КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурные различия в воспитании детей
Воспитание— процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают старшее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. Взрослые проходят школу самовоспитания, т.е. повторного воспитания, но уже в более зрелой и осознанной форме. Детям подобное только еще предстоит, когда они сами превратятся в родителей. Они проходят воспитание один раз. Таким образом, воспитание для детей и взрослых представляет собой разный по форме и по сути процесс. Детей кто-то воспитывает, взрослые проходят самовоспитание, которое наслаивается на полученное в детстве первичное воспитание. Многое приходится пересматривать, многому учиться заново. Отсюда вывод: воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. ВЕКТОР И ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ Качество воспитания определяется качеством взаимоотношений между родителями. Взаимные подозрения, конфликты, упреки обязательно снизят воспитательный эффект. То, каким образом родители строят отношения между собой, отразится в дальнейшем на их взаимоотношениях с детьми. Ребенок — самый строгий и беспристрастный экзаменатор. Он подмечает все мелочи. Намотает себе на ус, промолчит (взрослых дети не учат — одна из норм поведения), а потом проявит в самый неподходящий момент. Маленькие партизаны имеют свое оружие. Часто оно более эффективное, чем у взрослых. Учтите, дети ведут на вас свое «досье», где перечислены все обиды, недоданная ласка, совершенные промахи и противоречия в поступках. В отличие от коллег по работе, заинтересованных не ссориться и не наживать себе врагов, дети искренне скажут о ваших недостатках. Дорожите этим. Они — ваши настоящие учителя. Процесс воспитания детей — только одна сторона медали. Процесс воспитания взрослых — вторая ее сторона. Оторвать их друг от друга нельзя. Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выполняют важные функции. Заменить или устранить ни одну из них нельзя. По объему и интенсивности они равны. Воспитание детей взрослыми, как и воспитание взрослых детьми —разнятся по форме, но не по существу. Сущность у них одна и та же — нравственное совершенствование, приращение в культурном и социальном плане. Выражаясь иначе, два процесса асимметричны по форме, но симметричны по содержанию. Отец может и выпороть сына, но сын не может выпороть отца, он выберет другой способ. Формы воспитания разные, но содер- жание у них должно быть одинаковым: воздействовать на другого человека с целью изменить его поведение. Ребенок учится жить в обществе, усваивая те модели социального поведения, которые демонстрируют взрослые. Усваивает стихийно, часто вопреки желанию взрослых, причем негативное легче и быстрее, чем позитивное. Такова еще одна асимметрия воспитания. Стихийное начало в нем превалирует над целенаправленным. Ребенок — это зритель, родители — актеры. Дом — его первый и единственный театр. Какую пьесу придумали и поставили родители? Может быть, он хотел бы другую, но у него права выбора нет. Взрослые превосходят детей часто лишь в одном — способности навязывать свою точку зрения. А должны были бы превосходить их совсем в другом — умении поступиться своим желанием и пойти навстречу. Но это как раз самое трудное для человека. Может быть, человек эгоистичен по своей природе? И не давая себе труда прислушиваться к мнению другого человека, родители неявно учат тому же самому своих детей. Процесс воспита ния на 70% идет стихийно и лишь на 30% осознанно или целенаправленно. Целенаправленно в том смысле, что родители наконец-то добиваются от ребенка выполнения того, чего хотят от него. Незаметно для глаза воспитание из чисто творческого акта созидания вначале себя, а затем детей может превратиться в формальную процедуру оберегания себя таким, каков ты есть. Раздраженному родителю легче сорваться на беззащитном ребенке, озабоченному материальным содержанием семьи, особенно в периоды безработицы, отцу легче устраниться от воспитания сына. Бегство взрослого от трудностей воспитания сродни тому, что на заводе именуют «работой с прохладцей». Родители не только стихийные учителя, но и лучшие учителя. Школьный педагог учит чужих детей, его мотивация в конечном результате ниже. Он отрабатывает деньги. Родители воспитывают для себя своего же ребенка. Плохо воспитали, значит могут рассчитывать на плохое будущее. Они трудятся в конечном счете для себя. Отсюда — высочайшая заинтересованность в конечных результатах. Все родители прекрасно понимают социальную значимость хорошего воспитания. Они знают конечный результат. Но этот результат у всех получается почему-то разный. Причина кроется в процессе. Осознавая конечную ценность воспитания ребенка, у родителей не хватает терпения проводить свои принципы в каждодневном труде. Утомляет процесс воспитания. Как и на заводе: высокая зарплата в конце месяца вдохновляет, но каждодневная рутина в течение 30 дней убивает всякую мотивацию. Воспитание — по своему содержанию и характеру — ничем не отличается от других видов трудовой деятельности людей. У них одинаковые структура, цели, мотивация и стимулы, вознаграждение, обязанности, технология достижения конечного результата и т.д. Но тогда у них общие противоречия и парадоксы. Впрочем, как и методы разрешения проблемы. Скажем, и в трудовой деятельности, и в воспитании важную роль играют квалификация исполнителей, сплоченность трудового коллектива (в семье сплоченность всего родственного коллектива), правильное понимание целей и задач воспитания (кого они все-таки хотят вырастить), рациональное распределение заданий (кому сегодня стирать пеленки, а кому варить кашу), стиль руководства и многое другое. На самом деле воспитание — самая трудная работа из всех, выпавших на долю человека. Неудивительно, что находят тысячи способов ее облегчения. Результатом всегда является бракованная продукция, в которой что-то недоделал, за чем-то не приглядел, что-то недорассчитал, а в чем-то явно и грубо ошибся. Но в конечной продукции исправлять что-либо поздно. Поэтому когда пожилые родители жалуются на своих взрослых детей — внимания не оказывают, заботу о внуках на их плечи переложили или, напротив, не доверяют им их воспитывать, из квартиры выселяют, унижают словом и оскорбляют действием, — знайте: виноваты во всем только родители. Чем хуже воспитан ребенок, тем выше удельный вес стихийных методов воздействия (самотек) и негативных образцов поведения родителей. Плохие дети растут у ленивых воспитателей, у тех, кто не знаком с понятием «работа души». В плохом воспитании высок удельный вес авторитарных методов и низок — демократических. Здесь высок удельный вес внешнего контроля, но не самоконтроля. Плохо воспитанный ребенок иногда демонстрирует примеры приличествующего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребенок соблюдает нравственные нормы и когда за ним наблюдают, и когда он остается один. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения наперед заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются от ребенка добиться родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения. Ребенок должен хотеть стать воспитанным пусть хотя бы в этом конкретном поступке. Но для того чтобы возникла заинтересованность, человек должен осознанно захотеть, т.е. увидеть все преимущества и все недостатки себя воспитанного и себя невоспитанного — быструю служебную карьеру, легкость общения с представителями разных слоев, доступ в круг воспитанных людей и т.п. Может ли 5—9-летний ребенок — возраст, когда особенно интенсивно родители «накачивают» ребенка (видимо, считая, что потом будет поздно) культурными нормами, увидеть себя в будущем, т.е. почувствовать взрослым, рационально взвесить все плюсы и минусы да еще убедить себя в необходимости держаться плюсов? Обычно такого не происходит. Получается объективное противоречие воспитания: в тот возраст, когда только и можно активно формировать культурный фундамент личности, ребенок к этому психологически не готов. Причина кроется в том, что хотя правила должного поведения и просты, но они создавались взрослыми дядями для таких же взрослых людей. Детям они не понятны не потому что сложны, а потому что абстрактны, оторваны от их конкретной реальной жизни — жизни, где все позволено, где проступки принимаются как шалости, а не преступление, где наказывают понарошку, где взрослые больше прощают, чем наказывают, где тебя все любят. Социализация ребенка, познание и освоение им большого мира происходит только в одном направлении — от знакомого к незнакомому Социальные правила борьбы за выживание построены, конечно, не для такой жизни. Но ребенок другой не знает. Потому культурные и социальные правила поведения, придуманные обществом для налаживания бесконфликтного существования большой массы людей, как бы из другой вселенной. Овладеть ими так же сложно, как учить иностранный язык, никогда не общаясь и не живя с иностранцами. Реальное воспитание в семье идет в основном на уровне схватывания образцов поведения. Абстрактные разговоры родителей и «накачки» мало что дают. Родителей слушают, родители довольны и полагают, что сказанное тут же воплотится в жизнь. Логика проста: я ему все разъяснил, осталось это только сделать. Оказывается, что родители слегка недооценивают своих детей. Они норовят поймать вас на ваших слабостях. Велела чистить зубы два раза, а сама не чистит; велела не чавкать, а сама чавкает. К анализу процесса воспитания можно и нужно подходить так, как мы подходим к изучению трудового процесса. Только в этом случае мы поймем его структуру и содержание. К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: • родители; • родственники; • друзья; • знакомые; • значимые другие: • реальные (настоящие герои); • воображаемые (литературные герои); • учителя; • другие лица.
