КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полевое и анкетное интервью
ИНТЕРВЬЮ В КАЧЕСТВЕННОМ ПОЛЕВОМ ИССЛЕДОВАНИИ ФОКУСИРОВКА И ВЫБОРКА Фокусировка. Сначала полевой исследователь получает общую картину поля, затем он концентрируется на нескольких определенных проблемах. Он принимает решение о выборе проблем и разрабатывает гипотезы только после того, как побывал в поле и получил собственный опыт работы в нем. Сначала ему все кажется подходящим для исследовании. Однако позже внимание избирательно фокусируется на отдельных проблемах и темах. Выборка полевого исследования отличается от выборки в массовых опросах, хотя в обоих случаях иногда используется метод «снежного кома». Полевой исследователь отбирает из всех возможных объектов наблюдения наименьший объем. Это называется теоретической выборкой, так как она определяется теорией, которую развивает исследователь. Полевые исследователи отбирают время, ситуации, типы событий или контексты интересов. Качественник проводит неструктурированные углубленные неформализованные интервью, которые отличаются от формализованного анкетного опроса (см. таблицу). Качественное интервью представляет собой постановку вопросов, выслушивание, проявление интереса и запись на магнитофон того, что сказано. Интервью — продукт совместной деятельности исследователя и члена группы. Члены группы — активные индивиды, чье видение, чувства и сотрудничество — важные части дискуссионного процесса, в котором обнаруживаются субъективные значения. Такое интервью подразумевает обмен опытом. История жизни или биографическое интервью — особый тип полевого интервьюирования. Исследователь интервьюирует членов группы углубленно, обычно несколько раз, расспрашивая об истории их жизни. Вопросы открытые и не следуют в определенном порядке, хотя они более структурированы, чем в любом другом полевом интервью. Цель данного интервью — реконструировать историю жизни члена группы в собственной перспективе. Полевое интервью имеет свои неформальные правила и содержит следующие элементы: 1) приветствие; 2) отсутствие декларирования цели встречи; 3) избегание повторов в вопросах; 4) вопросы «по ходу»; 5) выражение интереса («Действительно?! Хотел бы я там быть!»); 6) выражение незнания («Нет, я пропустила это!»); 7) разговор по очереди; 8) использование сокращенных разговорных выражений; 9) выдерживание пауз или молчание в случаях, когда продолжение разговора неприемлемо; 10) неформальное завершение разговора.
Типы вопросов в полевом интервью. В полевом исследовании качественни-ки задают три типа вопросов: описательные (descriptive question), структурные (structural question) и контрастные (contrast question). Они задаются на протяжении всего интервью, но каждый тип характерен для определенного этапа. На раннем этапе используются описательные вопросы. Постепенно задаются структурные вопросы, их число нарастает в середине интервью, и после начала анализа они становятся основными. Контрастные вопросы появляются в середине полевого исследования, и к концу они превалируют. Описательные вопросы — это исследование окружения и получение информации о его членах. Они включают также информацию о времени и месте, о людях и их деятельности. Структурные вопросы задаются после того, как исследователь организует специфические события, ситуации и разговоры в поле в концептуальные категории (например, классифицирует типы водителей в дорожном ресторане). Контрастные вопросы строятся на анализе, который был выверен структурными вопросами. Вопросы сосредоточиваются на сходстве и различиях между элементами категорий или между категориями: исследователь просит членов группы подтвердить сходства и различия («Чем похожи постоянные и случайные клиенты?»). Информанты. Информант, или ключевое действующее лицо в полевом исследовании, — это член группы, с которым исследователь устанавливает дружеские отношения и который рассказывает или информирует о поле. Идеальный информант имеет четыре характеристики: 1. Член группы, очень хорошо знакомый с ее культурой и находящийся в положении, которое позволяет ему отслеживать важные события. Он живет и дышит этой культурой, вовлечен в рутинную деятельность своего окружения, не задумываясь об этом. Человек, у которого за спиной годы личного опыта существования в этой культуре. 2. Член группы, который вовлечен в поле в настоящий момент. Бывшие члены группы, покинувшие поле давно, могут изменить свое восприятие и оценки, хотя они также могут быть полезны для исследования. 3. Член группы, который может себе позволить проводить время с исследователем. 4. Не склонные к анализу члены группы могут быть хорошими информантами. Они знакомы с внутренней «народной» теорией и используют ее и здравый смысл. Полевой исследователь может проинтервьюировать информантов разных типов. Контрастные типы информантов полезны для исследования: новички и старожилы; находящиеся в центре событий и на их периферии; недавно изменившие статус и «статичные», лидеры и последователи и т.д. Контекст интервью. Исследователь должен заметить все важные детали, которые не будут записаны на пленку.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |