КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хобби важнее учебы
Врезка ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ Основным институтом вторичной социализации выступает школа, а затем вуз. Они призваны дать ребенку то, чего не может дать ему семья, а именно свод систематизированного научного знания. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп — в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих он (она) был уникальной неповторимой личностью. Садясь за парту, он (она) становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанника. В этом смысле можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы — для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты — воспитанники детских домов — оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образова ние всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Исследования, проведенные в 2003 г. благотворительным обществом ExamAid, выявили весьма любопытное распределение предпочтений и приоритетов школьников: около 60% респондентов признались, что хобби или тот или иной вид деятельности, не связанный с учебой, важнее школьных занятий. Как и ожидалось, для девушек учеба является в целом более приоритетным занятием, нежели для юношей. Четверть опрошенных признались, что их ожидания интересной учебы не оправдались, 12% респондентов убеждены, что выбрали себе слишком много учебных курсов, 5% — что слишком мало, в то время как 83% в целом довольны выбранными ими школьными дисциплинами. «Школьники постоянно чувствуют себя перегруженными из-за необходимости много учить и выполнять большое количество дел, — говорит генеральный секретарь ExamAid Брюс Харрис, — возможно, эту проблему можно было бы решить, если бы в программе больше внимания уделялось вводным, ознакомительным курсам». http://news.bbc.co.uk Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института — привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты). Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Школа как фактор социализации Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Поскольку члены семьи не могут научить ребенка всем знаниям, которые требует современное общество, возникли особые учреждения, дающие подрастающему поколению специальные знания. В обществе охотников и собирателей родители могли научить детей всему, что им потребуется во взрослой жизни: преследованию животного, технике нападения, знанию лечебных и пищевых свойств растений и т.п. Но уже позже появилась такая сфера знаний, которой не могли обучить родители: религиозные обряды и ритуалы. Появились первые учителя — знахари, шаманы, колдуны. Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось, тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Она зародилась только тогда, когда человечество изобрело письменность. Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализирован- ными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников. В европейские языки слово «школа» пришло из Греции. Здесь «сколе» имела несколько значений: досуг, праздность, ученую беседу. Связь двух понятий — праздности и обучения, сегодня кажется странной. Однако в до-индустриальном обществе, т.е. еще 200—300 лет назад, от учения не видели проку. Орудия труда и технология производства были крайне примитивны, а квалификация работников невысокой. Обучение теоретическим знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и деньги заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту. У подавляющей части населения досуга не было, оно рано втягивалось в производительный труд. Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появились тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить. Как видим, школа является довольно поздним результатом исторического развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых народов сегодня школы не существует. Обучение новым знаниям и навыкам происходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информации (книги, учебники, тетради), а через устную речь и наглядные примеры. В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы образования, куда входят среднее специальное и высшее образование, местные административные органы, министерство обороны, типографии, исследовательские институты. По числу занятых здесь учащихся (включая студентов), преподавателей, администраторов образование является самой крупной отраслью индустрии в современном обществе. Школа — учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физике, математике, литературе, языке, истории и т.п. Образование — систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей. Действительно, школа утверждает в подрастающем поколении важнейшие национальные ценности. Американских школьников учат индивидуализму и конкуренции, а китайских и российских — взаимопомощи и коллективизму. Усвоенное в юности сохраняется всю жизнь. Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни. Они усваивают качества, необходимые в цивилизованном обществе: правильно говорить и писать, решать задачи и считать, соблюдать дисциплину, проявлять трудолюбие, усидчивость и т.