КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы практической работы на предприятии
В.И. Герчиков ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ Практика показывает, что нормативные требования к научному исследованию, изложенные в учебниках или пособиях, нередко отличаются от реальной деятельности социолога и психолога на предприятии. Диктуется это конкретными условиями, сроками, заказом, практическим внедрением. Об этом и пойдет речь. Методические основы работы социолога были разработаны усилиями крупных исследовательских коллективов, находящихся либо в составе академических учреждений, либо при кафедрах общественных наук вузов1. В конце 60-х—начале 70-х гг. социологические службы промышленных предприятий переживали начальный этап своего становления и эталоны оценки исследовательской деятельности еще не сложились. Более того, первые социологические службы работали под методическим руководством академических институтов или вузов, усваивали принятые там нормативы и пытались действовать в соответствии с ними. Как осуществляется, согласно этим эталонам, социологическое исследование? Берется соответствующая научная концепция (или строится, если ее не удается найти в литературе); конструируется, а затем операционализиру-ется теоретическая схема объекта исследования, приемлемая для данных конкретных условий: разрабатывается инструментарий, чаще всего анкетный; определяется выборка, позволяющая получить репрезентативные данные; иногда задается схема обработки данных. Затем проводится исследование, строятся одномерные и парные, простые и сложные группировки, коррели-руются и выделяются «наиболее значимые» факторы. И далее предлагаются методы (пути) управления этими факторами. Именно такая схема (с некоторыми отклонениями) предлагается в руководствах по программированию социологических исследований, именно ей пытаются следовать большинство социологов предприятий. А то, что для выполнения такой программы нужен достаточно крупный исследовательский коллектив и три-четыре года работы (в то время как одному-двум заводским социологам нужно провести за год несколько различных исследований), воспринимается как «трудности работы заводского социолога». См.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1972: Заславская Т.И., Рыки-на Р.В. О принципах и основных элементах программирования исследования трудовой мобильности // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1974. Аналогично строилась и исследовательская работа социологических организаций, с которыми предприятия заключали хозяйственные договоры. Если выполненные работы не давали (и достаточно часто) требуемого эффекта, а разработанные рекомендации слабо реализовывались на практике, то это объяснялось незаинтересованностью руководителей, неподготовленностью кадров, отсутствием капитальных вложений и т.п. Конечно, эти причины имели место и нередко приводили к слабой результативности хоздоговорных исследований. Но с ростом социологической грамотности руководителей предприятий и повышением квалификации кадров социологических служб становилось все более ясным, что нуждается в пересмотре сама методология исследовательской работы. В чем же особенности этих задач и условий? Их много, отметим только принципиальные моменты. Прежде всего, исследование, выполняемое заводской службой, должно носить не описательный, а социоинженерный характер, т.е. давать «на выходе» решение определенной социальной проблемы. Как правило, эти проблемы достаточно конкретны, локализованы в рамках отдельных подразделений или категорий работников. Как всякие реальные проблемы, они носят комплексный характер и должны изучаться в рамках междисциплинарного исследования. Так, например, для того чтобы решить проблему дефицита кадров, необходимо совершенствовать технологию и организацию производства, улучшать условия труда, систему оплаты и стимулирования, развивать непроизводственную сферу предприятия, совершенствовать различные направления кадровой работы. И если для академической или вузовской социологии проведение такого комплексного исследования — чрезвычайно сложная в организационном отношении задача, требующая объединения различных научных коллективов, то для заводской службы она облегчается тем, что на предприятии работают специалисты различного профиля, которые могут быть достаточно легко объединены для исследования и решения какой-либо проблемы. В отношении постановки задач перед заводской социологической службой также можно выделить ряд характерных моментов: 1. Примерно в 70% случаев заводской социолог (психолог) не сам выбирает проблему, а получает ее от конкретного заказчика: в одном случае это на-чальникцеха, в другом —зам. директора по кадрам или начальник отдела труда, в третьем — секретарь парткома или председатель профсоюзного комитета. 2. Тематика заданий службы предприятия отличается большим разнообразием. Так, «средний заводской социолог» в Новосибирске разрабатывал в 1982 г. 6—8 различных тем: 2—3 крупных и 4—5 мелких. Будучи штатным работником предприятия, он не может отказаться ни от одной из них под предлогом, что не знает этой проблемы, иными словами, он должен постоянно выступать в роли специалиста очень широкого профиля. 3. Заводской социолог или психолог работает в условиях постоянного дефицита времени, когда счет ведется не на годы, а на месяцы, недели и даже дни. Так, по опрошенным нами в 1984— 1985 гг. службам социального разви -тия предприятий доля разработок длительностью более года составила 7,4%, от полугода до года — 31,8, от трех до шести месяцев — 24,9%. Доля кратковременных (до 3 мес.) работ составила в среднем по массиву 35,9%. 4. Особо важную роль играет высокая информационная доступность объекта, проявляющаяся в том, что социолог находится в постоянном и непосредственном контакте с объектом (производственным коллективом), для его изучения не надо «выезжать в поле», с респондентами можно встречаться по много раз и с любой периодичностью. Особенности задач и условий деятельности заводской службы порождают и своеобразие в методике исследовательской работы. Ограниченность времени, возможность использования ранее полученной информации, конкретность и относительно высокая локализация решаемых задач, близость к объекту — все это делает целесообразным для заводского социолога поэтапное проведение исследования с постепенным расширением и углублением проблемы. Поэтому первый (хотя и достаточно грубый) вариант программы действий по решению изучаемой проблемы может быть получен в относительно короткие сроки, а разработка более комплексных, развернутых вариантов может проводиться параллельно с экспериментальной отработкой первого. Для получения первого варианта решения проблемы необходимо прежде всего выделить те группы работающих, для которых данная проблема наиболее актуальна, т.е. максимально локализовать объект исследования. Ка* показывает опыт, это целесообразнее всего делать по результатам специаль ного проблемного исследования, которое проводится в конце календарной года и служит базой для составления плана работы социолого-психологичес кой службы на следующий год. Затем конструируется исходная, относительно «грубая» теоретическа: схема, в которую включаются достаточно очевидные факторы и которая по зволяет сравнивать между собой «лучшие» и «худшие» с точки зрения иссле дуемой проблемы объекты: нарушителей трудовой дисциплины и высокодис циплинированных работников, передовые и отстающие участки, «активных и «пассивных», «текучих» и «стабильных» и т.п. Как правило, это сравнени объектов проводится только на базе имеющейся объективной информаци и результатов предыдущих исследований. Для того чтобы эти результаты можно было использовать, они должш быть представительными по отношению к той части коллектива, котора изучается в данном исследовании. Поскольку при проведении исследовани заранее неизвестно, для изучения каких именно других проблем могут пс надобиться впоследствии его данные, при построении выборки целесообра: но учитывать два вида оснований: специальные — характерные для данно исследуемой проблемы и общие — по типам подразделений и базовым соцг альным группам в структуре коллектива. Последнее дает возможность отнс сить результаты различных исследований к единой, общей выборке, а аш довательно, и использовать их в других исследованиях. Аналитическая часть работы заводского социолога не ограничиваете выявлением факторов, по которым существуют значимые различия межд рассматриваемыми полярными объектами — группами работников или по; разделениями предприятия. Поскольку многие проблемы для предприятр не новы и имеют свою историю, необходимо проанализировать, что ран< предпринималось по решению данной проблемы, к каким результатам Э" привело и почему, изменилась ли и как ситуация. При этом часто выясняе ся, что некоторые из намеченных мероприятий не реализованы, а другие i дали ожидаемого эффекта. Эти факты также подвергаются особому рассмо рению, которое уже представляет собой переходный этап от анализа к выр ботке проекта решения проблемы. Основной метод аналитической работы на этом этапе — интервью с экспертами, в качестве которых выступают руководители и наиболее квалифицированные работники функциональных служб предприятия (ответственные за те или иные факторы, включенные в исходную теоретическую схему), а также представители общественных организаций. Здесь следует отметить вторую особенность методики исследовательской работы заводского социолога — в его деятельности значительно уменьшается использование анкетного инструментария и основным методом исследования становится интервью и анализ объективных данных. Это объясняется высокой информационной доступностью объекта для прикладного социолога, его преимущественной ориентацией на разработку решений конкретных социальных проблем и тем, что проведение репрезентативных анкетных опросов требует значительных затрат времени. В условиях предприятия есть полная возможность реализовать принцип «спрашивать только то, о чем нет объективной информации», использовать анкетные опросы в основном только для получения оценок и нормативных представлений работающих, а также для сбора предложений, что можно рассматривать как один из каналов участия членов коллектива в управлении (в этом случае репрезентативность опроса, очевидно, роли не играет). Реальное положение дел в практике работы заводских социологов и психологов пока далеко от этих требований. Основным методом по-прежнему остается анкетирование — его используют почти все обследованные нами службы в 75,5% исследований. На втором месте — изучение текущей производственной документации (95,6% служб в 72,7% исследований). На третьем месте — интервью (91% служб в 53,2% исследований). Слабее всего используются специализированные методики, требующие приборного оснащения и высокой квалификации специалистов: социометрические (40% служб в 9,3% исследований), психофизиологические (20% в 5,6%), приборные методики и тесты (8,9% в 4,2%). Неоднократное обращение к объекту и использование интервью вместо анкетирования исключают традиционно понимаемую анонимность опроса (когда опрашиваемый не идентифицируется анкетером). В связи с этим, с одной стороны, возрастает требовательность к социологу в вопросах сохранения профессиональной тайны, а с другой — возникает проблема получения и сохранения доверия респондентов. Практика показала, что доверие поддерживается только принципиальной позицией социолога и результативностью его работы. Если после проведенного исследования в цехе, отделе или на участке мало что изменилось к лучшему, этот объект становится надолго «испорченным» для интервью или для анкетирования. Следует также отметить, что в последние годы на социологически развитых предприятиях анонимность опросов вызывает некоторое недовольство. Усиливается требование фиксирования авторства предложений, содержащихся в ответах на открытые вопросы, а также ожидание обратной связи — получения респондентом информации о судьбе высказанных замечаний и предложений. Анализ состояния проблемы представляет собой только первую, далеко не самую значимую и трудоемкую часть деятельности заводского социолога. Основная стадия — разработка конкретной программы действий, обеспечивающей эффективное решение проблемы и реализуемой в конкретных условиях предприятия. Как мы уже отмечали, к разработке этой программы социолог фактически переходит еще на стадии анализа, когда рассматрива-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |