неких социокультурных правил. Они, как перила или подпорки, нуж­ны человеку при движении в социальном потоке. Пока ты не спотыкаешь­ся, то и перил вроде бы не существует. Во всяком случае ты их не ощущаешь, не осмысливаешь, а значит и выразить, например, в опросе, никак не мо­жешь. Логика специалистов по провокациям такова: надо человека слегка подтолкнуть, пусть он упадет и лишь тогда воспользуется подпорками. Скры­тые социальные смыслы и неявные социальные конструкции, рассуждают они, можно обнаружить, лишь испытывая объект на изломе.

Метод провоцирования и разрушения привычных структур повседневно­сти, несомненно, расширил горизонт познания в гуманитарных науках. Он

22 Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 78.

выходит за рамки привычных анкетных опросов, свойственных традицион­ной социальной науке (не только социологии, но также антропологии, пси­хологии, экономике, социальной психологии).

Несомненно, этнометодологический эксперимент принадлежит каче­ственной социологии. Он включает специализированный, весьма детальный анализ микроситуаций (например, транскрипты коротких разговоров или видеозаписей социального взаимодействия). Разумеется, этнометодологи не брезгуют и количественными методами, но иначе оценивают их познаватель­ные возможности. Они утверждают, например, что стандартизированные тесты и анкетные интервью (survey interviews) определяют способность чело­века понимать скрытые шифры и, скорее, применять здравый смысл, чем оценивать объективные факты.

По сравнению с Чикагской школой полевого исследования, этнометодо-логия придает большее значение методу и утверждает, что данные исследо­вания являются результатом использованного метода в такой же мере, как и изучаемой социальной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.