КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичная и вторичная социализация
Итак, социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная — в рамках формальных институтов. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают с формальными и неформальными институтами; первой и второй половиной жизни. Это два разных подхода в трактовке данных понятий. В зарубежных и отечественных учебниках встречаются оба подхода. В одном случае говорится о том, что первичная социализация — это обучение социальным нормам в первой половине жизни, т.е. в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, т.е. вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим. В других учебниках пишется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т.е. школы, производства, армии, милиции и т.д. Нам представляется более убедительным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий. Будем придерживаться именно его. Выбранная точка зрения тем более убедительная, что в мировой социологии существует сложившаяся традиция употребления терминов «первичная» и «вторичная». Она появилась в начале XX в. благодаря основополагающим трудам выдающегося американского социолога Ч. Кули (1864—1929), одного из основоположников теории социализации. Он ввел в употребление термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов). Первичные группы — это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная группа — армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных группах. Первичные социальные группы — это сфера личностных отношений, т.е. неформальных. Вторичные социальные группы — это сфера деловых отношений, т.е. формальных контактов. Формальными называются такие контакты, или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируются каким-либо документом, например армия. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия, например семья. Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (рис. 10). В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения. Неформальные институты, так же как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется в середине жизни. Достоверность данного суждения очевидна на уровне здравого смысла. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции. Обе группы — первичная и вторичная, — как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако вре'-мя, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в обеих средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее (разнообразнее) опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации. Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он берет людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации — родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, т.е. начальники и коллеги? В агентов пер- вичной социализации — друзей и знакомых. Таков еще один закон, или принцип, социализации — кругооборота вещей в природе, закон взаимопревращения. Социологи иногда говорят о вторичной социализации с тем, чтобы отличать трансформацию личности в более поздний период от процесса усвое- Рис. 10. Агенты социализации, влияющие на человека в течение его жизни ния ею элементарных социальных навыков в детстве. Этот процесс они именуют первичной социализацией2. Вторичная социализация ярко проявляет себя в период взрослой эмиграции. Когда человек эмигрирует в далекую страну с непривычными обычаями и чужим языком, он должен не только приобрести новые навыки, но и забыть старые, которые теперь превращаются в препятствие. Или другой случай, а именно «когда человек, выросший в сельской глубинке, переезжает в большой город и чувствует себя там потерянным и беспомощным в напряженных потоках уличного движения, вечно куда-то спешащих толпах народа, среди безразличия прохожих и соседей. Предполагается, что подобного рода радикальные изменения могут служить причиной сильного беспокойства, частых нервных срывов и даже психических заболеваний. Отмеча ется также, что ситуация вторичной социализации с не менее существенными последствиями может наступить скорее в результате изменения внешних социальных условий, чем индивидуальной мобильности. Внезапная экономическая депрессия, рост массовой безработицы, развязывание войны, полное обесценение накапливающихся в течение всей жизни сбережений в результате резкого роста инфляции, потеря безопас- Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 40-42. ности вследствие лишения права на прибыль или, наоборот, резкий рост благосостояния и перспектив продвижения, раскрытие новых, доселе немыслимых возможностей — все это примеры именно таких случаев. Они "обесценивают" то, что было усвоено в процессе предшествующей социализации, и требуют радикальной перестройки индивидуального поведения»3.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |