Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный эксперимент и нововведения




Эксперимент представляет собой метод получения информации об изме­нении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). В научном экс­перименте изучается влияние независимых переменных на зависимые.

Термин «социальный эксперимент» надо понимать в узком и широком значениях. В первом случае он обозначает отраслевую разновидность науч­ного эксперимента, т.е. научный эксперимент, проводимый в социальных науках (•антропологии, социальной психологии, отчасти — в психологии и экономике), а не только в социологии. Во втором, широком, значении под социальным экспериментом надо понимать любое практическое новшество, затрагивающее интересы, условия и образ жизни социальных групп и не обязательно организуемое в строгом соответствии с принципами научного метода. Чаще всего нарушения научного метода экспериментирования про­исходят именно в этом, втором, случае. Нередко социальный эксперимент только называется так, а по сути дела представляет собой полную противо­положность эксперименту как методу научного познания.

С самых древних времен и до сих пор, какую бы страну мы ни взяли, вла­сти любят постоянно что-нибудь изменять, нововводить (если позволено так выразиться), внедрять, совершенствовать и совершать множество других мероприятий, которые: а) касаются социальных групп, а не отдельных ин­дивидов; б) приносят им, властям, реальную либо символическую (напри­мер, укрепление престижа) выгоду. Очень много в разные эпохи эксперимен­тировали с налогообложением. Каких только видов, форм и комбинаций этих видов не применялось! От налога на ношение усов до налога на вдыхаемый воздух. Налогообложение отвечает сразу двум названным критериям: каса­ется большой массы людей и укрепляет денежную базу власти. Вторая по степени распространенности область социальной инноватики — преступле­ние и наказание. Достаточно вспомнить разнообразные виды пыток, тюрем­ного содержания, взятия под стражу — вплоть до совсем невинных наказаний, например штрафования безбилетников. Социальный эксперимент — воспро­изведение какого-либо социального явления в определенных (контролиру­емых и управляемых) условиях с целью его детального изучения, а также пробной, опытной проверки результатов исследования. Эмпирическое под­тверждение необходимо при выработке любых существенных, особенно ин­новационных, управленческих решений.

Социальный эксперимент можно понимать как такое радикальное новше­ство, которое, независимо от области, в которой оно осуществляется, скажем, на производстве или транспорте, обязательно связано с человеческим фактором

(социальными группами, их поведением и взаимоотношениями) и организуется по заранее разработанному плану. Такой эксперимент, в отличие от строго на­учного, не требует выделения контрольной и экспериментальной групп, пост­роения теоретической модели предмета исследования, выдвижения гипотез и переменных. Перед социальным экспериментом не выдвигают научно-позна­вательных целей и не ставят задачу приращения знания. У него более земные, прагматические задачи — добиться улучшения ситуации, облегчить условия труда, создать благоприятный социально-психологический климат и т.п.

Марксистскую теорию крупномасштабных социальных квазиэксперимен­тов, проводимых якобы от имени народа и во благо ему, опробовали в XX в. во многих странах. Сталинскую коллективизацию и индустриализацию счи­тают одним из самых заметных приложений марксистской теории прошло­го столетия. Позже Мао Цзэдун разработал теорию «перманентной» револю­ции, которую возглавляет пролетариат. Он полагал, что даже в социалисти­ческом обществе, где установлена диктатура пролетариата, революция должна продолжаться, так как ниспровергнутая буржуазия непременно по­пытается через своих агентов повлиять на коммунистическую партию и раз-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.