Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские основания




Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в далеком от совре­менной завершенности виде, специалисты видят в:

а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познавательной ипреобразующей деятельности;

б) прагматической философии Джона Дьюи (1859—1952), провогласивше-го, что наилучший способ познания открывается через практические дей­ствия с предметами;

в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводится исклю­чительно к количественным и математическим методам.

У Аристотеля праксис (от греч. praxis — действие) обозначал искусство социального действия, т.е. общественно-политическую и гражданскую ак­тивность греков (выступление на форуме, обличение врагов, участие в об­щественных работах), благодаря которой знания добывались не для личной, а для коллективной пользы. В этом смысле праксису противостояло поня­тие «теория», которая также обозначала способ получения нового знания, но оно употреблялось ученым для своих личных нужд. Аристотель не разрывал два процесса — теорию и праксис. Напротив, считал их двумя сторонами од­ного целого. Отсюда, по всей видимости, происходит и единство двух сто­рон в современном AR: добывать новые знания из нового опыта, преобразо­вывать объекты, чтобы получить такую информацию, которой нельзя достичь пассивным созерцанием. У неоплатоников праксис означал учение о правиль­ном поведении, мистические действия, приближающие индивида путем осо­бых упражнений к высшему знанию и мудрости, т.е. фактически равнялось понятию «йога».

Именно в рамках постпозитивизма возникли два подхода — идеографи­ческий и интерпретативистский, — которые сильно повлияли на современ­ную методологию AR.

Важнейшей составной частью AR является принцип социальной интервен­ции {socialintervention), который привнесен интерпретативистским подходом.

Исследователю разрешается бесцеремонно вторгаться в процесс наблюдения, превращаться в его активного участника, менять русло событий, провоци­ровать события, использовать свои суждения, взгляды и оценки при интер­претации научных результатов, манипулировать поведением участников эксперимента и т.д.

Идеографический подход требует рассмотрения каждого случая AR как уникального и неповторимого социокультурного события, гуманистического взгляда на участников исследования-внедрения. Не только ученый, но и испытуемые становятся субъектами исследования, его равноправными уча­стниками, мнение которых высоко ценится, к нему прислушиваются, его используют на практике. Отсюда традиция считать, например, учащихся не объектом изучения, а субъектом исследования-внедрения, равноправными партнерами, соучастниками.

Теоретико-методологические предпосылки AR специалисты находят также в общей теории систем, кибернетике, а также методологии информационных систем, восходящей к работам К. Левина и Тавистокского института (Лондон).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.