Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спеленутая социализация




Детей

Исторические типы социализации

Врезка

И. С. Кон

В эпоху Возрождения и в средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление про­исходило не по часам, а когда им захочется. Силь­но ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил пол­ностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя — ноги. Тугое пеле­нание объяснялось заботой о безопасности мла­денца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиениче-


ской культуры детей поздно начали приучать к туалету.

В XVII в. воспитание детей сравнивали с дресси­ровкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учи­тель не мыслился без розг. Эмблема учителя грамматики в Шартрском Соборе изображала учителя, грозящего двум детям бичом. В XVI—XVII вв. битье стало еще более массовым и жестоким. В английских университетах публич­ной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить мертвые языки и формальные премудрости грамматики как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те време­на не знали.

Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.

ных заведений, связанные одинаковыми галстуками, являются как бы чле­нами одной команды, одного и того же элитного круга: они будут помогать друг другу в дальнейшей жизни, в карьере, одним словом, держаться друг друга и себе подобных. Именно поэтому так важно вступить в круг облада­телей старых школьных галстуков — окончить как можно более респекта­бельную частную школу8.

Английское воспитание пропитано принципом соревнования и борьбы; каждого ребенка побуждают учиться быстрее, опередить своих товарищей,

превзойти их любым возможным спо­собом. Жизнь, считают англичане, — это игра, как теннис или футбол. И каждый участник ее должен призна­вать и соблюдать определенные прави­ла. Как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей их строго наказывать. Однако в рамках этих правил человек должен чувствовать себя так же раскованно, как игрок в пределах площад­ки. Таковы нормы подобающего поведения, составляющие основу англий­ского образ жизни.

Французская модель воспитания поощряет прежде всего логику, точность мышления, первое место отдает математике, словом, нацелена на воспита­ние критического склада ума. Идеалом признается контролируемая спон­танность. Ребенок, посещающий французскую школу, очень рано приуча­ется не доверять тому, что слышит, видит, читает; приучается распознавать чужие мотивы, учитывать различные точки зрения, и это позволяет ему осознать относительность того, что его окружает. Однако другой стороной медали является сомнение в существовании каких-либо абсолютных цен­ностей, в том числе нравственных. Если французская модель воспитания учит добиваться личного счастья, то польская модель (и, несомненно, мо­дели других славянских стран) основана скорее на понятиях долга и стра­дания9.

В конце XVII — начале XVIII в. нравы постепен­но смягчаются. Благодаря просветительской де­ятельности великих гуманистов Эразма Роттер­дамского и Яна Коменского телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его пра­ве на самостоятельный выбор жизненного пути. Формируется новый канон речевой пристойно­сти, запрещающий свободное выражение сексу­альных чувств. Наряду с ним вырабатывается и новый телесный канон, превозносящий здоровье и физическую крепость, осуждающий обжорство и переедание. Правила хорошего тона запреща­ют держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т.д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплинирование языка, тела и поведения.


Если в XV-XVI вв., согласно педагогическим нор­мам, ребенок не должен был различать мужчин и женщин иначе как по одежде и волосам, а спать ему полагалось в длинной рубашке, то в XVII в. родители уже спокойно обсуждали при детях вопросы пола. Правда, в XVIII в. вновь вводятся строгие запреты на наготу и телесные проявле­ния. Ученые полагают, что отсутствие в средние века регламентации многих сторон детской жиз­ни объясняется низким социальным статусом ребенка. Ближе к Новому времени статус детст­ва повышается, соответственно усиливаются со­циальный контроль и уровень предъявляемых к нему требований.

Адаптировано по источнику: Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 142-146

8 Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.

9 Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М., 1995. С. 150.

Итак, люди живут в разных культурах, и они накладывают отпечаток на методы воспитания. В Швеции, например, закон запрещает родителям бить детей, в то время как в США это считается допустимым. Воспитательные ценности семей, проживающих в городской и сельской местности, могут сильно различаться.

Туго пеленать детей было принято еще в глубокой древности. Правда, сказать, что это участь всех без исключения культур, нельзя, поскольку да­леко не обо всех сохранились точные археологические данные. По всей ви­димости, самой «спеленутой» надо считать древнеегипетскую цивилизацию, где широко практиковалось мумифицирование. Недавно ученые обнаружи­ли даже мумию кошки. Между пеленанием и мумифицированием, которо­му подвергался человек на пороге бессмертия, когда его клали в могилу,

принципиальной разницы нет. Хотя сведе­ний о пеленании в эпоху палеолита архео­логами пока не обнаружено.

Пеленали, по некоторым сведениям, и в античную эпоху. И со временем такой спо­соб ухода за ребенком вошел в традицию. Нарушили ее в Новое время англичане. В начале XVII в. Англия опережала Европу по части заботы о детях, но особенно это касалось английского среднего класса. Когда английская знать, следуя и традиции, и моде, отправляла детей к кормилицам, матери из среднего класса, особенно пури­тане, лишенные такой возможности, взяли на себя смелость, вопреки традиции, но по воле моды, лично присматривать за детьми, занимаясь их воспитанием и вскармлива­нием. Так и появилось новое отношение к детям.

Новый метод ухода за детьми — отказ от пеленания ребенка — впервые появился в Англии в XVII в. Раньше пеленание оправ­дывали весьма надуманной фразой о том, что «человек рождается в кандалах», авторство которой историки приписы­вают Плинию (24-79 н.э.) — римскому писателю и ученому-энциклопеди­сту10. Туго пеленать советовали и английские врачи, утверждая, что именно в таком виде дети находились в утробе матери. Французы говорили о неспе-ленутых английских младенцах, что это «весьма плачевное зрелище», и воз­мущались «вседозволенностью матерей... в Англии»".

Pliny. Natural History. Cambridge, 1942. MiegeG. The Present Slate of Great Britain. L., 1907. P. 222.

Сегодня пеленание стало неким маркером, по которому антропологи и культурологи подразделяют общества на определенные типажи и стремятся из него вывести коренные черты психологии народа. Британский антропо­лог Дж. Горер12 предпринял попытку вывести особенности личности русско­го, в частности его отношение к власти, восприятие налагаемых ограничений, способы самоконтроля и выражения агрессии, из обычая тугого пеленания в младенчестве. Этот подход получил известность как концепция «пеленочного детерминизма». Ее развили и популяризировали М. Мид и Э. Эриксон.

Э. Эриксон13 обнаружил в различных культурах разные традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоциональ­но, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пелена­ет его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний спо­соб ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им

объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских се­ мьях, имеет основной способ связи с миром — через взгляд. В этих тради­циях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хо­чет видеть своего члена. Так, в одном индейском племени, замечает Э. Эрик­сон, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по го­лове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника. Эти примеры ярко иллюст­рируют мысль Э. Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: био­логический процесс иерархической организации органических систем, со­ставляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивиду­альный опыт посредством эгосинтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос). Эриксон особен­но подчеркивает, что для целостного понимания любого события челове­ческой жизни необходимы все эти три подхода14.

Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» имен­но в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации де­тей с другими элементами русской культуры. В русской культуре он выде­ляет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму, — чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формиро­вание личности русского человека, по его мнению, оказал влияние ритм кре-

12 См.: GorerG. Himalayan Village. An account of the Lepchas of Sikkim. L., 1938; Idem. Death, grief and mourning. Doubleday. NY., 1965; Idem. The Danger of Equality and Other Essays. L., 1966; Idem. The devil's disciple; the revolutionary theories of the Marquis de Sade. Paris, 1933; Russian Culture: The Study of Contemporary Western Cultures. Vol. 3 / By J. Rickman, M. Mead, G. Gorer. N.Y., 2001; GorerG. The American People A Study in National Character. NY, 1948.

n Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Он же. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

14 Подробнее см.: Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учеб. М., 1996.

стьянской жизни в холодном климате — смена относительной бездеятель­ности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобож­дение... после весенней оттепели»13.

Дж. Горер считал, что русским свойственна традиция туго пеленать мла­денцев с ранних месяцев их жизни. Это, по его мнению, приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в противном случае они легко могли бы себя поранить. На короткое время их освобождают от пеленок, моют и активно с ними играют. Дж. Горер связал альтернативу между дли­тельным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной ак­тивности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами русского национального характера и внешней политики России. Многие русские, по его мнению, испытывают сильные душевные порывы

и короткие всплески социальной ак­тивности в промежутках между долги­ми периодами депрессии16. Эта же тенденция, по его мнению, характери­ зует и политическую жизнь общества: длительные периоды покорности сильным внешним авторитетам перемежаются яркими периодами интен­сивной революционной деятельности. Туго пеленая младенца, русские как бы информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти. Если родители чрезмерно опекают ребенка от всяких невзгод и одновре­менно постоянно доказывают ему словом и делом, что он полное ничтоже­ство, то к периоду взрослой жизни у него обязательно появится множество фобий, часть которых успела кристаллизоваться в устойчивые комплексы неполноценности. Взрослый человек, от которого окружающие ожидают проявления активности, умения справляться с любой работой, защищать близких, фактически ничего не может. Причина заключается в том, что ро­дители, неправильно выстроив стратегию социализации, не давали ребен­ку пробовать делать так, чтобы получалось, и делать все, что могло бы по­лучиться. Страх перед тем, что у ребенка что-то не получится, что с ним мо­жет случиться серьезная неприятность, если он возьмется за это дело, привел к особому типу социализации, который можно назвать спеленутым. Изве­стно, что младенца туго пеленают для того, чтобы он не сделал неосторож­ных движений и рос как надо. Такую стратегию выхаживания ребенка поз­же сменила концепция полной свободы, которую необходимо предо­ставлять человеку в любом возрасте. При спеленутом типе социализации родители ограничивают не столько физическую, сколько социальную по­движность своего чада. Из него вырастает человек психически и социально незрелый. Часто они пополняют ряды фобических больных.

Конкретный пример пояснит методику воспитания, характеризующую спеленую социализацию. В трамвае молодая мамаша с 10-летним мальчи­ком обратила на себя внимание тем, что пока она ехала, то раз пятнадцать ругала его за то, что он не так стоит, не так держится за поручень, не туда смотрит; в завершение всего, когда соседка протянула мальчику прокомпо-

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. С. 543.

См.: Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. С. 104.

стировать свой билет, мама отняла билет и сама пробила его. Тем самым она успешно доказала сыну, что он не способен даже на самый простой посту­пок. Можно заключить, что так она поступает ежедневно на протяжении многих лет и в любой жизненной ситуации.

Фобические больные в отличие от «нормальных» людей патологически не уверены в себе. Врачи их называют «лягушками», и это специальный тер­мин, который ввел Эрик Берн. Все люди чувствуют себя в разной степени приближения к тому или иному полюсу, но фобические больные устойчи­во ощущают себя «лягушками».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.