КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная диагностика
Социальная диагностика — направление социологической деятельности, связанное с оперативной оценкой состояния или режима работы социального объекта, выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития16. Она используется в прикладной социологии (управленческое консультирование, социально-инженерная деятельность). Американский Центр опросных исследований (Survey Research Center — SRQ под руководством Ф. Манна провел диагностическое и практическое исследование на шести заводах и в центральном офисе крупной фирмы17. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий. В принципе допускалось, что диагностику можно проводить любым способом в зависимости от того, каковы цели ученых и исходная концептуальная модель. В данном случае цели определялись сотрудниками центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После этого ученые откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзом. В конечном счете определились общие цели — то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий, улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие переменные, как «контроль», «коммуникация», «эффективность», «координация», «процесс устарения технологии», «склонность к риску», «удовлетворенность» и «организационные изменения». В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели. Исследование включало несколько фаз. На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его практической полезности. Оказывается, научные данные могут быть по достоинству оценены компанией в том и только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включены в разработку процедуры исследования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях он несколько раз дополнялся и расширялся. Активное участие в обсуждении принял и профсоюз. Ученые перевели идеи и предложения работников на язык социально-психологических переменных. социальное управление: Словарь/Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-воМГУ, 1994. С. 155. Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 25-30. На второй стадии, обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно снизили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения научных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респондентов. Третья фаза — заключительный этап диагноза. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку исследование ориентировано на достижение практического эффекта, интерпретация состояла из серии конференций с персоналом. Подключение персонала к интерпретации данных и анализу выявленных проблем считалось решающим фактором, поскольку предполагалось, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, чтобы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений. Таким образом, устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, она и служит гарантией конечного успеха. Обсуждение выявленных учеными проблем подвигло участников конференции поставить новые вопросы, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они мало делегируют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недостаточно высокую квалификацию персонала и нежелание ее повышать. Другая проблема коллективного обсуждения — условия труда и его оплата. Оказалось, что никто из сотрудников компании раньше никогда не сталкивался с количественным анализом человеческих проблем, не читал статистических отчетов и никто, естественно, не был обучен тому, как интерпретировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глубже понять особенности поведения подчиненных. Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то его кульминацией служит выбор способа практических действий. Польза участия менеджеров в том, что они помогают ученым найти альтернативные интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены. Ученые использовали современный арсенал знаний в области социологии, антропологии, психологии, статистики для интерпретации данных, в частности теорию игр, концепцию полевой неопределенности, теорию принятия риска. Разумеется, употреблять их произвольно, кому как вздумается, было бы неправильно. Поэтому степень применимости таких знаний к конкретным условиям устанавливалась специальной экспериментальной процедурой. Исследование завершилось стадией организационного изменения. Научные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которых ему необходимо было сконцентрировать свое внимание в практической работе, что нужно в ней изменить (например, стиль лидерства или систему поощрения подчиненных). Одноразовых крупномасштабных перестроек организационной структуры может и не происходить. Более того, они не всегда по- лезны. Важно, чтобы менеджеры учли уроки и изменили свое отношение к порученным обязанностям. Чаще всего управленцы сомневаются в возможностях и пользе науки. Ученые — всего лишь временные гости, наблюдающие со стороны за происходящим («аутсайдеры»). Менеджеры не верят, что за короткое время они способны хорошо разобраться в делах компании, хотя собственные трудности они воспринимают излишне эмоционально. Если ученому удалось убедить их в надежности и объективности полученных данных, менеджеры начинают иначе смотреть на свои проблемы. Они острее чувствуют свою социальную ответственность и сосредоточиваются не на деталях, а на принципиальных выводах исследования. Помогая менеджерам, специалисты постепенно превратились из обычных социальных ученых или социоинженеров в клиницистов, само исследование переросло в обучение персонала. В результате компания, служившая исследовательским «полем», стала вначале опытной лабораторией, а затем учебным классом18. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'9 Из всего многообразия методов психологического изучения профессиональной деятельности мы рассмотрим основные виды наблюдения — хронометраж, хронографию, алгоритмическую фиксацию деятельности, метод объективной регистрации трудовых операций, а также анализ ошибочных действий. Хронометраж является методом опосредствованного наблюдения, проводится с применением секундомера. При этом регистрируется время выполнения тех или иных действий работника, на основе чего фиксируются ритмичность, интенсивность и эффективность протекания профессиональной деятельности. Психолог измеряет оперативное время работы, потери на простои, устранение помех и исправление ошибок, а кроме того — затраты времени на изготовление одной единицы продукции, время моторной (двигательной) и сенсорной (зрительной и кинестетической) активности человека в процессе работы. Метод хронометража применяется и для регистрации затрат времени при исполнении технологических операций, включенных в конкретный трудовой процесс. Такой вид хронометража называется пооперационным. Пооперационный хронометраж выявляет распределение затрат времени между основными (исполнительными и контрольными) и вспомогательными (подготовительными) операциями при изготовлении одной единицы продукции. Благодаря этому мы можем установить рациональность, или оптимальность, того или иного приема, используемого в данной операции. А вот измерение показателей времени в течение рабочей смены выступает надежным основанием уже для анализа изменения работоспособности человека либо оценки рациональности норм труда. Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 30-38. Подробнее см.: Герчиков В.И., Кравченко А.И., Крылова Н.В. Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 142-145. Однако надо помнить, что этот, как, впрочем, и любой другой метод, полезен лишь в том случае, если его применение основано на соблюдении некоторых требований. Так, например, принцип адекватности предполагает, что хронометраж следует использовать в тех ситуациях и видах деятельности, где он уместен или определен задачами исследования. Скажем, в изучении деятельности сборщиков и станочников он просто незаменим, а при изучении работы железнодорожных диспетчеров, операторов энергосистем или наладчиков этот метод окажется менее продуктивным потому, что решение задачи здесь протекает в скрытом от глаз наблюдателя виде, т.е. мысленно. Другое условие — выделенные для регистрации единицы деятельности должны иметь четкие границы отсчета (начало и конец) замеров. Рис. 2. Хронометраж — метод опосредованного наблюдения Хронография — графическая фиксация временных характеристик двигательной активности человека в процессе работы. Она выступает одним из видов хронометража и применяется для изучения динамики изменений рабочей позы — двигательной активности при обращении с предметом труда, зрительной и слуховой при обращении с информацией. Хронография проводится по заранее составленной схеме, соответствующей объекту и целям исследования. Слева на схеме выделяются регистрируемые характеристики, от них по горизонтали отмечаются соответствующие изменения показателя, наблюдаемые в выделенные промежутки времени (отмечаются по вертикали). Алгоритмический метод заимствован из кибернетики, где он широко использовался для описания процессов управления. В психологии он приме- няется для операционно-структурного описания тех видов профессиональной деятельности, где порядок выполнения операций точно определен и регламентирован, например у станочников, сборщиков, аппаратчиков химического производства, контролеров, дежурных небольших разъездных железнодорожных станций. Алгоритмическая фиксация позволяет увидеть исследуемый фрагмент деятельности или всю ее в компактной, легко обозримой форме — нерасчленен-ной схеме процесса труда. Первоначальным этапом составления алгоритма является пооперационное изучение трудового процесса. Оно позволяет выделять действия по выполнению операций (операторы), которые обозначаются большими буквами латинского алфавита —А, В, Си т.д. Проверяемые условия (логические условия) обозначаются малыми буквами латинского алфавита. Символическое изображение суммы актов и проверяемых условий (расположенных в определенной последовательности) в кибернетике называется логической схемой или алгоритмом. Таким образом, алгоритм профессиональной деятельности является выражением, составленным из операторов и логических условий, следующих друг за другом в заданной последовательности. Применение метода позволяет установить частоту повторения операторов и логических условий и выделить те из них, которые затрудняют нормальное течение трудовой деятельности. С его помощью удается осуществить сравнительный анализ индивидуальных способов работы, прогнозировать оптимальный алгоритм работы, а также строить учебно-тренировочный материал для профессиональной подготовки специалистов. Этот метод имеет и свои ограничения. Так, он не раскрывает психологическое содержание и качественные особенности описываемой деятельности. Метод объективной регистрации трудовых операций позволяет зафиксировать на специальных приборах изменения в трудовых движениях работников, выполняющих конкретные технологические операции. Объективная регистрация операциональных движений человека является достаточно информативным средством для изучения его деятельности и ряда внешних факторов, влияющих на нее. Показателями в этом случае выступают: темп, ритм и амплитуда движений, величина усилий, прилагаемых при исполнении движений, и длительность их удержания, соотношение времени подготовки (программирования), исполнения движения и контроля за качеством выполнения. Для регистрации этих показателей подбираются различные технические устройства: самописцы, магнитофоны, тензометрические датчики, оптические устройства или фотодатчики, миллисекундомеры. Их выбор определяется целью исследования, условиями его проведения (на рабочих местах и в рабочее время, в паузы отдыха) и операционной структурой самой профессиональной деятельности. Регистрируются те движения, которые наиболее рельефно отражают сложность решаемой профессиональной задачи и в которых чаще наблюдаются ошибки, сбои или травмы. Анализ ошибочных действий позволяет определить причины неправильных действий человека и классифицировать их. Причины могут быть разные: низкая квалификация, неправильная инструкция, дефекты оборудования, напряженная работа и т.п. Наряду с этим метод раскрывает и те стороны работы, которые являются для человека наиболее сложными, критическими или напряженными. Это позволяет определить профессионально значимые качества для работника. Для проведения анализа прежде всего надо знать критерии, позволяющие считать совершенное действие ошибочным. Таковыми считаются действия, в которых работник допускает отклонения от заданных норм. Затем устанавливаются причины, обусловившие ошибочные действия. Помощь здесь может оказать правильная классификация ошибочных действий. Если раскрывается качественная природа ошибок, то выделяются четыре категории: а) выполнение незаданного (лишнего) действия; б) неправильное выполнение заданного действия; в) нарушение последовательности выполнения действий; г) несвоевременное выполнение действия (запаздывающее или опережающее). В других классификациях раскрываются не только причины ошибок, но и последствия, которые влекут за собой эти ошибки, а также способы их предупреждения. Изучение причинно-следственных связей ошибочных действий может проводиться методами клинического и статистического анализа. Клинический метод анализа заключается в сборе информации о событиях, предшествовавших ошибочному действию, и событиях, происходивших в момент его совершения. Данные в этом случае собираются через опрос тех, кто допустил ошибку и присутствовал в качестве свидетелей. Метод ориентирован на углубленное изучение не только непосредственных причин, но и первопричин ошибок. Его ограничение в том, что требуется привлечение большого числа специалистов и сложных процедур. Поэтому лучше всего его применять для анализа ошибок массовых профессий. Статистический метод может применяться только в случаях ограниченного количества стандартных показателей. Другое требование — наличие статистически достоверного числа ошибок и сведений о них. Здесь используется комплекс методик статистической обработки показателей (корреляционной, дисперсионной, многофакторной). Особая ценность метода статистического анализа ошибочных действий — его прогностическая способность. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА20 Сегодня от 30 до 40% социологов в нашей стране и за рубежом устраиваются в частном бизнесе, где им предлагают заниматься кадровыми и управленческими проблемами. На одном из первых мест находится проблема организационного строительства, при решении которой используются не только, а часто и не столько социологические методы, сколько приемы других родственных ей наук. Организационное строительство — процесс планирования и реорганизации всей структуры управления компании, фирмы на основе заранее составленной программы, реализуемой под патронажем высшего звена руководства. Принципы оргстроительства. Накопленный за годы реформ практический опыт позволяет предположить множественность подходов к построению организационных (управленческих) структур. Они разнятся в зависимости Материал подготовлен канд. соц. наук К.А. Кравченко. от того, в каких организациях — коммерческих или некоммерческих, крупных, средних или малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и плоских — происходит процесс организационного строительства. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, которая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента сосредоточиваются в руках одного—двух сотрудников (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческой деятельности, усложняется разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), взаимодействие которых требует сложной координации и контроля. Проектирование структуры прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями управления. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой, а также распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура — это поведенческая система, включающая индивидов и группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Процесс формирования организационной структуры. Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь процесс можно разделить на три крупные стадии. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации). Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, секторы, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру. Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между кон- кретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры. Когда это требуется, взаимодействие различных звеньев и уровней управления описывается при помощи специального документа — органиграммы. Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций. Методы проектирования структур. Они включают не только технологические, экономические, информационные, административно-организационные характеристики и связи, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, но также социально-психологические, которые в меньшей степени поддаются формализации. Специфика проектирования организационной структуры состоит в том, что этот процесс не может быть адекватно представлен в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это — количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективными характеристиками деятельности руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений. Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, методы проектирования играют здесь вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. В литературе рекомендуются следующие взаимодополняющие методы. ♦ Метод аналогий состоит в применении типовых организационных форм и механизмов управления по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения. Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решениг о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельны) должностей в четко определенных условиях работы организаций данногс типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей. Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления. ♦ Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитичес ком изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами. К экспертным методам следует отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур. ♦ Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: а) разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности; б) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждойиз целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каж- дому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.; в) составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяются для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать). ♦ Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. В связи с этим необходимо назвать несколько основных типов организационных моделей: а) математико-кибернетические модели иерархических управленческихструктур, описывающие организационные связи и отношения в виде системматематических уравнений и неравенств; б) графоаналитические модели организационных систем, представляющиесобой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей.Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причинывозникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанныхвидов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п.Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями; в) натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные эксперименты — заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальныхорганизациях; лабораторные эксперименты — искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческиеигры — действия практических работников; г) математико-статистические модели зависимостей между исходнымифакторами организационных систем и характеристиками организационныхструктур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях. Процесс проектирования организационной структуры должен быть основан на взаимосвязанном применении указанных методов. Выбор конкретного метода зависит от ситуации и характера решаемых задач, а также возможностей для проведения соответствующего исследования. Оценка эффективности проведенных оргмероприятий. Специалисты называют следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления: 1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; 2) уменьшение числа уровней управления; 3) групповая организация труда как основа новой структуры управления; 4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 5) создание условий для гибкой комп- лектации продукции; 6) минимизация запасов; 7) быстрая реакция на изменения; 8) гибко переналаживаемое оборудование; 9) высокая производительность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем. Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения конечных результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой — насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям среды, содержанию и свойствам организации. Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надежность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |