Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хобби важнее учебы




Врезка

ШКОЛА

КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Основным институтом вторичной социализации выступает школа, а за­тем вуз. Они призваны дать ребенку то, чего не может дать ему семья, а имен­но свод систематизированного научного знания. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп — в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих он (она) был уникальной неповторимой личностью. Садясь за парту, он (она) становит­ся одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанни­ка. В этом смысле можно утверждать, что вторичная социализация начина­ется еще до школы — для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты — воспитанники детских домов — оказываются вообще ли­шенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более про­должительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероп­риятие. Дать полноценное образова­ ние всем желающим, т.е. представите­лям всех социальных слоев, челове­ческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, универси­теты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удо­стоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невоз­можно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Исследования, проведенные в 2003 г. благотво­рительным обществом ExamAid, выявили весьма любопытное распределение предпочтений и при­оритетов школьников: около 60% респондентов признались, что хобби или тот или иной вид дея­тельности, не связанный с учебой, важнее школьных занятий.

Как и ожидалось, для девушек учеба является в целом более приоритетным занятием, нежели для юношей. Четверть опрошенных признались, что их ожидания интересной учебы не оправдались, 12%


респондентов убеждены, что выбрали себе слиш­ком много учебных курсов, 5% — что слишком мало, в то время как 83% в целом довольны вы­бранными ими школьными дисциплинами. «Школьники постоянно чувствуют себя перегру­женными из-за необходимости много учить и вы­полнять большое количество дел, — говорит ге­неральный секретарь ExamAid Брюс Харрис, — возможно, эту проблему можно было бы решить, если бы в программе больше внимания уделялось вводным, ознакомительным курсам».

http://news.bbc.co.uk

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального институ­та — привить подросткам систематические знания в основных областях че­ловеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, эко­номике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ре­меслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выс­тупает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения про­фессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего об­разования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессио­нальных учебных заведениях.

Школа как фактор социализации

Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. По­скольку члены семьи не могут научить ребенка всем знаниям, которые тре­бует современное общество, возникли особые учреждения, дающие подра­стающему поколению специальные знания. В обществе охотников и соби­рателей родители могли научить детей всему, что им потребуется во взрослой жизни: преследованию животного, технике нападения, знанию лечебных и пищевых свойств растений и т.п. Но уже позже появилась такая сфера зна­ний, которой не могли обучить родители: религиозные обряды и ритуалы. Появились первые учителя — знахари, шаманы, колдуны.

Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось, тем настойчивее за­являла о себе потребность в формальной школе. Она зародилась только тог­да, когда человечество изобрело письменность. Самые ранние школы воз­никли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализирован-

ными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников.

В европейские языки слово «школа» пришло из Греции. Здесь «сколе» имела несколько значений: досуг, праздность, ученую беседу. Связь двух по­нятий — праздности и обучения, сегодня кажется странной. Однако в до-индустриальном обществе, т.е. еще 200—300 лет назад, от учения не виде­ли проку. Орудия труда и технология производства были крайне примитив­ны, а квалификация работников не­высокой. Обучение теоретическим знаниям не давало практических пре­имуществ, не увеличивало личной продуктивности. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и деньги заниматься трениров­кой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном об­ществе обслуживала только элиту. У подавляющей части населения досуга не было, оно рано втягивалось в производительный труд.

Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появи­лись тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить.

Как видим, школа является довольно поздним результатом историческо­го развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых народов сегодня школы не существует. Обучение новым знаниям и навыкам проис­ходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информа­ции (книги, учебники, тетради), а через устную речь и наглядные примеры. В современном обществе школа составляет начальное звено разветвлен­ной системы образования, куда входят среднее специальное и высшее обра­зование, местные административные органы, министерство обороны, типо­графии, исследовательские институты. По числу занятых здесь учащихся (включая студентов), преподавателей, администраторов образование явля­ется самой крупной отраслью индустрии в современном обществе.

Школа — учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физике, математике, литературе, языке, истории и т.п. Обра­зование — систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей. Действительно, школа утверждает в подрастающем по­колении важнейшие национальные ценности. Американских школьников учат индивидуализму и конкуренции, а китайских и российских — взаимо­помощи и коллективизму. Усвоенное в юности сохраняется всю жизнь.

Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни. Они усваивают качества, необходимые в цивилизованном обществе: правильно говорить и писать, решать задачи и считать, соблюдать дисцип­лину, проявлять трудолюбие, усидчивость и т.п. Учебный процесс в мини­атюре отражает производственный процесс взрослых.

Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, это отсутствие родственников и родителей, прежде осуществ­лявших надзор за ним. Он учится подчиняться незнакомым людям не по­тому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Ин­дивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступают предме­том специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он под­чиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключитель­ного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. Для чего создается единообразный режим учебного дня. Когда-то по всему огромному Советскому Союзу — от Чукотки до Бреста — все занятия начи­нались в 8.30 утра, и до сих пор такой режим сохраняется по всей России. В некоторых странах существует специальная школьная форма, стандарт­ный набор учебников и письменных принадлежностей, постоянный режим дня, четко установленная очередность предметов (расписание уроков), ста­бильность преподавательского кон­тингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специаль­ных стандартов (школьных оценок), обычно по пятибалльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например, начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания шко­лы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фикси­рующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет.

Школа и система образования в целом — эффективный инструмент со­циальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же законо­мерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалифи­кация, статус и зарплата. Наоборот, повышение уровня образования — вер­ный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фактором вертикальной мобильности. В индустриальном обществе многие массовые профессии, точнее, рабо­чие места, требуют лишь минимальной специальной подготовки и самой элементарной грамотности (в пределах всего нескольких лет обучения). В постиндустриальную эпоху общая продолжительность образования, и, прежде всего, общего образования, растет, причем пропорционально чис­лу лет, проведенных в школе. Оно перестает быть всего лишь эпизодом, более или менее скоротечным, в жизненном цикле человека. Напротив, образование превращается в постоянную работу, более важную, чем труд на производстве. Отдых скоро станет всего лишь эпизодом в бесконечной про­тяженности обучения.

Сегодня в России, согласно официальной статистике, учатся 33,6 млн человек, а учат их 6 млн. Эти цифры не включают в себя тех, кто обучается в многочисленных негосударственных учреждениях. А напрямую в систе­му образования вовлечено более 36 млн человек. Это учащиеся и учителя школ, воспитатели детских садов и их воспитанники, учащиеся учебных за­ведений НПО (начального профессионального образования — попросту ПТУ), студенты ссузов (средних специальных учебных заведений) и вузов, преподаватели и управленцы. К их числу необходимо добавить и родителей учащихся и других членов их семей.

Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобрете­ния в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее обра­зование задает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой про­фессии. Школьное образование поли профессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предвари­тельно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узкона­правленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и смирить­ся с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направлен­ную профессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узнает, какая профессия подходит именно ему.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она неспособна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально со­риентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Так вот, со всей определенностью надо заявить, что ни в коем случае шко­ла не должна этого делать. Почему? Ее основная задача — заложить фунда­ментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной спе­циальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к ка­кой иной. Период с 16 до 23 лет отве­ден природой для поисков и шатаний. Юноша должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя ис­кусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчи­няются своей естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень под­готовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Возникают ножницы, сократить которые призваны мно­гочисленные посредники: репетиторы, подготовительные факультеты и кур­сы. За 3000—5000 долл. они подготовят ваше чадо к университету. Они вос­полняют пробел в знаниях и сокращают разрыв в требованиях.

По данным исследований, школа лишь в небольшой части готовит уча­щихся к продолжению образования в высшей школе на мировом уровне,

к овладению основами современных коммуникационных технологий (ком­пьютер, английский язык). Способны свободно работать с ПК не более тре­ти старшеклассников, с большими затруднениями — менее половины. За 1997 г. число тех, кто не знаком с работой на компьютере, «компьютерно-безграмотных», выросло чуть ли не в пять раз — с 5 до 23%. Можно предпо­ложить, что это связано с выходом из строя ПЭВМ в школах и невозмож­ностью их замены и ремонта в связи с бюджетными трудностями государ­ственного образования. Несколько лучше картина с иностранным языком. Половина опрошенных находит, что владеет им хорошо, 35% — слабо и 13% (против 9% в 1996 г.) признались, что так его и не узнали.

Как видим, по обучению навыкам работы на компьютере и иностранному языку ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Отчасти поэтому более

половины респондентов назвали уро­вень преподавания в своей школе «средним», к «высокому» его отнесли 27%, правда, «низким» нашли его еди­ницы (5%), не смогли определиться 14% старшеклассников. Социологи­ческие данные подтверждают тенден­цию к дальнейшей утрате преемствен­ности вуза и школы, что вносит до­полнительную напряженность в ход социализации старшеклассников. По прогнозам, доля студентов, поступивших в институт на базе только школь­ных знаний, к 2000 г. не будет превышать 40%. Остальным понадобится ин­формированность сверх программы. Беспокоит вузовских экзаменаторов и резкое снижение уровня подготовки абитуриентов4.

Насколько реально поступить в вуз для опрошенных с точки зрения под­готовленности? Около половины учителей находят ее вполне удовлетвори­тельной у 50—80% своих выпускников. Меньшая часть педагогов критичнее к знаниям старшеклассников: четверть их считают готовыми к учебе в ин­ституте лишь 10% выпускников, аоднадесятая — 35%. Более половины пре­подавателей предполагают необходимым для поступления в вуз занятия с репетитором или на курсах. Каждый четвертый считает достаточным свя­зей и денег. Верящих в равные возможности, предоставленные выпускни­кам государственной школой, менее 20%5.

Культурная функция образования — использование ранее накопленных знаний и ценностей, упорядочение взаимоотношения поколений: старшее выступает в роли учителей, младшее — учеников.

Школа способна не только изменять социальную структуру общества, допуская на верхние ступеньки подготовленную молодежь из социальных низов, но и закреплять, стабилизировать ее. Привилегированные классы имеют свои, как правило, частные школы, где выше качество обучения и куда ограничен доступ представителям других слоев. Управленческая и полити-

Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 г. М., 1997. Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­шеклассников) // Соиис. 1998. № 8. С. 57-64.

ческая элита, бизнес-класс и интеллигенция обычно пополняются выпуск­никами элитарных школ.

По словам П.Сорокина, школа осуществляет первоначальную селекцию, отделяя наиболее талантливых от наименее способных, и обеспечивает пер­вым возможность дальнейшего продвижения6. Эта функция образования играет важную роль в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества, в индивидуальной мобильности.

ИНСТИТУТ ПОСРЕДНИКОВ

Родители понимают, что базовым должно стать высшее образование. Но сейчас уровень знаний, который дает школа, резко отличается от требова­ний, предъявляемых вузом. Возникает разрыв, который сейчас стал катас­трофическим. Появляются посредники: репетиторы, подготовительные курсы.

Институты-посредники подтягивают выпускников школ, чтобы ножни­цы разрыва между вузом и школой сомкнулись. Правда, сделать это с каж­дым годом становится, кажется, не легче, а сложнее. Профессия репетитора известна с давних времен, ибо толкователи знаний и наставники, индивиду­ально беседующие в приятной обстановке с юношами, существовали уже в те времена, когда человечество делало первые шаги по пути культуры и ци­вилизации.

Разрыв в знаниях между вузом и школой призван сократить институт посредников

6 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 398.

Институт репетиторов дополняет внешкольное образование. Причем эн­тузиасты бесплатного внешкольного образования и репетиторы— это зача­стую одни и те же лица. Репетиторы пишут прекрасные пособия для посту­пающих, наряду с олимпиадными часто придумывают и экзаменационные задачи, а потом решают их вместе со своими подопечными. Появившись почти полвека тому назад, репетиторство постепенно стало одним из важ­ных каналов финансирования образования7.

Как показывают социологические исследования и статистика, современ­ная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из сво­их задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проститу­ции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз.

Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, ак­тивно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за

последние 5 лет (1992-1997) в вузы поступило не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены зани­маться на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и при­мерно столько же готовятся самосто­ятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»8.

Группа социологов и психологов под руководством В.Б. Ольшанского провела сравнительное исследование московских школьников в 1982 и 1997 г. и выяснила, что если раньше переход из школы в вуз был естественной и непрерывной линией развития человека, то сегодня образовался разрыв меж­ду тем, что ученик изучал в школе, и тем, какие знания он должен продемон­стрировать на вступительных экзаменах в институт. «Ощущая недостаток своей подготовки для поступления в вуз, школьник вынужден искать орга­низации, где он мог бы получить необходимые для прохождения курса зна­ния. Такие заведения есть, но они — платные, т.е. недоступные для многих семей. Поступление в колледж тоже требует денег. Вместо здоровой конку­ренции способностей возникает аукцион: кто сможет больше заплатить. А последнее зависит не от желания, а скорее от возможностей родителей»9. Разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастро­фической глубины. Этот разрыв образовался во многом по причине беско-

Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков ВВ. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

С 34.

Ольшанский В.В., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы) // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 92.

немного экспериментирования со школьным образованием, уменьшения помощи средней школе со стороны федеральных органов. В подобной си­туации либо высшую школу нужно опускать до уровня средней школы, либо, наоборот, нужно среднюю школу поднимать до уровня высшей. Рек­тор МГУ В.А. Садовничий выразил мнение, что средняя школа должна «до­тягивать» свой уровень до высшей.

Ножницами между школой и вузом обеспокоены не только преподава­тели, но и российский бизнес. «О дефиците кадров (причем не только выс­шей квалификации, но и хорошо обу­ченных работников массовых профес­сий) как о факторе, ограничивающем рост компаний, упоминают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем. Дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки струк­туре спроса на рабочую силу. В конце концов, мало ли в последние годы от­крыто краткосрочных и некраткосрочных курсов переподготовки, да и в компаниях создаются собственные подразделения для обучения сотрудни­ков. По расчетам специалистов, теневой рынок репетиторства составляет 2 млрд долл. ежегодно. Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массо­вой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний, адекватных требо­ваниям современной экономики. Это обстоятельство делает вложения биз­неса в обучение персонала заведомо неэффективными. Они попадают на не­подготовленную почву: обучаемым не хватает базы для достижения стандар­тов работы, которые хотел бы утвердить работодатель. Таким образом, если российское среднее образование не будет модернизировано, на экономи­ческом развитии страны можно поставить крест»10.

В России получила распространение еще одна форма посредничества — скрытая. Она представляет собой шефство солидного вуза над одной или несколькими школами, учеников которых готовят в свой вуз по особым про­граммам, недоступным рядовым школам. В Москве уже больше половины школ (816) сотрудничают со 120 государственными и негосударственными вузами. В 1999 г. 330 таких школ провели с вузами единые экзамены, в кото­рых участвовали более 8 тыс. выпускников. Разновидность этого варианта — лицеи при вузах, например Государственный лицей информационных тех­нологий при МГУ, аналогичные учебные заведения при МИФИ, Лингви­стическом университете и т.д. В результате 70% выпускников московских школ поступили в вузы. Но такая схема, подпитанная немалыми родитель­скими деньгами, может работать в большом городе. А в селе? В сельской местности такие схемы единичны. Например, в Тюменской, Читинской областях пытаются создать выездные бригады университетских профессо­ров, которые проводили бы занятия с будущими абитуриентами. Фактичес­ки это и есть движение к реализации идеи В. Садовничего об учебных ок-

10 Матвеева А. Открытие образования // Эксперт. 2001. № 1-2. 15 янв. С. 58.

ругах во главе с университетом. Наиболее системно эта идея реализована в Чувашии, которой Мировой банк предложил кредит на окончательную доводку проекта".

Согласно прогнозу, доля абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, даже в XXI в. не превысит 40%, в связи с чем 60% выпуск­ников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Видимо, существует значительный разрыв в понимании

базовых знаний между учителями средних школ и преподавателями ву­зов. Социологические данные пока­зывают, что 42,2% преподавателей ву­зов в областных и республиканских центрах и 32,8% педагогов Москвы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы. Причем значительное снижение качества подготовки аби­туриентов характерно для поступающих на все факультеты12.

Разрыв в знаниях, соответственно шансы на поступление в вуз, существу­ет как по горизонтали (регионы), так и по вертикали (слои и классы) обще­ства. Исследование Д.Л. Константиновского13 показало, насколько различ­ными были шансы на поступление в вуз молодых людей из одних и тех же местностей и социальных групп в 1960-е, 1980-е и середине 1990-х гг. В на­чале 1960-х гг. в Новосибирской области дети руководителей составляли ме­нее У всех выпускников дневных средних школ, дети специалистов — око­ло четверти, столько же — дети служащих и треть — дети рабочих и кресть­ян. В начале 1980-х, когда среднее образование пытались сделать всеобщим, социальный состав выпускников стал иным. Доля детей руководителей уменьшилась вдвое. На треть увеличилось число выходцев из семей служа­щих. В 1994 г. число детей руководителей превысило четверть всех выпуск­ников школ (это семикратное увеличение их доли по сравнению с началом 80-х гг. и в 3,5 раза — по сравнению с 60-ми). Доля детей руководителей стала больше, чем выходцев из каких-либо других социальных групп, а доля де­тей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза. При этом дифференциация выпускников школ в сельской местности выросла за последнее десятиле­тие значительнее, чем в городах. В Новосибирской области, как, впрочем, и во многих других, всегда существовала традиция по возможности перево­дить старшеклассников, ориентированных на получение высшего образо­вания, из сельских школ в райцентры или в Новосибирск. Так вот в ново­сибирских школах доля детей руководителей среди выпускников выросла за последние 10 лет в 6 раз, в средних городах — более чем в 8 раз.

За годы реформ бедность стала уделом молодых. По официальной ста­тистике, сегодня среди 16—30-летних бедные составляют 29%; а богатые — только 2%. В рядах безработных молодых — 35%. Государство в условиях

Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

С. 34-35.

Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе:

ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / РАН. Ин-т социологии. М.,

общей бедности народа просто обязано взять на себя обязательства по обес­печению для молодежи доступности образования.

Существует множество доказательств того, что ребенок из богатой семьи, который готовился в вуз с репетитором, получает на экзаменах четверки и пятерки и, соответственно, стипендию. А ребенок, приехавший из дерев­ни, да еще и подрабатывающий по бедности, получает тройку и лишается стипендии. Министерство образования предлагает ввести вместо этого со­циальную стипендию.

Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллиген­ции из среднего класса. Но она в отличие от представителей низшего клас­са отсутствие денег способна компен­сировать дополнительными знания­ми, которые дают детям образованные родители. Если они сами не в состоя­нии дотянуть детишек до нужного вузу уровня подготовки, они прибега­ют к посредникам — репетиторам, курсам подготовки в вуз, подготови­тельным факультетам, гимназиям и лицеям. Их можно назвать институ­тами посредничества в сфере образова­ния. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества.

По данным исследования достаточно репрезентативной группы москов­ских выпускников 1999 г. (Е.Л. Рачевский), до поступления в высшие учеб­ные заведения:

• 67% опрошенных посещали платные курсы при вузах (против 33%, которые их не посещали);

• 34% опрошенных занимались с репетиторами из вузов, 16% — с репе­титорами из вузов, выбранных для поступления;

• 4% были зачислены в вузы по результатам олимпиад;

• 4% — по результатам экзаменов на подготовительных курсах;

• 9% — в результате предварительных экзаменов;

• 7% — в результате сдачи единых экзаменов «вуз-школа»14.

В этом опросе 32% выпускников оценили финансовые затраты для по­ступления в вуз таким образом: 16% респондентов указали сумму до 2000 долл., 10% — от 2000 до 3000 долл., 6% - свыше 3000 долл. В 2000 г. ти­пичный репетитор из МГУ брал за урок около 50 баксов, 10—20 уроков — это минимум, а многие занимаются с ним в течение всего учебного года, и так по нескольким предметам. В 2001 г. профессор консерватории получал зар­плату 3000 руб., а частный репетитор — от 50 до 100 долл. за час. И в других странах существует институт репетиторства. Так, в Новой Зеландии студен­ты могут легально подработать таким способом. Лучше всего оплачивается работа репетиторов: они получают 40 долл. (больше всего платят музыкан­там — 70 долл.).

14 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

Ученьесвет, а знания нь/нче стоят дорого

Что делают репетиторы, подготовительные курсы и факультеты? Они ком­пенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания качества обучения в школе и требова­ний к подготовке в современном университете. Они занимают промежуточ­ное между школой и вузом место, сокращая разрыв, помогая точно сориен­тироваться и поступить в намеченный вуз. Большинство репетиров и подго­товительных отделений, а также лице­ ев и гимназий, практически дают га­рантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие день­ги не только за дополнительные знания, но еще чаще за дополнительные га­рантии поступления в вуз, преподавателем которого он часто является. И не только преподавателем, но нередко и членом приемной комиссии.

Индивидуальным репетиторством подрабатывают доценты и кандидаты, имеющие доходы от основной работы ниже прожиточного минимума. А вот на подготовительных курсах — другой разновидности института посредни­ков — кадровый состав бывает хуже: пенсионерки, бывшие учительницы, иногородние аспирантки или вообще случайные люди. Ведут они, как пра­вило, несколько групп и, естественно, не справляются с проверкой 70— 80 контрольных, тестов или, того хуже, сочинений. Поэтому тесты и дик­танты обычно проверяются уже в аудитории. До качества ли тут? Есть еще подготовительные курсы вне вузов. Безусловно, там преподают, ориенти­руясь на программу двух-трех престижных университетов и академий, но и здесь просчетов не избежать.

Согласно исследованиям, но проведенным уже Генпрокуратурой, в ву­зах страны фактически свернута такая форма довузовской подготовки, как обучение на подготовительных отделениях, финансируемых из федераль­ного бюджета. Эти отделения были созданы для граждан, нуждающихся в помощи государства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, инвалидов, чернобыльцев и т.п. По статистике Минобразования, в 1998 г. удельный вес зачисленных с таких подготовительных отделений со­ставил 1,3%. Тем временем процветают платные подготовительные курсы, которые довольно часто нарушают правила приема и распространяют на «своих» абитуриентов льготы для чернобыльцев и сирот15.

На производстве посредниками выступают биржи труда и рекрутинго-вые фирмы. Чем они занимаются? Они компенсируют наше незнание ры­ночной ситуации и помогают сойтись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация, вы заполняете соответствующие анкеты и резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и сразу же актуализируется, когда в тот же банк поступает выгодное для вас предложение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объяв­лений, разбросанных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников.

Поступление в вуз принципиально меняет ситуацию и сужает горизонт поиска. Если школа закладывает фундамент для умственной и физической работы, вообще для любой профессии, то вуз готовит человека только к про­фессиям умственного труда. Притом определенного профиля. Абитуриент

поступает не вообще в вуз, а в эконо­мический, физический или педагоги­ческий. Круг будущих профессий су­жается. Окончив вуз, вы остаетесь только в сфере умственного труда. Хода назад нет. При советской власти существовал даже запрет лицам с высшим образованием трудиться на ма­локвалифицированных рабочих местах. К квалифицированному физичес­кому труда юношу готовят ПТУ, техникум, колледж.

Итак, получить в школе необходимый для поступления в наиболее пре­стижные вузы уровень подготовки невозможно. Этого уровня добиваются в подавляющем большинстве случаев с помощью репетиторов, иногда — совместными усилиями хорошего педагога в школе и репетитора. Неизбеж­ное снижение качества подготовки абитуриентов приведет к тому, что «школьной премудрости» придется учить уже в вузе. Чтобы подготовить студента к научной работе за оставшиеся после ликвидации «школьных пробелов» два-три года, учить его придется сверхинтенсивно16.

Проблема состыковки школы и вуза существует во многих европейских странах. Решить ее можно, если между школой и вузом ввести некое третье образовательное звено, помогающее школьнику специализироваться в из-

15 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3.

16 Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7.

бранном им направлении — техническом, естественно-научном или гума­нитарном. В Европе такое звено уже давно существует — в Германии, напри­мер, это гимназия, во Франции — лицей. В Германии в вуз идет только вы­пускник гимназии, а им становится отнюдь не каждый.

Если сравнить западную и нашу системы образования, без труда можно заметить: на вузы в нашей стране перенесена часть забот, которые на Запа­де традиционно решаются в рамках школьного гимназического образова­ния, там молодой человек оканчивает школу в 20—21 год. Всем известно, что нам приходится давать студенту в вузе то, что он недополучил в школе. Из-за этого учебные планы вузов перегружены, большая часть времени затра­чивается на общеобразовательные дисциплины, изучение языка. А на За­паде все это изучается в школе17.

В 2003 г. министр образования В. Филиппов подписал приказ, упорядо­чивающий предоставление платных образовательных услуг в школах и ву­зах. Теперь, чтобы ребенок мог дополнительно заниматься с преподавате­лем, посещать факультативы и кружки, необходимо заключить трехсторон­ний договор между школой, учеником и его родителями. Ученики начиная с восьмого класса могут заключать до­ говор самостоятельно. Если раньше родители платили непосредственно преподавателю, то теперь деньги будут перечисляться на счет школы, а уже потом они будут поступать учителю. Единого прейскуранта еще нет. Его будет устанавливать не министерство, а сами школы.

За последние пять лет число абитуриентов, поступающих в вузы США с помощью консультанта, удвоилось и составляет сейчас 6% от общего числа школьников. В «пакет» услуг советника-репетитора входят перво­начальная консультация, более или менее продолжительное (обычно двухлетнее) руководство подготовкой к поступлению в высшее учебное заведение и предварительное общение с будущими экзаменаторами: кон­сультанты, многие из которых в прошлом работали в приемных комис­сиях, в полной мере используют старые связи, объясняя коллегам, на какие достоинства их подопечных следует обратить внимание в ходе со­беседования.

Цена первой консультации, на которой родители потенциальных абиту­риентов определяют вместе с консультантами оптимальную стратегию под­готовки к поступлению и список интересующих их вузов, колеблется от не­скольких сотен до 2,5 тыс. долл. Стоимость дальнейшей работы репетитора с подопечным — от 5—6 до 30-32 тыс. долл. в зависимости от самооценки консультанта и избранной им методики, которая может подразумевать как общение с помощью факса и электронной почты, так и полное погружение в атмосферу вступительных экзаменов с видеозаписями репетиций. В «па­кет» для иностранцев входит также тур по университетским городкам США, который обходится им иногда в 4000 долл. в день.

Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия // Отечественные записки. 2002. № 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.