п. Учебный процесс в миниатюре отражает производственный процесс взрослых. Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, это отсутствие родственников и родителей, прежде осуществлявших надзор за ним. Он учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступают предметом специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он подчиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. Для чего создается единообразный режим учебного дня. Когда-то по всему огромному Советскому Союзу — от Чукотки до Бреста — все занятия начинались в 8.30 утра, и до сих пор такой режим сохраняется по всей России. В некоторых странах существует специальная школьная форма, стандартный набор учебников и письменных принадлежностей, постоянный режим дня, четко установленная очередность предметов (расписание уроков), стабильность преподавательского контингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специальных стандартов (школьных оценок), обычно по пятибалльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например, начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет. Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалификация, статус и зарплата. Наоборот, повышение уровня образования — верный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фактором вертикальной мобильности. В индустриальном обществе многие массовые профессии, точнее, рабочие места, требуют лишь минимальной специальной подготовки и самой элементарной грамотности (в пределах всего нескольких лет обучения). В постиндустриальную эпоху общая продолжительность образования, и, прежде всего, общего образования, растет, причем пропорционально числу лет, проведенных в школе. Оно перестает быть всего лишь эпизодом, более или менее скоротечным, в жизненном цикле человека. Напротив, образование превращается в постоянную работу, более важную, чем труд на производстве. Отдых скоро станет всего лишь эпизодом в бесконечной протяженности обучения. Сегодня в России, согласно официальной статистике, учатся 33,6 млн человек, а учат их 6 млн. Эти цифры не включают в себя тех, кто обучается в многочисленных негосударственных учреждениях. А напрямую в систему образования вовлечено более 36 млн человек. Это учащиеся и учителя школ, воспитатели детских садов и их воспитанники, учащиеся учебных заведений НПО (начального профессионального образования — попросту ПТУ), студенты ссузов (средних специальных учебных заведений) и вузов, преподаватели и управленцы. К их числу необходимо добавить и родителей учащихся и других членов их семей. Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование задает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профессии. Школьное образование поли профессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и смириться с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направленную профессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узнает, какая профессия подходит именно ему. Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она неспособна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально сориентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара. Так вот, со всей определенностью надо заявить, что ни в коем случае школа не должна этого делать. Почему? Ее основная задача — заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной специальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к какой иной. Период с 16 до 23 лет отведен природой для поисков и шатаний. Юноша должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя искусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчиняются своей естественной логике. Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Возникают ножницы, сократить которые призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные факультеты и курсы. За 3000—5000 долл. они подготовят ваше чадо к университету. Они восполняют пробел в знаниях и сокращают разрыв в требованиях. По данным исследований, школа лишь в небольшой части готовит учащихся к продолжению образования в высшей школе на мировом уровне, к овладению основами современных коммуникационных технологий (компьютер, английский язык). Способны свободно работать с ПК не более трети старшеклассников, с большими затруднениями — менее половины. За 1997 г. число тех, кто не знаком с работой на компьютере, «компьютерно-безграмотных», выросло чуть ли не в пять раз — с 5 до 23%. Можно предположить, что это связано с выходом из строя ПЭВМ в школах и невозможностью их замены и ремонта в связи с бюджетными трудностями государственного образования. Несколько лучше картина с иностранным языком. Половина опрошенных находит, что владеет им хорошо, 35% — слабо и 13% (против 9% в 1996 г.) признались, что так его и не узнали. Как видим, по обучению навыкам работы на компьютере и иностранному языку ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Отчасти поэтому более половины респондентов назвали уровень преподавания в своей школе «средним», к «высокому» его отнесли 27%, правда, «низким» нашли его единицы (5%), не смогли определиться 14% старшеклассников. Социологические данные подтверждают тенденцию к дальнейшей утрате преемственности вуза и школы, что вносит дополнительную напряженность в ход социализации старшеклассников. По прогнозам, доля студентов, поступивших в институт на базе только школьных знаний, к 2000 г. не будет превышать 40%. Остальным понадобится информированность сверх программы. Беспокоит вузовских экзаменаторов и резкое снижение уровня подготовки абитуриентов4. Насколько реально поступить в вуз для опрошенных с точки зрения подготовленности? Около половины учителей находят ее вполне удовлетворительной у 50—80% своих выпускников. Меньшая часть педагогов критичнее к знаниям старшеклассников: четверть их считают готовыми к учебе в институте лишь 10% выпускников, аоднадесятая — 35%. Более половины преподавателей предполагают необходимым для поступления в вуз занятия с репетитором или на курсах. Каждый четвертый считает достаточным связей и денег. Верящих в равные возможности, предоставленные выпускникам государственной школой, менее 20%5. Культурная функция образования — использование ранее накопленных знаний и ценностей, упорядочение взаимоотношения поколений: старшее выступает в роли учителей, младшее — учеников. Школа способна не только изменять социальную структуру общества, допуская на верхние ступеньки подготовленную молодежь из социальных низов, но и закреплять, стабилизировать ее. Привилегированные классы имеют свои, как правило, частные школы, где выше качество обучения и куда ограничен доступ представителям других слоев. Управленческая и полити- Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 г. М., 1997. Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации старшеклассников) // Соиис. 1998. № 8. С. 57-64. ческая элита, бизнес-класс и интеллигенция обычно пополняются выпускниками элитарных школ. По словам П.Сорокина, школа осуществляет первоначальную селекцию, отделяя наиболее талантливых от наименее способных, и обеспечивает первым возможность дальнейшего продвижения6. Эта функция образования играет важную роль в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества, в индивидуальной мобильности. ИНСТИТУТ ПОСРЕДНИКОВ Родители понимают, что базовым должно стать высшее образование. Но сейчас уровень знаний, который дает школа, резко отличается от требований, предъявляемых вузом. Возникает разрыв, который сейчас стал катастрофическим. Появляются посредники: репетиторы, подготовительные курсы. Институты-посредники подтягивают выпускников школ, чтобы ножницы разрыва между вузом и школой сомкнулись. Правда, сделать это с каждым годом становится, кажется, не легче, а сложнее. Профессия репетитора известна с давних времен, ибо толкователи знаний и наставники, индивидуально беседующие в приятной обстановке с юношами, существовали уже в те времена, когда человечество делало первые шаги по пути культуры и цивилизации. Разрыв в знаниях между вузом и школой призван сократить институт посредников 6 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 398. Институт репетиторов дополняет внешкольное образование. Причем энтузиасты бесплатного внешкольного образования и репетиторы— это зачастую одни и те же лица. Репетиторы пишут прекрасные пособия для поступающих, наряду с олимпиадными часто придумывают и экзаменационные задачи, а потом решают их вместе со своими подопечными. Появившись почти полвека тому назад, репетиторство постепенно стало одним из важных каналов финансирования образования7. Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992-1997) в вузы поступило не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены заниматься на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»8. Группа социологов и психологов под руководством В.Б. Ольшанского провела сравнительное исследование московских школьников в 1982 и 1997 г. и выяснила, что если раньше переход из школы в вуз был естественной и непрерывной линией развития человека, то сегодня образовался разрыв между тем, что ученик изучал в школе, и тем, какие знания он должен продемонстрировать на вступительных экзаменах в институт. «Ощущая недостаток своей подготовки для поступления в вуз, школьник вынужден искать организации, где он мог бы получить необходимые для прохождения курса знания. Такие заведения есть, но они — платные, т.е. недоступные для многих семей. Поступление в колледж тоже требует денег. Вместо здоровой конкуренции способностей возникает аукцион: кто сможет больше заплатить. А последнее зависит не от желания, а скорее от возможностей родителей»9. Разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины. Этот разрыв образовался во многом по причине беско- Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков ВВ. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С 34. Ольшанский В.В., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы) // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 92. немного экспериментирования со школьным образованием, уменьшения помощи средней школе со стороны федеральных органов. В подобной ситуации либо высшую школу нужно опускать до уровня средней школы, либо, наоборот, нужно среднюю школу поднимать до уровня высшей. Ректор МГУ В.А. Садовничий выразил мнение, что средняя школа должна «дотягивать» свой уровень до высшей. Ножницами между школой и вузом обеспокоены не только преподаватели, но и российский бизнес. «О дефиците кадров (причем не только высшей квалификации, но и хорошо обученных работников массовых профессий) как о факторе, ограничивающем рост компаний, упоминают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем. Дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. В конце концов, мало ли в последние годы открыто краткосрочных и некраткосрочных курсов переподготовки, да и в компаниях создаются собственные подразделения для обучения сотрудников. По расчетам специалистов, теневой рынок репетиторства составляет 2 млрд долл. ежегодно. Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массовой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний, адекватных требованиям современной экономики. Это обстоятельство делает вложения бизнеса в обучение персонала заведомо неэффективными. Они попадают на неподготовленную почву: обучаемым не хватает базы для достижения стандартов работы, которые хотел бы утвердить работодатель. Таким образом, если российское среднее образование не будет модернизировано, на экономическом развитии страны можно поставить крест»10. В России получила распространение еще одна форма посредничества — скрытая. Она представляет собой шефство солидного вуза над одной или несколькими школами, учеников которых готовят в свой вуз по особым программам, недоступным рядовым школам. В Москве уже больше половины школ (816) сотрудничают со 120 государственными и негосударственными вузами. В 1999 г. 330 таких школ провели с вузами единые экзамены, в которых участвовали более 8 тыс. выпускников. Разновидность этого варианта — лицеи при вузах, например Государственный лицей информационных технологий при МГУ, аналогичные учебные заведения при МИФИ, Лингвистическом университете и т.д. В результате 70% выпускников московских школ поступили в вузы. Но такая схема, подпитанная немалыми родительскими деньгами, может работать в большом городе. А в селе? В сельской местности такие схемы единичны. Например, в Тюменской, Читинской областях пытаются создать выездные бригады университетских профессоров, которые проводили бы занятия с будущими абитуриентами. Фактически это и есть движение к реализации идеи В. Садовничего об учебных ок- 10 Матвеева А. Открытие образования // Эксперт. 2001. № 1-2. 15 янв. С. 58. ругах во главе с университетом. Наиболее системно эта идея реализована в Чувашии, которой Мировой банк предложил кредит на окончательную доводку проекта". Согласно прогнозу, доля абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, даже в XXI в. не превысит 40%, в связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Видимо, существует значительный разрыв в понимании базовых знаний между учителями средних школ и преподавателями вузов. Социологические данные показывают, что 42,2% преподавателей вузов в областных и республиканских центрах и 32,8% педагогов Москвы и Санкт-Петербурга отмечают резкое снижение в последние годы уровня подготовки абитуриентов к конкурсным экзаменам в вузы. Причем значительное снижение качества подготовки абитуриентов характерно для поступающих на все факультеты12. Разрыв в знаниях, соответственно шансы на поступление в вуз, существует как по горизонтали (регионы), так и по вертикали (слои и классы) общества. Исследование Д.Л. Константиновского13 показало, насколько различными были шансы на поступление в вуз молодых людей из одних и тех же местностей и социальных групп в 1960-е, 1980-е и середине 1990-х гг. В начале 1960-х гг. в Новосибирской области дети руководителей составляли менее У всех выпускников дневных средних школ, дети специалистов — около четверти, столько же — дети служащих и треть — дети рабочих и крестьян. В начале 1980-х, когда среднее образование пытались сделать всеобщим, социальный состав выпускников стал иным. Доля детей руководителей уменьшилась вдвое. На треть увеличилось число выходцев из семей служащих. В 1994 г. число детей руководителей превысило четверть всех выпускников школ (это семикратное увеличение их доли по сравнению с началом 80-х гг. и в 3,5 раза — по сравнению с 60-ми). Доля детей руководителей стала больше, чем выходцев из каких-либо других социальных групп, а доля детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза. При этом дифференциация выпускников школ в сельской местности выросла за последнее десятилетие значительнее, чем в городах. В Новосибирской области, как, впрочем, и во многих других, всегда существовала традиция по возможности переводить старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, из сельских школ в райцентры или в Новосибирск. Так вот в новосибирских школах доля детей руководителей среди выпускников выросла за последние 10 лет в 6 раз, в средних городах — более чем в 8 раз. За годы реформ бедность стала уделом молодых. По официальной статистике, сегодня среди 16—30-летних бедные составляют 29%; а богатые — только 2%. В рядах безработных молодых — 35%. Государство в условиях Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 34-35. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / РАН. Ин-т социологии. М., общей бедности народа просто обязано взять на себя обязательства по обеспечению для молодежи доступности образования. Существует множество доказательств того, что ребенок из богатой семьи, который готовился в вуз с репетитором, получает на экзаменах четверки и пятерки и, соответственно, стипендию. А ребенок, приехавший из деревни, да еще и подрабатывающий по бедности, получает тройку и лишается стипендии. Министерство образования предлагает ввести вместо этого социальную стипендию. Платные вузы чаще всего недоступны и рядовой российской интеллигенции из среднего класса. Но она в отличие от представителей низшего класса отсутствие денег способна компенсировать дополнительными знаниями, которые дают детям образованные родители. Если они сами не в состоянии дотянуть детишек до нужного вузу уровня подготовки, они прибегают к посредникам — репетиторам, курсам подготовки в вуз, подготовительным факультетам, гимназиям и лицеям. Их можно назвать институтами посредничества в сфере образования. Они выполняют в обществе почти те же функции, что и биржи труда и рекрутинговые фирмы на рынке труда, которые именуют институтами трудового посредничества. По данным исследования достаточно репрезентативной группы московских выпускников 1999 г. (Е.Л. Рачевский), до поступления в высшие учебные заведения: • 67% опрошенных посещали платные курсы при вузах (против 33%, которые их не посещали); • 34% опрошенных занимались с репетиторами из вузов, 16% — с репетиторами из вузов, выбранных для поступления; • 4% были зачислены в вузы по результатам олимпиад; • 4% — по результатам экзаменов на подготовительных курсах; • 9% — в результате предварительных экзаменов; • 7% — в результате сдачи единых экзаменов «вуз-школа»14. В этом опросе 32% выпускников оценили финансовые затраты для поступления в вуз таким образом: 16% респондентов указали сумму до 2000 долл., 10% — от 2000 до 3000 долл., 6% - свыше 3000 долл. В 2000 г. типичный репетитор из МГУ брал за урок около 50 баксов, 10—20 уроков — это минимум, а многие занимаются с ним в течение всего учебного года, и так по нескольким предметам. В 2001 г. профессор консерватории получал зарплату 3000 руб., а частный репетитор — от 50 до 100 долл. за час. И в других странах существует институт репетиторства. Так, в Новой Зеландии студенты могут легально подработать таким способом. Лучше всего оплачивается работа репетиторов: они получают 40 долл. (больше всего платят музыкантам — 70 долл.). 14 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3. Ученье — свет, а знания нь/нче стоят дорого Что делают репетиторы, подготовительные курсы и факультеты? Они компенсируют недостатки средней школы, ликвидируя тот разрыв в знаниях, который образовался из-за отставания качества обучения в школе и требований к подготовке в современном университете. Они занимают промежуточное между школой и вузом место, сокращая разрыв, помогая точно сориентироваться и поступить в намеченный вуз. Большинство репетиров и подготовительных отделений, а также лице ев и гимназий, практически дают гарантию поступления в конкретный вуз. Репетитор получает большие деньги не только за дополнительные знания, но еще чаще за дополнительные гарантии поступления в вуз, преподавателем которого он часто является. И не только преподавателем, но нередко и членом приемной комиссии. Индивидуальным репетиторством подрабатывают доценты и кандидаты, имеющие доходы от основной работы ниже прожиточного минимума. А вот на подготовительных курсах — другой разновидности института посредников — кадровый состав бывает хуже: пенсионерки, бывшие учительницы, иногородние аспирантки или вообще случайные люди. Ведут они, как правило, несколько групп и, естественно, не справляются с проверкой 70— 80 контрольных, тестов или, того хуже, сочинений. Поэтому тесты и диктанты обычно проверяются уже в аудитории. До качества ли тут? Есть еще подготовительные курсы вне вузов. Безусловно, там преподают, ориентируясь на программу двух-трех престижных университетов и академий, но и здесь просчетов не избежать. Согласно исследованиям, но проведенным уже Генпрокуратурой, в вузах страны фактически свернута такая форма довузовской подготовки, как обучение на подготовительных отделениях, финансируемых из федерального бюджета. Эти отделения были созданы для граждан, нуждающихся в помощи государства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, чернобыльцев и т.п. По статистике Минобразования, в 1998 г. удельный вес зачисленных с таких подготовительных отделений составил 1,3%. Тем временем процветают платные подготовительные курсы, которые довольно часто нарушают правила приема и распространяют на «своих» абитуриентов льготы для чернобыльцев и сирот15. На производстве посредниками выступают биржи труда и рекрутинго-вые фирмы. Чем они занимаются? Они компенсируют наше незнание рыночной ситуации и помогают сойтись в одной точке интересам работника и работодателя. В этих учреждениях в одно место стекается вся нужная вам информация, вы заполняете соответствующие анкеты и резюме, ваша заявка поступает в банк электронных данных и сразу же актуализируется, когда в тот же банк поступает выгодное для вас предложение труда. Не будь таких учреждений, вам пришлось бы тратить уйму времени на самостоятельный поиск работы, хождения по фирмам и предприятиям, чтение газет и объявлений, разбросанных по разным концам города. В результате ваши затраты времени и средств были бы ничуть не меньше, чем оплата услуг трудовых посредников. Поступление в вуз принципиально меняет ситуацию и сужает горизонт поиска. Если школа закладывает фундамент для умственной и физической работы, вообще для любой профессии, то вуз готовит человека только к профессиям умственного труда. Притом определенного профиля. Абитуриент поступает не вообще в вуз, а в экономический, физический или педагогический. Круг будущих профессий сужается. Окончив вуз, вы остаетесь только в сфере умственного труда. Хода назад нет. При советской власти существовал даже запрет лицам с высшим образованием трудиться на малоквалифицированных рабочих местах. К квалифицированному физическому труда юношу готовят ПТУ, техникум, колледж. Итак, получить в школе необходимый для поступления в наиболее престижные вузы уровень подготовки невозможно. Этого уровня добиваются в подавляющем большинстве случаев с помощью репетиторов, иногда — совместными усилиями хорошего педагога в школе и репетитора. Неизбежное снижение качества подготовки абитуриентов приведет к тому, что «школьной премудрости» придется учить уже в вузе. Чтобы подготовить студента к научной работе за оставшиеся после ликвидации «школьных пробелов» два-три года, учить его придется сверхинтенсивно16. Проблема состыковки школы и вуза существует во многих европейских странах. Решить ее можно, если между школой и вузом ввести некое третье образовательное звено, помогающее школьнику специализироваться в из- 15 Широкова Н. Продавцы надежд // Университет и школа. 2000. № 3. 16 Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7. бранном им направлении — техническом, естественно-научном или гуманитарном. В Европе такое звено уже давно существует — в Германии, например, это гимназия, во Франции — лицей. В Германии в вуз идет только выпускник гимназии, а им становится отнюдь не каждый. Если сравнить западную и нашу системы образования, без труда можно заметить: на вузы в нашей стране перенесена часть забот, которые на Западе традиционно решаются в рамках школьного гимназического образования, там молодой человек оканчивает школу в 20—21 год. Всем известно, что нам приходится давать студенту в вузе то, что он недополучил в школе. Из-за этого учебные планы вузов перегружены, большая часть времени затрачивается на общеобразовательные дисциплины, изучение языка. А на Западе все это изучается в школе17. В 2003 г. министр образования В. Филиппов подписал приказ, упорядочивающий предоставление платных образовательных услуг в школах и вузах. Теперь, чтобы ребенок мог дополнительно заниматься с преподавателем, посещать факультативы и кружки, необходимо заключить трехсторонний договор между школой, учеником и его родителями. Ученики начиная с восьмого класса могут заключать до говор самостоятельно. Если раньше родители платили непосредственно преподавателю, то теперь деньги будут перечисляться на счет школы, а уже потом они будут поступать учителю. Единого прейскуранта еще нет. Его будет устанавливать не министерство, а сами школы. За последние пять лет число абитуриентов, поступающих в вузы США с помощью консультанта, удвоилось и составляет сейчас 6% от общего числа школьников. В «пакет» услуг советника-репетитора входят первоначальная консультация, более или менее продолжительное (обычно двухлетнее) руководство подготовкой к поступлению в высшее учебное заведение и предварительное общение с будущими экзаменаторами: консультанты, многие из которых в прошлом работали в приемных комиссиях, в полной мере используют старые связи, объясняя коллегам, на какие достоинства их подопечных следует обратить внимание в ходе собеседования. Цена первой консультации, на которой родители потенциальных абитуриентов определяют вместе с консультантами оптимальную стратегию подготовки к поступлению и список интересующих их вузов, колеблется от нескольких сотен до 2,5 тыс. долл. Стоимость дальнейшей работы репетитора с подопечным — от 5—6 до 30-32 тыс. долл. в зависимости от самооценки консультанта и избранной им методики, которая может подразумевать как общение с помощью факса и электронной почты, так и полное погружение в атмосферу вступительных экзаменов с видеозаписями репетиций. В «пакет» для иностранцев входит также тур по университетским городкам США, который обходится им иногда в 4000 долл. в день. Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия // Отечественные записки. 2002. № 2.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |