Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полевое и анкетное интервью




ИНТЕРВЬЮ В КАЧЕСТВЕННОМ ПОЛЕВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

ФОКУСИРОВКА И ВЫБОРКА

Фокусировка. Сначала полевой исследователь получает общую картину поля, затем он концентрируется на нескольких определенных проблемах. Он принимает решение о выборе проблем и разрабатывает гипотезы только после того, как побывал в поле и получил собственный опыт работы в нем. Снача­ла ему все кажется подходящим для исследовании. Однако позже внимание избирательно фокусируется на отдельных проблемах и темах.

Выборка полевого исследования отличается от выборки в массовых опро­сах, хотя в обоих случаях иногда используется метод «снежного кома». По­левой исследователь отбирает из всех возможных объектов наблюдения наи­меньший объем. Это называется теоретической выборкой, так как она опре­деляется теорией, которую развивает исследователь. Полевые исследователи отбирают время, ситуации, типы событий или контексты интересов.

Качественник проводит неструктурированные углубленные неформализо­ванные интервью, которые отличаются от формализованного анкетного опро­са (см. таблицу). Качественное интервью представляет собой постановку воп­росов, выслушивание, проявление интереса и запись на магнитофон того, что сказано. Интервью — продукт совместной деятельности исследователя и члена группы. Члены группы — активные индивиды, чье видение, чувства и сотруд­ничество — важные части дискуссионного процесса, в котором обнаруживают­ся субъективные значения. Такое интервью подразумевает обмен опытом.

История жизни или биографическое интервью — особый тип полевого ин­тервьюирования. Исследователь интервьюирует членов группы углубленно, обычно несколько раз, расспрашивая об истории их жизни. Вопросы откры­тые и не следуют в определенном порядке, хотя они более структурированы, чем в любом другом полевом интервью. Цель данного интервью — реконст­руировать историю жизни члена группы в собственной перспективе. Полевое интервью имеет свои неформальные правила и содержит следующие элемен­ты: 1) приветствие; 2) отсутствие декларирования цели встречи; 3) избегание повторов в вопросах; 4) вопросы «по ходу»; 5) выражение интереса («Действи­тельно?! Хотел бы я там быть!»); 6) выражение незнания («Нет, я пропустила это!»); 7) разговор по очереди; 8) использование сокращенных разговорных выражений; 9) выдерживание пауз или молчание в случаях, когда продолже­ние разговора неприемлемо; 10) неформальное завершение разговора.

 

Типичное анкетное интервью Типичное качественное интервью
[. Имеет вполне определенные начало и конец 1. Начало и конец выражены нечетко
?. Стандартные вопросы задаются респондентам в одинаковой юследовательности 2. Вопросы и порядок, в котором они задаются, выстраиваются в соответствии со спецификой людей и ситуаций
3. Интервьюер все время держится нейтрально 3. Интервьюер демонстрирует интерес к реакциям интервьюируемого и стимулирует углубление тем разговора
4. Интервьюер задает вопросы, респондент этвечает 4. Интервью напоминает дружеский разговор, но с превалированием вопросов со стороны интервьюера
5. Почти всегда это работа с одним респондентом 5. В зависимости от обстоятельств при проведении интервью может присутствовать группалюдей
6. Профессиональный тон и деловой подход. Отклонения от этого не допускаются 6. В интервью присутствуют шутки, отвлечения на посторонние вещи, анекдоты, все это записывается на магнитофон
7. Обычно вопросы закрытые, реже - открытые 7. Обычно задаются открытые вопросы, часто используется «другое»
8. Темпы и направленность интервью контро­лирует интервьюер 8. Интервьюер и член группы вместе контролируюттемпы и направленность интервью
9. Социальный контекст, в котором проводится интервью, не существен и, как принято считать, мало что меняет 9. Учитывается социальный контекст интервью, он важен для толкования значений ответов на вопросы
10. Интервьюер пытается придать коммуника­тивной модели стандартные рамки 10. Интервьюер приспосабливается к нормам члена группы и его(ее) языку

Типы вопросов в полевом интервью. В полевом исследовании качественни-ки задают три типа вопросов: описательные (descriptive question), структурные (structural question) и контрастные (contrast question). Они задаются на протяже­нии всего интервью, но каждый тип характерен для определенного этапа. На раннем этапе используются описательные вопросы. Постепенно задаются структурные вопросы, их число нарастает в середине интервью, и после нача­ла анализа они становятся основными. Контрастные вопросы появляются в середине полевого исследования, и к концу они превалируют.

Описательные вопросы — это исследование окружения и получение инфор­мации о его членах. Они включают также информацию о времени и месте, о людях и их деятельности. Структурные вопросы задаются после того, как исследователь организует специфические события, ситуации и разговоры в поле в концептуальные категории (например, классифицирует типы води­телей в дорожном ресторане). Контрастные вопросы строятся на анализе, ко­торый был выверен структурными вопросами. Вопросы сосредоточиваются на сходстве и различиях между элементами категорий или между категори­ями: исследователь просит членов группы подтвердить сходства и различия («Чем похожи постоянные и случайные клиенты?»).

Информанты. Информант, или ключевое действующее лицо в полевом исследовании, — это член группы, с которым исследователь устанавливает дружеские отношения и который рассказывает или информирует о поле. Иде­альный информант имеет четыре характеристики: 1. Член группы, очень хо­рошо знакомый с ее культурой и находящийся в положении, которое позво­ляет ему отслеживать важные события. Он живет и дышит этой культурой, вовлечен в рутинную деятельность своего окружения, не задумываясь об этом. Человек, у которого за спиной годы личного опыта существования в этой куль­туре. 2. Член группы, который вовлечен в поле в настоящий момент. Бывшие члены группы, покинувшие поле давно, могут изменить свое восприятие и оценки, хотя они также могут быть полезны для исследования. 3. Член груп­пы, который может себе позволить проводить время с исследователем. 4. Не склонные к анализу члены группы могут быть хорошими информантами. Они знакомы с внутренней «народной» теорией и используют ее и здравый смысл.

Полевой исследователь может проинтервьюировать информантов разных типов. Контрастные типы информантов полезны для исследования: нович­ки и старожилы; находящиеся в центре событий и на их периферии; недав­но изменившие статус и «статичные», лидеры и последователи и т.д.

Контекст интервью. Исследователь должен заметить все важные детали, которые не будут записаны на пленку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.