Воспитание — в значительной мере эгоистический процесс. Родители формируют ребенка «под себя», под свои представления о том, что такое культурный, воспитанный и совестливый человек. Но это вовсе не значит, что и ребенок также представляет, что такое культурный, воспитанный и совестливый человек. Разница в том, что родители полагают, будто они знают, что это такое, а дети — нет. Но откуда взялись у взрослых их «правильные» представления о должном поведении? Они — плод их социальной и культурной среды, сумма накопленных знаний, итог их жизненного опыта. Все это формировалось в одной исторической среде, а родители пытаются перенести их в другую историческую среду, когда многие нормы и правила уже устарели. Эгоизм воспитания заключается еще и в том, что навязывать свои представления и правила родители могут только потому, что они сильнее, старше, мудрее. Как только родители состарились, позицию более сильных, старших и мудрых занимают их повзрослевшие дети. Они начинают учить жизни своих «стариков». Хотя «старики» продолжают считать взрослых детей просто детьми и норовят воспитывать старыми, вошедшими в привычку, методами. Но они не годятся в изменившейся остановке. Возникает конфликтное противоречие: для родителей дети всегда остаются объектом воспитания, но повзрослевшие дети превращают «стариков» в свой объект воспитания. И снова формируется взаимонаправленный процесс воспитания: дети перевоспитывают устаревшие взгляды родителей, а те продолжают довоспитывать повзрослевших детей. В том и другом случае речь идет о сугубо эгоистическом явлении. Каждый переделывает другого под себя — под свои взгляды и идеалы. Часто не прислушиваясь к тому, а что на самом деле хочет для себя объект воспитания. Не прислушиваться к другому вообще присуще человеку. Ему трудно поставить себя на место другого. И с этим ничего не поделаешь. Такова соци- альная психология межличностного взаимодействия. Родителям кажутся пустяковыми проблемы детей, а тем — что они не придают их проблемам серьезного значения. Послать в магазин ребенка не допросишься, тот занят игрой, которую считает важной. Для взрослого это пустяки. Эгоистичны и отношения между ровесниками. Жена просит забрать ребенка из садика, а тот ссылается на нехватку времени. Он занят на работе. Жена полагает, что важнее ребенка нет ничего, а ссылка на нехватку времени — пустая отговорка. Ему просто лень. При этом она совершенно не знает, чем в течение рабочего дня занят муж. Ей представляется, что всегда можно найти время для семьи. В свою очередь на просьбу мужа забрать ребенка жена отвечает: у меня дел по хозяйству невпроворот, да еще на работе крутишься как белка. Мужу кажется, что для женщины важнее семьи нет ничего, и ребенок должен стоять на первом месте. Если бы тот и другой, пусть мысленно, побывали бы «в шкуре» другого, их суждения были менее категоричными и эгоистичными. Структура воспитания ребенка в семье Эгоизм в воспитании и межличностных отношениях — всегда проявление асимметрии и во взаимоотношениях, и в требовательности к себе. От себя человеку всегда нужно меньше, чем от других. Ему кажется, то, что он требует от другого, очень легко исполнить. Особенно ребенку. При этом родитель как бы ставит себя на его место и считает, что такую пустяковую просьбу легко исполнить. Но легко ему — взрослому, который себя, взрослого, ставит на место ребенка, и рассуждает за него, ребенка, но как взрослый. Он забыл, что в свое время, когда он сам был ребенком, аналогичное для него было непосильным. В свою очередь, на просьбу ребенка, например, поиграть с ним в солдатиков или сводить его в зоопарк, он отвечает отказом. Взрослый считает, что у него есть дела поважнее. Но так кажется только ему, взрослому. Ребенку самой важной кажется его просьба. Коэффициент полезного действия воспитания, равный 30%, — невысокая величина. Она будет еще меньше, если учесть, что большинство просьб взрослых ребенок выполняет только для того, чтобы от него отстали. Это способ бегства от назойливых поучений. Ему он научился от взрослых, которые механически садятся играть в солдатиков, когда им хочется посмотреть детектив, или просто отнекиваются, ссылаясь на занятость или нездоровье. Они избегают забот воспитания. Когда они состарятся, забота по их содержанию превратится для взрослых детей в пустую формальность, которой они станут всячески сторониться. Дисциплина воспитания основывается в большей мере на запретах. Тот факт, что мы ходим, говорим, пишем и т. д. определенным способом, вытекает не только из того, что данные формы поведения оказались развиты под влиянием научения, но также и из того, что другие возможные формы одновременно оказались подавлены. Обучаясь ходить, ребенок осуществляет много ненужных движений, которые постепенно устраняются. Рисунок ребенка дошкольного возраста обычно богаче как тематически, так и формально по сравнению с рисунком школьника, который уже закрепощен определенными формами графической экспрессии. Еще богаче шизофренические рисунки, в которых происходит разрядка подавленных форм поведения. Обучение гитлеровских «сверхчелове-ков» основывалось на подавлении у них человеческих чувств и на развитии чувств агрессивных и садистских1. В школе эсэсовцев многие молодые агенты содрогались вначале при виде истязания животных и людей. Однако постепенно, по мере обучения, внутреннее сопротивление исчезало, а жестокость трактовалась как черта исключительно мужественная, и в конце концов действия, вызывавшие когда-то отвращение, выполнялись почти автоматически, с минимальным сопротивлением или вообще без сопротивления. В рассказах бывших узников концлагерей чудовищная жестокость эсэсовцев в относительно малой доле случаев была обусловлена их садизмом, но чаще — желанием показать, что они являются «хорошими» немцами, для которых Mitleid ist Schmache2, или страхом перед исключением из правящей группы, когда проявление слабости могло равняться смертному приговору. Жестокость лагерных капо, которая нередко превышала безжалостность и беспощадность эсэсовцев, вытекала из желания сравнять- ' Кемпински А. Психопатология власти // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. Самара, 1999. С. 263. 2 Сопереживание — это слабость (нем.). ся с «властителями», с которыми они идентифицировались. Неофиты, как известно, обычно бывают усерднее старых приверженцев. Эсэсовец, сняв мундир, мог снова стать «порядочным» немцем, особенно если его не мучило чувство вины, так как то, что он делал в лагере, вытекало не из его воли, но из воли фюрера. В лагере любой жест, гримаса лица, отдельный произнесенный слог лагерных властителей могли означать для узника смертный приговор или жестокие мучения. Сам их вид, следовательно, вызывал страх столь сильный, что их фигуры вырастали до размеров апокалиптических бестий. Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классах было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спелену-тыми, а с теплым — носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают. Когда этнографы и социологи сравнивают национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений, взаимоотношению между старшими и младшими, системе ценностных предпочтений, то выделяют самые разные исторические и региональные типы воспитания. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Ему подчинялась система семейного обучения и воспитания, которые отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Они строились на равноправной основе, вот почему обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел». Видимо, поэтому слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом. Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую «кодекс поведения» (март). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею край- ней важности воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»1. Каждый глава семьи жил в своем доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. Художники и скульпторы изображают египетскую семью весьма привлекательно. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Детишки жмутся к родителям. В настенных росписях в гробницах муж и жена по-прежнему изображаются рядом, объединенные вечностью, как и при жизни. В Египте почитают родителей: на склоне лет старики живут в семье, окруженные заботой. Древние египтяне были очень чистоплотными и использовали множество косметических средств. Были особые мази, избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очищающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по праздникам, и не потому что его было мало, а потому что негде было его хранить. Они очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Правилом хорошего тона было умывание по нескольку раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родственники собирались вокруг хозяина дома. Семья не собиралась за утренним завтраком. Главе семьи подавали еду сразу после умывания. Он получал хлеб, пиво, кусок мяса, вырезку и пирог («шенес»). Его жена завтракала, пока ее причесывали, или сразу по окончании туалета4. В отличие от древних египтян и греков, считавших идеалом благородного героя, древние римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и публичные зрелища. В Японии учитель часто обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста- 3 Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru). 4 Подробнее см.: Мошпе П. Египет Рамсесов. М., 1989. вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем дет стве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает. Для китайской и японской культур характерно понятие «подобающего места», требующее от каждого человека точного знания собственных прав и обязанностей и неукоснительного следования им. В Японии и Китае люди редко имеют возможность уединиться, скрыться от ока общественности. Отсюда вытекает одна из целей воспитания — научить людей щадить чувства друг друга, быть терпимыми, сглаживать возможные конфликты. Гибкость — одна из главных добродетелей. Система образования в Стране восходящего солнца выстроена достаточно жестким образом. Японские детишки проходят жесточайший отбор, позволяющий выявить среди них самых умных, талантливых и трудоспособных. Время, когда выпускники школ сдают экзамены в высшие учебные заведения, в Японии называют «экзаменационным адом». Ведь от поступления в то или иное учебное заведение зависит будущее место работы. Система «пожизненного найма» обеспечивает японцев работой до самой пенсии, но что это будет за работа и как сложится карьера, часто зависит от того, какое учебное заведение окончил выпускник. Иностранцы отмечают любовь японцев к форме, стремление «быть как все». Япония — одна из немногих стран, в которых школьная форма не только сохраняется, но и фасон ее не меняется уже более ста лет. Она впервые была введена в Токийском императорском университете в 1885 г. Сразу стало престижным демонстрировать свою принадлежность к студенчеству, и форма быстро прижилась не только в других университетах, но и во многих школах. В наши дни она обязательна в средних школах. У мальчиков это черные брюки и черный, реже темно-синий, глухой китель со стоячим воротником. Форма девочек заимствована из Европы и копирует морской стиль: блузка с флотским воротником и темно-синяя юбка-клеш. Обязательный атрибут школьной формы — ранцы, над дизайном которых трудятся лучшие модельеры страны. Как и форма, они были заим- ствованы из Европы в середине XIX в. За образец взяли немецкие солдатские ранцы, емкие, удобные и почти не стесняющие движения. В Японии в отличие от нас нет неполных семей и семей алкоголиков. Здесь, как и в Китае, процветает культ семьи. Культ государства тоже есть, но семья считается важнее. Концепция государства такова: все государство — семья, император — отец нации, там все — семья. Поэтому в Японии семейное воспитание гармонично вписывается в школьное. В основе педагогических традиций Древнего Китая лежат принципы семейного канона, который формировался и оттачивался на протяжении многих веков. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок5. Основополагающий принцип традиционной культуры Китая — конфуцианская культура наньнюй юбе (мужчины и женщины должны соблюдать разные правила поведения), а также наньнюй шоу буцинь (общение между мужчиной и женщиной не должно быть близким). Такие нормы поведения породили обычай разъединения полов. В семье мальчики и девочки воспитывались на разных половинах дома. В традиционном Китае запрещалось добрачное общение молодежи, хотя у всех или большинства европейских народов оно разрешалось. С этой целью у последних практиковались посиделки, совместные развлечения, игрища, ухаживания, молодежные союзы. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека — это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. С уважением к традиции всегда связано почтение к тем, кто эту традицию передает, — старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Добродетели сыновней почтительности Конфуций придавал первостепенное значение, считая ее основой всех остальных добродетелей, и прежде всего человечности. Эта добродетель стала пользоваться совершенно исключительным социальным престижем. На втором месте среди семейных добродетелей он называет уважение и любовь к старшим братьям (ди). Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. С первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов 5 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М, 1982. и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями6. Главное правило жизни, основу воспитания в конфуцианстве составляет точное следование церемониям и обрядам (ли), которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, т.е. человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |