КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательный интервенционизм
Б7 Нравственность проявляется в отношениях между родителями и ребенком, реже — между учителем и учениками. Школа, не стремящаяся привить детям уважение к важнейшим духовным ценностям, фактически занимается их отрицанием. Если за время учебы ребенок ни разу не слышал ни слова о честности, скромности, милосердии, почтительном отношении к старшим, он вырастет в убеждении, что эти понятия, как и многие другие идеалы его родителей, не более чем никому не нужный хлам. Если школа, открывающая детям окно во взрослый мир, умалчивает о существовании таких основополагающих понятий, то ребенок быстрее забудет уроки нравственности, полученные дома, и окажется во власти подростковой культуры с ее склонностью к постоянным развлечениям на вечеринках и жестокостям, царящим в подростковых группировках, легче подпадет под разлагающее влияние бездуховности, проповедуемой с кино- и телеэкранов и на дискотеках. В обществе существует многообразие социальных отношений. Это самодостаточная и полная система Школа многое делает для того, чтобы воспитать из нас достойных граждан. Но она стремится воспитать прежде всего интеллектуальный компонент в человеке. В последнее время школе пришлось признать еще и эмоциональный элемент. В школу пришли консультанты-психологи, созданы специальные программы, ориентированные на эмоциональное развитие учащихся. Но, оказывается, есть еще один элемент — духовный, самый главный. Но как его привить молодому человеку? Как привить его существу, которое только готовится вступить во взрослую жизнь и его опыт невелик? Американский психолог Л. Кольберг, автор теории нравственного совершенствования, высказывал следующие мысли: Обучать добродетели — значит ставить вопросы и указывать возможные пути решения, а не давать готовые ответы. Учить нравственности — значит вести че- ловека к высотам совершенства, но отнюдь не вкладывать в человека готовые знания, которыми он ранее не обладал"1. Новая концепция воспитания нравственности, используемая последнее время в передовых школах мира, основана на идеях Лоренса Кольберга. Суть ее в следующем. В ней выделены три уровня побуждений. На первом поведение определено физическими последствиями и попыткой избежать наказания. Если некто думает, что может попасться, он вряд ли будет воровать. Человек совершит поступок, если после него он почувствует некоторое удовлетворение или получит то, к чему стремился. Здесь важен внешний контроль. На втором уровне поведение человека определяется групповыми нормами. Поведение считается приемлемым, если оно укрепляет социальный порядок. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из членов группы. Правильное поведение — это выполнение своего долга, требующегося для поддержания общественного порядка как такового ради него самого. На третьем уровне поведение определяется принципами, значимыми и применимыми независимо от авторитета группы людей, находящихся у власти. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам, а не общественным нормам19. Задача учителя состоит не в проповеди прописных истин, а в стимулировании духовного развития подростка, формировании в свободных дискуссиях самостоятельных суждений, мыслей о жизненно важных проблемах. Учитель должен уметь оценить степень зрелости моральных суждений учащегося независимо от того, соответствуют они его собственным (или принятым в обществе) или нет. Важнее то, соответствуют ли они переходу ученика на более высокие ступени внутреннего развития. Усилия педагога следует направлять на то, чтобы помочь подростку правильно разобраться в том, где добро и где зло, основываясь на последовательном, объективном, беспристрастном подходе. Доктор философии, проректор университета Сиэтл Пасифик Джеффри Фаутс20 считает, что в основе нравственного воспитания учеников в школе, по его мнению, лежат следующие принципы: 1. Конечная цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы развить у каждого подростка сдерживающие факторы. Они должны иметь форму абсолютных нравственных принципов, взятых из божественного источника. 2. Христианство учит, что вне Бога мы не можем стать подлинно нравственными. Школа может помочь учащимся в их поиске смысла жизни, что, в свою очередь, повысит уровень нравственности во всем обществе. Цит. по: Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М, 1992. С. 108. Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 79. См.: Перспективы гуманитарною образования в средней школе. М., 1992. 3. Программа нравственного воспитания должна различать общественные ценности и абсолютные нравственные принципы. Для функционирования общества необходимо то и другое. 4. Нравственное воспитание должно быть комплексным, ему не может обучать только один преподаватель, оно не может быть отдельным предметом. 5. Различие взглядов на нравственное воспитание выявляет сложность проблемы. Прямое обучение, образец для подражания, определение ценностных ориентации, теория нравственного развития — все это и есть нравственное воспитание. Однако по отдельности ни одна из составляющих не в состоянии дать всеобъемлющего понимания нравственности. 6. Нравственное поведение может быть лишь результатом решения, принятого самим человеком. Академик Д.С. Лихачев писал: «Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы... Без нравственности невозможно развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)»21. Воспитание по самой своей сути явление интервенционистское. Слово «интервенция» (от позднелат. interventio — вмешательство), возможно, все разъясняет. Оно обозначает насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), экономической, дипломатической. В социологии интервенция может означать вмешательство одного индивида в действие, мысли, взгляды, поступки, ценности и образ жизни с целью изменить их, но так, как считает правильным это сделать тот, кто вмешивается. Родители воспитывают детей, не спрашивая их желания. Они считают правильным привить своему чаду тот образ мыслей, те знания и нравственные принципы, которые позволят в будущем, когда тот вырастет, не только стать полноправным членом общества, но продвинуться по службе, занять высокое положение и, что еще важнее, не забывать родителей и всячески помогать им. С точки зрения родителей, более важной задачи социализации не существует. Но они предпочитают не полагаться на стихийный ход событий, влияние улицы и ровесников, посторонних людей, от которых неизвестно что можно ожидать, а стремятся взять все под свой контроль и целенаправленно формировать молодую личность. В таком случае родительское воспитание — лишь одна из составных частей более общего и широкого процесса социализации, в котором участвует огромное количество людей и институтов, в том числе самое мощное учреждение — СМИ. 21 Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. С. 155. И в школе ребенок сталкивается с интервенционизмом. Между родителями и администрацией заключается гласный или негласный контракт по поводу того, что они, родители, передают право обучать своего ребенка новейшим достижениям науки квалифицированным педагогам, за что они, педагоги, несут персональную и коллективную (в лице администрации школы) ответственность. Сотрудничество двух партнеров особенно ярко проявляется во время классных собраний, куда учитель приглашает родителей для решения важных вопросов. И вновь никто не спрашивает желания ребенка. Считается, что по уровню социального развития он еще не осознает пользы обучения и не способен принять правильное решение. Так оно и есть с точки зрения будущей судьбы ребенка. Но в тот момент устремления и желания маленького гражданина направлены вовсе не на учебу. Он всячески сопротивляется навязываемым ему правилам, нормам, режиму, образу жизни. Жить под чужую диктовку он еще не привык. Он привыкнет к этому гораздо позже — тогда, когда желающих сделать это, быть может, уже не сыщется. Воспитательный интервенционизм продолжается и на других этапах социализации, в частности в армии и на производстве. В советской России всеобщая воинская повинность преподносилась как ритуальное действо, связанное со священной обязанностью мужчины — защищать свою родину. Начальная военная подготовка, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР, нормы ГТО — все подчеркивало неизбежность армейской службы для мальчика, подготавливало его к нему. Связанная с определенными ритуалами и окруженная опоэтизированными образами — проводы в армию, принятие присяги, невеста, пишущая письмо и ждущая солдата, массовые гулянья в день разного рода войск, песни и стихотворения, фильмы и спектакли, специальные праздники и ритуалы внутри армейского коллектива, униформа, «дедовщина», — все это подчеркивало инициационный характер армейской службы. В армию уходили подростками, возвращались мужчинами. Сама обязательность службы в армии, ее фатальная неотвратимость, ее неумолимое присутствие в жизни каждого мужчины накладывали отпечаток на социализацию человека. Армейский распорядок, правила казармы, жесткая регламентация жизни, солдатский юмор и «дембельские» альбомы — все это проецировало на армейский коллектив иерархию самого общества, создавало для юноши те модели, которым он должен был следовать, учило его пользоваться знаками и кодами, которыми он потом должен будет оперировать в гражданской жизни22. В армейской атмосфере проявление излишних эмоций карается как уставом, так и мнением коллектива. Проявление чувствительности в казарме исключается под страхом быть признанным не прошедшим инициации, не сдавшим экзамен на маскулинность. «Школа мужества» карает тихонь и зубрил, только агрессивное поведение, настоящее, мужское, ценится в ней. В процессе армейской службы юноши должны, пройдя ряд метаморфоз, освоить предписываемые им обществом мужские роли23. Синельников А. Поощрение и наказание. Мужчина и патриархатная власть// Преображение (Русский феминистский журнал). 1995. № 3. С. 5-15. Там же.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |