КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Джон Дьюи
Эезка МЕТОДОЛОГИЯ В методологическом плане в AR выделяют две главные части: ♦ практическое действие, привносящее зримое изменение в жизнедеятельность сообщества (группы, общины, поселенческой общности), функциони- пираясь на идеи Джеймса, Дьюи разработал |бственный вариант прагматизма — так назы-[емый инструментализм. Различные виды че-шеческой деятельности он рассматривал как <струменты, созданные человеком для решета индивидуальных и общественных проблем, эзнание он трактовал как сложную форму по-гдения, в конечном счете — средство борьбы i выживание, а критерием истины считал прак-1ческую эффективность, полезность, н утверждал, что вместо ориентации на метафи-<!ческие и другие неверифицируемые интеллек-/альные ограничения человеку следует обратить-я к научному методу решения проблем, с опорой а поисковую деятельность в качестве основы для ринятия моральных решений. Критерием истин-ости той или иной идеи являются последствия е практического применения, подтверждаемые кспериментальным исследованием. Рилософии он отводил роль методологической 1Сновы и общей теории образования, а само об->азование понимал как «реконструкцию или ре-;рганизацию опыта, которая увеличивает значимость уже имеющегося опыта, а также способ- ность направлять ход усвоения последующего опыта». Через 40 лет историк М. Кэрти перефразировал мысль Дьюи, заявив, что под образованием следует просто понимать то, что «прошлый опыт переживается и критически реконструируется в свете нового опыта». Дьюи был убежден в том, что надо развивать у учащихся навыки поисковой деятельности, приобщать их к решению реальных проблем. Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе. А в управлении школой Дьюи последовательно и пылко отстаивал демократические принципы. Адаптировано по источнику: Степанов С. Джон Дьюи // Школьный психолог. 2001. № 6. рование организации (школа и школьный класс, колледж или университет, поток или курс, предприятие, банк и др.) или реализацию программы (социальной, образовательной, административной и т.д.); ♦ научное исследование, при помощи которого заказчик и исполнитель могут проследить ход AR, его исходное, промежуточное и конечное состояния, изменение ценностных ориентации, отношение к внедрению, мотивацию и установки участников6. Учитывая две равноправные и разнонаправленные (на практику и на познание) части AR, будем именовать данную технологию исследованием-внедрением (трудно подобрать в русском языке более подходящую формулировку). В зависимости от роли и значения той и другой части AR за рубежом выделяют две стратегии или формы Action research. У них разная методология и разный набор употребляемых методов и техник, разная процедурная логика, цели и результаты. В первой стратегии ведущим началом выступает практическое действие, а научное исследование выполняет роль бахромы или оправы (fringe). Исследование здесь не направлено, как обычно, на получение новых знаний, имеющих ценность ддя науки или научного познания. Напротив, оно выполняет служебную функцию, поскольку сбор и анализ данных помогают участникам (ученым, клиентам, испытуемым) глубже осознать свои поступки, принимаемые решения и их последствия, узнать друг друга, осмыслить себя и свои действия, возможно, даже измениться в лучшую сторону, стать иным. Во второй стратегии главным выступает исследование, а практическое действие — всего лишь побочный продукт. Изучая поведение и установки забастовщиков методом групповой дискуссии, ученые ничего не внедряют и не реформируют. Они могут лишь спровоцировать людей на то или иное действие для того, чтобы лучше его изучить. Но само событие, а именно забастовку, они организовать не могут. Подобная стратегия используется преимущественно в социологии и имеет множество вариаций — от достаточно серьезного вмешательства до почти незаметного присутствия ученого. Специалисты классифицируют формы AR и по другим критериям. Так, Г. Хузер7 предлагает различать манипулятивную и партисипативную формы AR. Знаменитые Хоторнские эксперименты, провозгласившие эру «человеческих отношений» в промышленности, а также многочисленные внедрения новых форм организации труда в Европе он относит к манипулятивным A R. Рабочие, над которыми проводились эксперименты, оставались объектом вмешательства ученых и администрации, которые все заранее распланировали и лишь в незначительной степени, и то через посредничество профсоюзов, приглашали их к участию. Напротив, исследования местных общин в странах третьего мира надо считать партисипативными AR, поскольку ученые, ничего не зная о жизни и ценностях аборигенов, активно и на равноправной основе привлекали жителей к участию. Методология партисипативного AR оказалась столь эффективной, что ООН и Международная социологическая ассоциация организовали по этой теме серию семинаров и симпози- 6 Dick В. (1993) You want to do an action research thesis? Available on line at http://www.scu.edu.au/schools/ sawd/arr/arth/arthesis.html 7 Huizer G. (1997) Participatory action research and people's participation: Introduction and case studies // http://www.fao.org/WAlCENT/FAOINFO/SUSTDEV/PPdirect/PPre0021.htm умов в Колумбии (1977), Перу (1979), Югославии (1980), Мексике (1982), Никарагуа (1989)8. В ряде африканских и азиатских стран партисипативное AR успешно использовалось при решении проблемы раздела земли между сельской знатью и аграрным пролетариатом9. AR можно подразделить на исследовательские, которые были рассмотрены выше, и обучающие {learning), которые широко используются в системе среднего образования. Новое знание здесь служит не обогащению науки, а преумножению знаний учителя. Вмешательство действием, к примеру опробование нового учебного расписания, служит здесь способом извлечения новых идей и знаний о том, как будут вести себя при этом учащиеся и как улучшатся их знания. Без практической интервенции необходимых школьной администрации новых знаний получить не удалось бы. От других типов научного исследования AR отличается рядом важных черт: ♦ активным вмешательством ученого в ход исследования, корректированием, управлением, возвращением к началу, отменой отдельных этапов, влиянием на сознание, поведением и мотивацией респондентов; ♦ максимально полным и активным участием респондентов (испытуемых, участников) в исследовании, в котором они часто видят средство достижения своих собственных целей; ♦ респонденты, занимая активную позицию, превращаются в субъектов исследования, равных ученым и заказчикам; ♦ в процессе исследования происходит обучение, приращение знаний и квалификации, которые респонденты немедленно инвестируют опять в исследование, добиваясь еще более высоких результатов; ♦ социальным контекстом: AR происходит в реальной жизненной ситуации и нацелено на решение не экспериментальных, а реальных проблем.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |