КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Родители и дети: основы социализации
Связка отношений «родители — дети», как известно, встречается не только у людей, но и у животных. У большинства видов живых существ, исключая, быть может, самых примитивных, родители заботятся о подрастающем поколении: вынашивают плод, кормят и поят своих чад, спасают от хищников и укрывают от холода, приучают охотиться и добывать пищу. Одним словом, обучают всему тому, что пригодится во взрослой жизни. Правда, процесс обучения и воспитания людей гораздо сложнее и продолжительнее, нежели животных. У первых он затягивается на долгие годы, а у вторых протекает в течение нескольких месяцев. Живые организмы, включая человека, составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. У зебры детеныш уже через 10 мин должен хорошо держаться на ногах, а через 1 ч — хорошо бегать. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше животное по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем его молодые сородичи животных. Он не способен заботиться о себе и остается беспомощным несколько лет. Стало быть, определен и решающий биоло- гический барьер социализации — это необычайная уязвимость новорожденного. Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у человека. Прежде подготовка к этому была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе (рис. 13, а). Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь (рис. 13,6). Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Мы не только должны обучаться, но благодаря развитому мозгу мы можем обучаться. Специалистам известны несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей". Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Исследования показали, что даже в первые дни жизни дети, получающие материнскую грудь, более активны как в эмоциональном, так и в двигательном плане. Уже в первые 2—3 недели жизни они устанавливают интимный контакт с матерью при кормлении. Важным компонентом ранней социати-зации является и звуковая сигнализация взаимного приспособления: несколько типов звуков со стороны ребенка — сигналы голода, сытости, удобства или неудобства положения и т.д., со стороны матери слова и интонации успокоения, поддержки, обещания помощи. Уже в колыбели человек становится центром притяжения родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Родители охотно играют с ребенком, они улыбаются ему, и, возможно, он учится улыбаться им в ответ. Много месяцев позже он обучается различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |