КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И функциональный статус службы
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ Оказывается, эффективность практического внедрения прямо коррелирует с функциональным статусом заводской службы. В 1984—1985 гг. отдел отраслевых проблем социального управления ВНИИ Информэлектро провел исследование эффективности работы социологических служб предприятий электротехнической промышленности. Определились способы включения служб в управленческую структуру: в 42% случаев они входят в подразделения НОТиУ, в 21 — в отделы труда и зарплаты, в 3 — в отделы кадров. Заместителю директора по экономике подчинены 10% служб, по кадрам — 11, непосредственно директору — 13'. Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Например, деятельность социолога в отделе НОТиУ позволяла ему лучше ориентироваться в вопросах, связанных с изменением технологии, внедрением новых форм организации труда, повышением культуры производства, а в кадровой службе позволяет эффективнее заниматься межличностными отношениями, расстановкой кадров, профессиональной судьбой человека. Но существовала опасность того, что социально-психологическая работа здесь может ограничиться лишь борьбой с текучестью кадров. Функциональный статус заводской службы определялся исходя из конкретных условий и имеющихся ресурсов. Эмпирическим путем удалось выяснить, что способ подчиненности службы влияет на конечную результативность ее работы. В упомянутом исследовании кри -терием эффективности были выбраны четыре показателя: количество проведенных исследований за определенный промежуток времени, число рекомендаций — предложенных, принятых администрацией и внедренных (табл. 6 и 7). Как видим (табл. 6), если служба подчинена директору, то проведенных исследований и предложенных рекомендаций здесь больше. Высоки и показатели внедрения. Правда, они лучше у служб, подчиненных заместителю директора по кадрам. Промежуточное положение занимает вариант включения в отдел НОТ. Самые же низкие показатели на предприятиях, где социологи входят в состав отделов кадров и подчинены заместителю директора по экономическим вопросам. Далее, если по продуктивности исследований и принятия рекомендаций предприятия почти не отличаются, то индекс эффективности внедрения дифференцирует их более разительно. Он значительно хуже в службах, подчиненных директору, его заместителю по кадрам и начальнику отдела НОТ. Напрашивается вывод, что эти руководители больше заботятся о получении информации, чем о ее использовании в практике. Обобщим данные, проранжировав варианты подчинения службы и выделив наиболее целесообразные случаи (табл. 7). Результаты анализа неопровержимо свидетельствуют, что наиболее рациональным является подчинение службы директору предприятия или его заместителю по кадрам. Мало эффективна деятельность в составе ОТиЗ, отдела кадров и тем более их подчинение службе главного экономиста2. В ленинградском объединении «Свет-Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 24. лана» долгое время лаборатория социологических исследований и социального планирования входила в отдел НОТиУ, подчиняясь главному инженеру. Необходимость быть ближе к людям потребовала перевода социологов в состав отдела кадров. Реорганизация прошла весьма своеобразно. Лаборатория разделилась: группа социологических исследований перешла в кадровую службу, а бюро социального планирования осталось на месте. Но как избежать загрузки социологов и психологов «чужими» заботами? Выход был прост. Приказом генерального директора объединения начальник социологической лаборатории напрямую подчинялся заместителю директора по кадрам. «Годы, прошедшие с момента структурной реорганизации ЛСИ, подтвердили правильность избранного пути»3. Таблица 6 Индексы и показатели эффективности работы службы в зависимости от ее подчиненности
Количество рекомендаций на одно исследование рассчитывалось как частное от деления данных графы 3 на графу 2. Индекс принятия решений рассчитывался как частное от деления графы 4 на графу 3, а индекс внедрения — графы 5 на графу 4. Хотя подчинение заводской службы директору являлось в I960—1980-е гг. наиболее эффективным способом повышения внедренческого потенциала прикладной социологии, первые лица предприятия не всегда четко осознавали его возможности. В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в службах социального развития наблюдается явный перекос в сторону исследовательских задач — на изучение, анализ и разработку рекомендаций тратится 45% времени, а на внедрение — лишь 11%4. Не только руководители предприятий, но Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 25—27. Тягушев А.Ф., Федотова А.П. Социологическая служба. Л., 1985. С. 10-11. Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 32. и сами социологи высказали мнение, что затраты времени на выполнение внедренческой подфункции должны быть увеличены почти в два раза. Таблица 7 Шкала эффективности работы службы подчиненности
Чримечание. Шкала построена на основе табл. 6. Количественные данные выстроены по степени убы-ания (возрастания), и каждой позиции присвоен соответствующий ранг (1 — самый высокий, 6 — амый низкий). Бытует мнение, что основная задача прикладника — внедрять практические рекомендации. На самом деле это далеко не так. Социолог на предприятии — всегда «аутсайдер», человек посторонний, досконально не знающий производства. Нередко решения прикладника, а тем более его вмешательство, способны нанести вред компании. Прикладник, социоинженер не должен отвечать за управленческие решения. Информация, полученная социологом, — это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужной: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или внедрить в практику. Задача консультанта — поставить диагноз, просветить менеджеров (во время лекций, собеседований) и разработать рекомендации. Он может определить социальную стратегию предприятия, но необходимо лицо, которое несет ответственность за ее практическое осуществление. Внедрение рекомендаций — дело не менее, а подчас и более сложное, чем исследование, и осуществлять его должны профессионалы в этом деле.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |