Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные технологии




Наиболее трудоемким видом прикладного исследования являются соци­альные технологии. В нашей стране этот термин введен в научный оборот в начале 1980-х гг. Социальная технология — алгоритм, процедура осуществ­ления действий в различных областях социальной практики: управлении, об­разовании, исследовательской работе, художественном творчестве. В отли­чие от традиционного социологического исследования, программа и инст­рументарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стан­дартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например в аттестации, подборе и расстановке кадров. Это позволяет тира­жировать применяемые прикладными социологами методические приемы.

Технология — элемент человеческой культуры, она возникает эволюционно или создается искусственно. Ее появление связано с потребностью оперативного тиражирования, причем в массовых размерах, новых видов деятельности. Клю­чевые элементы технологии — стандартные операции и стандартные детали. Самый известный в мире пример технологии — конвейер (сборочная, поточная линия) на заводах и фабриках. Благодаря ему удалось наладить в огромных ко­личествах выпуск дешевых товаров, доступных широким слоям населения. Конвейер открыл эру массового производства, массового общества, среднего класса и массовой культуры. Иными словами, эру всеобщей стандартизации и унификации. В строгом смысле конвейер нельзя относить к разновидности со­циальных технологий, поскольку он ничего не меняет в человеческих отноше­ниях и самом человеке. Тем не менее он привел, быть может, к самым гранди­озным в XX в. социальным изменениям во всех странах мира, а потому благо­даря своим последствиям относится к вторичным социальным технологиям.

Технология выступает в виде стандартов — запретов, правил, норм, а так­же апробированных средств, способов и приемов целесообразной деятельно­сти, позволяющих достигнуть заданных результатов. Критериями эффектов -

Подробнее см.: Perlstadt H. Bringing Sociological Theory and Practice Together: A Pragmatic Solution // Sociological Perspectives. 1998. 41:2. P. 268-271.

ности разработанной технологии служат простота (она не должна быть излиш­не усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации30.

Таким образом, основными характеристиками являются стандартизиро-ванность, надежность, эффективность, относительная простота, воспроиз­водимость, тиражируемость.

Социальная технология достаточно проста в употреблении, так как внедре­ние идет накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее создание, даже если оно всего лишь адаптация заданного опыта, уходят многие годы. Соци­альные технологии бывают самых разных типов и различаются по трудоемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфере применения.

В классификации В.В. Щербины31 вы­делены два главных типа: 1)технология подготовки решений (социальная диагностика) и 2) технология их реализации. Ко второму типу относятся пермская система стабилизации трудового коллекти -ва (СТК) и программа «Ваше настроение», к первому — методика «ГОЛ» (груп­повая оценка личности), которая называется еще моделью оптимального руко­водителя. Она содержит технологию оценки деловых и личных качеств кандида­тов на должность руководителей. В диагностике используются методика Кэттелла (форма В) и объективные показатели эффективности работы коллектива. Сама процедура проходит в два этапа: 1) создание модели оптимального мастера при­менительно к заданной цели и 2) процесс оценивания кандидата. На первый вид работ один социолог тратит до трех месяцев, на вторую уходит 2 часа.

В последние годы прослеживается все более четкое разделение труда, обо­собляющее тех, кто разрабатывает технологии (социальные технологи, ака­демические ученые, министерские специалисты, специалисты НИИ), и тех, кто пользуется ими (управленческий консультант, социолог-практик, соци­альный работник).

Социальные технологии на предприятии. За период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. заводские социологи накопили значительный опыт реше­ния прикладных задач в сфере социального управления. Это уменьшение те­кучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие програм­мы, созданные в те годы социологами Тираспольского швейного объединения, производственного объединения «Курганприбор», Днепровского машиностро­ительного завода, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепро­петровская «Внимание», рижская методика выбора мастеров («Сержант»), пермская система СТК, московская методика программно-целевого управле­ния социальным развитием коллектива (объединение «Красный пролетарий»). Разработаны всевозможные технологии профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей,

30 Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 197-199.

31 Там же.

развития самоуправления в производственных бригадах, укрепления трудо­вой дисциплины. При гибком графике труда работники в заданных преде­лах сами планировали начало и конец своего рабочего дня, но с обязатель­ной отработкой установленной месячной нормы часов. Его внедрение при­вело к тому, что исчезли потери рабочего времени в связи с опозданиями, уходом с работы по разрешению администрации для выполнения личных дел (посещение больниц, уход за детьми), сократились сверхурочные, улучшился социально-психологический климат. Большинство рабочих рассматривали предоставленные им права как поощрение за хороший труд и дисциплину. Цена рабочего времени в их глазах резко возросла. Гибкий график широко применялся и за рубежом, откуда он и был перенесен на нашу почву.

