КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Аеревицкий
Ем ет историю возникновения и развития проблемы на предприятии, а также результаты принимавшихся ранее мер. При этом исходная теоретическая схема объекта расширяется, и в нее включаются новые факторы, выявленные в процессе экспертного анализа проблемы. После сбора дополнительной информации по этим факторам начинается уже непосредственная разработка проекта решения проблемы. Недовольство анонимностью опросов В условиях предприятия она может проводиться параллельно несколькими способами: целенаправленным поиском передового опыта комплексного решения проблемы или воздействия на отдельные управляющие факторы; путем обобщения и доработки предложений, полученных в процессе исследований проблемы; методами целевых интервью с экспертами. Если первый вид работы социолог как ответственный за разработку темы делает самостоятельно, то для второго и третьего больше подходят методы коллективного экспертного анализа по типу «групп исследования операций». Именно на этом этапе заводской социолог может воспользоваться тем, что на предприятии работают различные специалисты, функционально ответственные за определенные направления деятельности коллектива. Разработка проекта решения в условиях предприятия также обладает определенной спецификой. Во-первых, рекомендации и мероприятия, которые предлагает заводской социолог, должны быть адресными и конкретными, представлены в форме определенных процедур деятельности органов управления, подразделений, служб и общественных организаций предприятия. Это значит, что для каждого пункта решения необходимо разработать четкую технологию его реализации в форме методик, положений, инструкций, управленческих процедур,
форм документов, определить ответственных исполнителей и соисполнителей, их права и обязанности в решении данного вопроса. Эти процедуры должны обеспечивать реализацию предлагаемых мер в необходимом управленческом ритме, использование таких способов получения информации в процессе работы, которые позволяли бы своевременно принимать решения, с нужной периодичностью отчитываться и т.д. Поскольку своевременность чаще всего связана с численностью занятых данной работой людей, то на многих предприятиях отказываются от использования психодиагностических тестов и методик, хотя они хорошо зарекомендовали себя в лабораторно-исследовательских условиях. Во-вторых, многие интересные решения не реализуются, как показывает практика, из-за того, что для них не найдена соответствующая организационная форма. Так, методика оценки деловых и личностных качеств руководителей «сверху—снизу—сбоку» успешно реализуется на ряде предприятий при аттестации ИТР и представляет собой внесение нового содержания в традиционную форму. В этом случае процесс внедрения решения обычно встречает меньше трудностей, но необходима специальная работа по преодолению негативного отношения коллектива к ранее действовавшей и плохо зарекомендовавшей себя организационной форме. Есть свои преимущества и в создании новой организационной формы — нет предвзятого отношения коллектива, ничто не мешает ее отработке строго под решаемую задачу, само ее появление подчеркивает, что данной проблеме придается большое значение, создает соответствующий настрой у исполнителей. Именно по этому пути пошли пермские социологи при создании системы стабилизации трудового коллектива (СТК), организовав группу СТК в подчинении заместителя директора предприятия по кадрам. Аналогичное решение принято в днепропетровской системе «Ваше настроение», уфимской «Внимание» и др.
В этих случаях основным исполнителем вновь вводимой организационной формы является социолого-психологическая служба предприятия. Вообще предлагаемое решение встречает тем большее сопротивление при внедрении, чем шире круг служб, подразделений и отдельных работников, чью деятельность оно затрагивает. Так, например, одна из главных причин довольно активного сопротивления различных служб предприятий введению гибких графиков работы состоит в том, что такой режим затрагивает вопросы пропускной системы, технологии и организации производства, ремонта и обслуживания оборудования, деятельности линейного руководящего персонала и т.д., а не только отдела труда, отвечающего за проблему сокращения потерь рабочего времени. По названным причинам, а также поскольку создание новых организационных форм — процесс очень длительный и требует постоянного внимания организаторов, это целесообразно делать только при наличии у социологической службы достаточных штатов и квалификации работников. Выше отмечалось, что заводской психолог очень часто имеет конкретного заказчика. Это позволяет ему разрабатывать проект решения проблемы с ориентацией на данного заказчика как на реального субъекта внедрения. Как известно, на предприятии существует несколько управляющих структур (административная, партийная, профсоюзная и т.д.), а в рамках административной — несколько управляющих подсистем: техническая, экономичес- кая, кадровая, трудовая и т.д. В то же время любая социальная проблема многоаспектна и может решаться экономическими методами (изменением системы оценочных показателей, нормативов, форм планирования, стимулирования и т.п.), технико-организационными (например, изменением условий, технологии или организации труда), путем реорганизации работы кадровой службы, изменения системы оплаты труда, воздействия на стиль поведения линейных руководителей, активизации различных форм воспитательной работы и др. И хотя для полного и эффективного решения с позиций системного подхода требуется использование всех адекватных существу данной проблемы методов (а следовательно, участие всех или большинства управляющих подсистем), с целью облегчения внедрения проекта решения лучше опираться на ту подсистему, которую представляет на предприятии орган, активно заинтересованный в решении данной проблемы. Поскольку большинство управляющих систем пересекается между собой, эта «управленческая избыточность» и создает возможность ориентировать решение на реального субъекта, мало потеряв при этом в полноте.
В содержании разрабатываемых социологом проектов можно отметить два принципиальных момента: 1.Основное внимание разработчиков, как правило, закономерно концентрируется на проектировании перспективных предложений, дающих фундаментальное решение проблемы. Таковы, скажем, в проблеме снижения текучести кадров меры по улучшению условий труда, развитию сферы соцкульт-быта и т.п. Однако их осуществление требует значительных капитальных вложений и даст ожидаемый результат только через достаточно большой период времени. Поэтому наряду с перспективными в проект закладываются и оперативные мероприятия, позволяющие получить быстрый эффект на локальной части объекта и создать в коллективе необходимый настрой на реализацию долговременных мероприятий. 2.Поскольку предлагаемая программа должна быть успешно реализована на практике, помимо основной (целевой, решающей) ее части необходимо разрабатывать и обеспечивающую подпрограмму. В нее включаются меры по созданию организационных форм, повышению заинтересованности различных служб и подразделений в реализации основной части программы, по формированию общественного мнения и нейтрализации ожидаемых помех. В числе наиболее распространенных помех — сопротивление реализации предлагаемых решений. Оно объясняется рядом причин: сформировавшейся (под влиянием недостатков действующих форм организации труда и хозяйственного механизма) установкой у некоторых работников на минимизацию своих собственных функций и стремлением переложить большую часть работы на других; слабой информированностью и психологической неподготовленностью к предлагаемым нововведениям; реальным опасением, что предлагаемые меры так или иначе ущемят их интересы: для одних — это ограничение их прав, для других — существенное увеличение объема работы без соответствующего увеличения заработка, для некоторых — опасность оказаться неспособным к работе в новых условиях и т.д. Все эти вопросы должны быть подробно рассмотрены и учтены в обеспечивающей части решения.
Когда основная часть проекта решения разработана, выделены перепек тивные и оперативные направления, снова уточняется теоретическая схем; объекта, в нее включаются имеющиеся варианты решения и их предполагаемые последствия для различных категорий работающих. Фактически только теперь появляется необходимость в разработке анкетного инструментария для выборочного исследования отношения и ожидаемых реакций коллектива на предлагаемые пути решения. Материалы этого исследования и их обсуждение в группе экспертов позволяют разработать обеспечивающую часть программы. Источник: Служба социального развития предприятия. М.: Наука, 1989. С. 94-101.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |