Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный метод




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

B.C. Аудченко

В течение нескольких последних десятилетий в отечественной и зарубеж­ной науке сформировались принципиально новые подходы к исследованию и разрешению кризисных ситуаций. Специалисты в области управления и организации, экономики и социологии, искусственного интеллекта и пси­хологии, а также некоторых других дисциплин разработали специальные средства. К их числу можно отнести такие методы, технологии и техники, как системный и ситуационный анализ, компьютерное моделирование, сце­нарный метод, исследование действием, методы развития персонала, актив­ные методы обучения, в том числе различные виды тренинга, методы управ­ленческого консультирования, организационное развитие и ряд других.

Однако использование новых методов и технологий при решении конк­ретных проблем показывает, что эти средства не всегда адекватны и надеж -

ны, что специфика каждой ситуации требует серьезной их модификации \ приспособления к сложившимся традициям, особенностям правления, мас­штабам социальных систем и т.д.

В России этот поиск привел к созданию в 1980 г. инновационного Мето­да, построенного на принципиально новых для традиционной науки идею и принципах.

Первой формой существования инновационного метода, где метод и форм; его реализации не различались, была инновационная игра. Инновационна! игра определялась как метод исследования и развития организаций. В \ использования этого метода выявились его более широкие возможности (<~, тод исследования и развития социальных систем»). Однако специфика мето да в этом определении не схватывалась. После ряда модификаций выкрИс таллизовалась дефинитивная форма, представляющая инновационный мето, как самотрансформирующееся средство исследования и практического npeog разования социальных систем за счет организации опыта саморазвищи участников. Инновационный метод изначально строился как открытая и спо собная к саморазвитию система принципов, ценностей и правил работы п< анализу и разрешению кризисных ситуаций.

Вторая форма представления инновационного метода — программная Первая программа инновационной игры содержала восемь подпрограмм выработки решений, проектирования, программирования, обучения, тре нинга, рекреации, исследований и организации игры. Эта программа, наря ду с предписанием способов и средств мыслительной работы группы по ре шению проблем, включала и «человекоориентированные» блоки, необходи мые для того, чтобы люди начали практически использовать эти средства В противном случае методы решения практических проблем остаются сред ством и атрибутом ограниченной области деятельности их разработчиков.

Третья форма представления инновационного метода — социотехнологи ческая. В 1987 г. была опубликована «Программа инновационной игры», по строенная на принципах работы социальных технологов. Она включала та кие технологические блоки как: программа организации инновационных игт. технология группового решения проблем, техники мышления, программ групповой работы, программа организации дискуссий, программа органн зационного тренинга, программа социально-психологического тренинга методика определения эффективности инновационных игр. Каждый бло был технологически организован и состоял из процедур, операций и техни]

Четвертая форма представления инновационного метода — «императш ная» — выросла из разделения инновационной игры на метод и форму eI осуществления — инновационный семинар, а также из формулирован^ принципов, составляющих содержание инновационного метода. Эти при* ципы, выраженные в виде требований инновационного метода, выгляД5 следующим образом:

1. Занимайтесь своими затруднениями и проблемами.

2. Разрешайте свои проблемы и затруднения вместе с другими людьми

3. Концентрируйтесь на содержании затруднения.

4. Прорывайтесь к действительному содержанию затруднения.

5. Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в цело! Инновационный метод позволяет органично соединять исследование з;

труднений и проблем, обучение новым средствам и способам изучения и ра

решения затруднений, а также практическое действие, направленное на сня­тие этих затруднений. Сочетание правил инновационного метода и базовой типологии действий по исследованию, обучению и практическому действо-ванию позволяет сконструироватьпятую форму представления инновацион­ного метода — матричную.

Первые четыре формы представления инновационного метода достаточ­но полно описаны в литературе, поэтому целесообразно остановиться на матричной модели. Именно в ней с наибольшей очевидностью разворачи­ваются идеи, задающие новую парадигматику в общественных науках и со­циальной практике.

Первое правило задает новое поле, новый предмет и новые проблемы для исследовательской деятельности (1.1). Предметом здесь становится связь за­труднения или проблемы и человека. На основе статуса «своих» и «не своих» затруднений, проблем, кризисных ситуаций строится их типология. Каков генезис субъективного происхождения проблем? Какова реакция человека на то, что он называет «проблемами»? Какие механизмы в человеке «запускает» ситуация, осознанная как «проблема»? Особую важность представляют меха­низмы мотивации и ответственности по отношению к проблемам, а также «за­пуск» этих механизмов. Невозможно перейти к осмысленной работе с затруд­нениями без изучения особенностей контекстной трансформации проблем, приобретения ими в сознании человека онтологического статуса, специфики и содержания динамики культурно-семиотического статуса проблем в обще­ственном и индивидуальном сознании, их аксиологического статуса и т.д. Особый интерес вызывает явление, когда гибель миллионов людей (от голо­да, войн и т.п.) не становится для человека проблемой («не своя»), а тесная обувь переживается порой как проблема едва ли не трагическая («своя»). Не­безынтересен процесс постоянной интервенции, вмешательства людей в дела и сознание друг друга, попытки решать таким образом чужие проблемы и проистекающие из этого конфликты и дезинтеграция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.