В социологической лаборатории Тираспольского ПШО была создана си­стема делегирования социальных целей, закрепленная юридически в особых «Положениях». В.В. Чичилимовым разработано и внедрено несколько целе­вых долгосрочных (на 15 лет) программ, в частности программы адаптации работников, рекреации и воспитательной работы. Система стабилизации трудового коллектива создана на Пермском телефонном заводе в 1973 г. Она включает процедуры приема, расстановки, адаптации кадров, внутризавод­ского перемещения и профилактики текучести. Все затраты на ее разработ­ку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового объе­ма рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп). СТК получила распространение тогда на десятках предприятий.

Более сложную и вместе с тем более оригинальную систему управления дисциплиной разработали социологи Башкирского университета и внедри­ли ее на ряде предприятий Уфы. В системе «Сигнал» тяжесть того или иного нарушения определяется с помощью экспертного опроса. Так, прогул оце­нивается в 0,8—1,0, а небрежное хранение материалов — в 0,2—0,4 балла. Каж­дый случай нарушения и его оценка определяются на общем собрании пер­вичного коллектива. Диапазон в три десятые единицы позволял дифферен­цированно оценивать тяжесть проступка. Если работник за предыдущие три месяца уже имел нарушения, то оценка за новый проступок утраивалась. Для управления дисциплиной была создана система управленческих органов во главе с советом завода по управлению дисциплиной труда, в рамках которо­го функционировали четыре секции. Так, организационно-техническая сек­ция обеспечивала внедрение новой техники, совершенствование организа­ции труда, снабжение сырьем и энергией, ритмичность работы, а экономи­ческая отвечала за премирование и стимулирование.

Обсуждение в первичном коллективе происходило в течение суток после совершения нарушения. Информация поступала начальнику цеха, который был обязан зафиксировать нарушение в цеховом журнале, оформить специ­альный бланк «Сигнала» с информацией о нарушении и принятых мерах, поступавший в заводскую информационно-анализирующую подсистему. Раз в неделю заседал цеховой совет по дисциплине, где рассматривались все случаи нарушений и их причины, принятые меры и проделанная профилак­тическая работа. Особенность уфимской технологии — коллективная ответ­ственность за дисциплину труда. Бригада несла материальную ответствен­ность за любые нарушения и компенсировала потери из общей премии. В ко­нечном итоге число прогулов и опозданий сократилось в несколько раз.

Таковы лишь некоторые системы социального управления, которые прямо или косвенно можно отнести к социальным технологиям. Они демонстри­руют возможности и специфику деятельности социолога-прикладника. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. создание новых технологий данного класса значительно сократилось либо приостановилось вовсе. Зато быстрыми тем­пами стала развиваться игротехника — еще один вид управленческих техно­логий в нашей стране.

В управлении персоналом наибольшее признание получили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, по­вышения эффективности деловых совещаний, осуществления организаци­онного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения. Их разработка — особое научно-прикладное на­правление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

Технологии социальной зашиты. Социальные технологии широко применя­ются не только по месту работы, но и по месту жительства. Социальное обеспе­чение, социальная помощь населению, социальная защита и социальная рабо­та — самые перспективные сегодня области приложения этого направления (методологии) прикладной социологии32. Технологии в социальной работе П Д. Павленок33 предлагает трактовать в широком и узком смысле: в первом речь идет о технологиях для всех слоев населения, создании таких условий, которые помогают сократить численность тех, кто нуждается в помощи и поддержке; во втором — о методах и приемах работы со слабозащищенными слоями.

Широкое понимание вопроса относится, скорее, к сфере социальной по­литики, узкое — к социальной работе. К примеру, политика планирования семьи, проводимая сегодня практически всеми странами мира, как с высо­ким, так и с низким коэффициентами рождаемости, относится к широкой трактовке социальной технологии.

Первый тип технологий носит упреждающий характер, они нацелены на предотвращение «социальных болезней». Субъектом их применения высту­пают правительство, министерства, общественные фонды и комитеты.

Второй тип технологий применяется главным образом профессионально подготовленными специалистами, называемыми социальными работника­ми. Они занимаются лечением «социальных болезней», т.е. исправлением тех ситуаций, которые упустили первые.

Предотвращать или уменьшать безработицу, создавая биржи труда, курсы обучения и переподготовки, развивая производство, создавая новые рабочие места, наконец, перепрофилируя цехи, предприятия и учреждения, для обще­ства менее накладно, чем лечить запущенные социальные болезни, инвести­руя деньги в строительство психдиспансеров, детских приютов и приютов для престарелых людей, поликлиник и госпиталей, реабилитационных центров, а также терять триллионы долларов на снижении производительности труда, качества продукции, наконец, падении международного престижа страны.

32 Теория социальной работы / Под ред. М. Холостовой. М.: Юрист, 1998; Социальная работа: Сло­варь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М.: Контур, 1998.

33 Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследо­вания. 2000. № 9. С. 119-122; Основы социальной работы / Под ред. ПД. Павленка. М.: ИНФРА-М1997. С. 12-16, 21-24.

Тем не менее некоторые страны, даже когда они имеют деньги, почти не занимаются социальными аутсайдерами, явно или неявно защищая интере­сы привилегированных каст. В цивилизованных странах сегодня формиру­ется мощная инфраструктура социального обеспечения и социальной защи­ты населения, распространяемая на все более широкие слои населения. Она нужна для того, чтобы предупреждать социальные патологии, а не лечить их последствия (хотя и это обстоятельство также учитывается).

В сфере социальной работы технологии различаются по уровню: простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие квалификации одного спе­циалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Возможна типология и по другим критериям, в частности можно выделять со­циальные технологии внешние по отношению к клиенту: государственное вме­шательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Их предназначение — создавать людям все условия для того, чтобы они могли вы­браться из бедности и болезней, самостоятельно принимать верные решения. Пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них от­личаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, создание собственного дела, откладывание оп­ределенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. К кру­гу таких технологий можно отнести приемы, которыми пользуются социальные работники, решая проблемы своих клиентов34.

К социальным технологиям, используемым в сфере социальной работы, относятся: социальное обслуживание на дому пенсионеров; организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикамен­тов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; орга­низация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата комму­нальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стацио­нарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Обобщая богатый практический опыт, накопившийся не только за рубежом, но теперь уже и в России, к названным видам можно добавить и другие тех­нологии, используемые в социальной работе, а именно социальный контроль, социальную профилактику, социальную терапию, социальную реабилитацию, социальную помощь и социальную защиту, социальное страхование, социаль­ное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство, социальное по­средничество и др. Эти и другие виды практик рассматривают либо как глав­ные технологии социальной работы, либо как направления какой-то более широкой деятельности, например социального обеспечения, куда социальная работа входит как часть, элемент, разновидность35.

1авленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические иссле-ования. 2000. №9. С. 119-122.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-994; Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной аботы. 1996. № 1. С. 17—22; Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М: контур, 1998; Теория и методология социальной работы / Под ред. СИ. Григорьева. М.: Наука, 1994.

К числу пока еще экзотических приемов социальной работы относят арт-терапию и библиотерапию.

Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченны­ми возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному вос­приятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символической форме. Следует также подчеркнуть, что искусство как деятельность представ­ляет собой экспериментирование людей с художественными символами в ка­честве заместителей реальных объектов.

Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Он осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психо­логического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классифика­ционная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и сте­пень доступности этой книги больному.

Одним из центральных видов социальной технологии считается адресная социальная помощь — система мер по оказанию помощи отдельным действи­тельно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности36.

Рис. 5. Социальная помощь необходима особо нуждающимся лицам

Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливают­ся на региональном уровне с учетом имущественного и социального поло­жения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для сту­дентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html

♦ денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг;

♦ оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.);

♦ помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

♦ дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;

♦ натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходи­мости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.);

♦ осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарствен­ных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

♦ гуманитарную помощь;

♦ услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры со­циально-психологической помощи, дома-интернаты;

♦ устройство в пансионаты для престарелых;

♦ организацию надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов пи­тания и предметов первой необходимости по социально низким ценам;

♦ предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг;

♦ организацию бесплатного ночного проживания бездомных граждан;

♦ обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми;

♦ организацию помощи семьям с «лежачими» больными;

♦ создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установлен­ными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторин­га. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нор­мативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и ус­луг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть:

♦ совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установ­ленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов се­мьи по социально-демографическим группам или соответствующей величи­ны регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);

♦ отсутствие средств к существованию;

♦ одиночество и неспособность к самообслуживанию;

♦ материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихий­ных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в резуль­тате исполнения служебных обязанностей и т.д.

Территориальные органы самостоятельно определяют формы и уровни социальной помощи, а также категории граждан, имеющих право на ее пре­доставление. В территориях создаются информационные банки данных (кар­тотеки) о лицах, нуждающихся в адресной социальной помощи37.

Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для сту­дентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html

ACTIONRESEARCH'

Action research (ARS) — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмеша­тельства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения3. AR относится к классу междисциплинарных прикладных технологий. Если в поисковой системе Интернета сделать запрос на слово «Action research», то Yahoo способна предложить 3,4 млн, Google — 3,5 млн, Altavista — 4,5 млн документов. Пожалуй, это абсолютный рекорд среди эмпирических и прикладных методов исследования. За рубежом существуют сотни, если не тысячи, институтов, лабораторий, факультетов, кафедр, фондов, ассоциаций, журналов, ежегодников, учебных пособий, учебных курсов, центров консультации и тренинга, свя­занных с AR. К примеру, в 1996 г. появился онлайн-журнал Action Research International (главный редактор Bob Dick)4. Ассоциация Action Learning, Action Research & Process Management Association, Inc. (ALARPM)5, возникшая в 1991 г. в Австралии, через каждые два года проводит всемирные конгрессы по AR. Ассоциация объединяет учите­лей, социальных работников, консультантов, академических ученых, ме­неджеров и студентов, представляющих самые разные науки — как ес­тественные, так социальные и гуманитарные. Она издает журнал (Action Research Case Studies Newsletter—ARCS), научные монографии, мате­риалы семинаров, справочную литературу, тренинги и руководства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.