КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спеленутая социализация
Детей Исторические типы социализации Врезка И. С. Кон В эпоху Возрождения и в средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление происходило не по часам, а когда им захочется. Сильно ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил полностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя — ноги. Тугое пеленание объяснялось заботой о безопасности младенца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиениче- ской культуры детей поздно начали приучать к туалету. В XVII в. воспитание детей сравнивали с дрессировкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учитель не мыслился без розг. Эмблема учителя грамматики в Шартрском Соборе изображала учителя, грозящего двум детям бичом. В XVI—XVII вв. битье стало еще более массовым и жестоким. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить мертвые языки и формальные премудрости грамматики как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те времена не знали. Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29. ных заведений, связанные одинаковыми галстуками, являются как бы членами одной команды, одного и того же элитного круга: они будут помогать друг другу в дальнейшей жизни, в карьере, одним словом, держаться друг друга и себе подобных. Именно поэтому так важно вступить в круг обладателей старых школьных галстуков — окончить как можно более респектабельную частную школу8. Английское воспитание пропитано принципом соревнования и борьбы; каждого ребенка побуждают учиться быстрее, опередить своих товарищей, превзойти их любым возможным способом. Жизнь, считают англичане, — это игра, как теннис или футбол. И каждый участник ее должен признавать и соблюдать определенные правила. Как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей их строго наказывать. Однако в рамках этих правил человек должен чувствовать себя так же раскованно, как игрок в пределах площадки. Таковы нормы подобающего поведения, составляющие основу английского образ жизни. Французская модель воспитания поощряет прежде всего логику, точность мышления, первое место отдает математике, словом, нацелена на воспитание критического склада ума. Идеалом признается контролируемая спонтанность. Ребенок, посещающий французскую школу, очень рано приучается не доверять тому, что слышит, видит, читает; приучается распознавать чужие мотивы, учитывать различные точки зрения, и это позволяет ему осознать относительность того, что его окружает. Однако другой стороной медали является сомнение в существовании каких-либо абсолютных ценностей, в том числе нравственных. Если французская модель воспитания учит добиваться личного счастья, то польская модель (и, несомненно, модели других славянских стран) основана скорее на понятиях долга и страдания9. В конце XVII — начале XVIII в. нравы постепенно смягчаются. Благодаря просветительской деятельности великих гуманистов Эразма Роттердамского и Яна Коменского телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Формируется новый канон речевой пристойности, запрещающий свободное выражение сексуальных чувств. Наряду с ним вырабатывается и новый телесный канон, превозносящий здоровье и физическую крепость, осуждающий обжорство и переедание. Правила хорошего тона запрещают держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т.д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплинирование языка, тела и поведения. Если в XV-XVI вв., согласно педагогическим нормам, ребенок не должен был различать мужчин и женщин иначе как по одежде и волосам, а спать ему полагалось в длинной рубашке, то в XVII в. родители уже спокойно обсуждали при детях вопросы пола. Правда, в XVIII в. вновь вводятся строгие запреты на наготу и телесные проявления. Ученые полагают, что отсутствие в средние века регламентации многих сторон детской жизни объясняется низким социальным статусом ребенка. Ближе к Новому времени статус детства повышается, соответственно усиливаются социальный контроль и уровень предъявляемых к нему требований. Адаптировано по источнику: Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 142-146 8 Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29. 9 Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М., 1995. С. 150. Итак, люди живут в разных культурах, и они накладывают отпечаток на методы воспитания. В Швеции, например, закон запрещает родителям бить детей, в то время как в США это считается допустимым. Воспитательные ценности семей, проживающих в городской и сельской местности, могут сильно различаться. Туго пеленать детей было принято еще в глубокой древности. Правда, сказать, что это участь всех без исключения культур, нельзя, поскольку далеко не обо всех сохранились точные археологические данные. По всей видимости, самой «спеленутой» надо считать древнеегипетскую цивилизацию, где широко практиковалось мумифицирование. Недавно ученые обнаружили даже мумию кошки. Между пеленанием и мумифицированием, которому подвергался человек на пороге бессмертия, когда его клали в могилу, принципиальной разницы нет. Хотя сведений о пеленании в эпоху палеолита археологами пока не обнаружено. Пеленали, по некоторым сведениям, и в античную эпоху. И со временем такой способ ухода за ребенком вошел в традицию. Нарушили ее в Новое время англичане. В начале XVII в. Англия опережала Европу по части заботы о детях, но особенно это касалось английского среднего класса. Когда английская знать, следуя и традиции, и моде, отправляла детей к кормилицам, матери из среднего класса, особенно пуритане, лишенные такой возможности, взяли на себя смелость, вопреки традиции, но по воле моды, лично присматривать за детьми, занимаясь их воспитанием и вскармливанием. Так и появилось новое отношение к детям. Новый метод ухода за детьми — отказ от пеленания ребенка — впервые появился в Англии в XVII в. Раньше пеленание оправдывали весьма надуманной фразой о том, что «человек рождается в кандалах», авторство которой историки приписывают Плинию (24-79 н.э.) — римскому писателю и ученому-энциклопедисту10. Туго пеленать советовали и английские врачи, утверждая, что именно в таком виде дети находились в утробе матери. Французы говорили о неспе-ленутых английских младенцах, что это «весьма плачевное зрелище», и возмущались «вседозволенностью матерей... в Англии»". |° Pliny. Natural History. Cambridge, 1942. MiegeG. The Present Slate of Great Britain. L., 1907. P. 222. Сегодня пеленание стало неким маркером, по которому антропологи и культурологи подразделяют общества на определенные типажи и стремятся из него вывести коренные черты психологии народа. Британский антрополог Дж. Горер12 предпринял попытку вывести особенности личности русского, в частности его отношение к власти, восприятие налагаемых ограничений, способы самоконтроля и выражения агрессии, из обычая тугого пеленания в младенчестве. Этот подход получил известность как концепция «пеленочного детерминизма». Ее развили и популяризировали М. Мид и Э. Эриксон. Э. Эриксон13 обнаружил в различных культурах разные традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских се мьях, имеет основной способ связи с миром — через взгляд. В этих традициях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть своего члена. Так, в одном индейском племени, замечает Э. Эриксон, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника. Эти примеры ярко иллюстрируют мысль Э. Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга: биологический процесс иерархической организации органических систем, составляющих тело (сома); психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством эгосинтеза (психика); общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей (этос). Эриксон особенно подчеркивает, что для целостного понимания любого события человеческой жизни необходимы все эти три подхода14. Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» именно в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации детей с другими элементами русской культуры. В русской культуре он выделяет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму, — чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формирование личности русского человека, по его мнению, оказал влияние ритм кре- 12 См.: GorerG. Himalayan Village. An account of the Lepchas of Sikkim. L., 1938; Idem. Death, grief and mourning. Doubleday. NY., 1965; Idem. The Danger of Equality and Other Essays. L., 1966; Idem. The devil's disciple; the revolutionary theories of the Marquis de Sade. Paris, 1933; Russian Culture: The Study of Contemporary Western Cultures. Vol. 3 / By J. Rickman, M. Mead, G. Gorer. N.Y., 2001; GorerG. The American People A Study in National Character. NY, 1948. n Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Он же. Идентичность: юность, кризис. М., 1996. 14 Подробнее см.: Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учеб. М., 1996. стьянской жизни в холодном климате — смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение... после весенней оттепели»13. Дж. Горер считал, что русским свойственна традиция туго пеленать младенцев с ранних месяцев их жизни. Это, по его мнению, приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в противном случае они легко могли бы себя поранить. На короткое время их освобождают от пеленок, моют и активно с ними играют. Дж. Горер связал альтернативу между длительным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной активности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами русского национального характера и внешней политики России. Многие русские, по его мнению, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках между долгими периодами депрессии16. Эта же тенденция, по его мнению, характери зует и политическую жизнь общества: длительные периоды покорности сильным внешним авторитетам перемежаются яркими периодами интенсивной революционной деятельности. Туго пеленая младенца, русские как бы информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти. Если родители чрезмерно опекают ребенка от всяких невзгод и одновременно постоянно доказывают ему словом и делом, что он полное ничтожество, то к периоду взрослой жизни у него обязательно появится множество фобий, часть которых успела кристаллизоваться в устойчивые комплексы неполноценности. Взрослый человек, от которого окружающие ожидают проявления активности, умения справляться с любой работой, защищать близких, фактически ничего не может. Причина заключается в том, что родители, неправильно выстроив стратегию социализации, не давали ребенку пробовать делать так, чтобы получалось, и делать все, что могло бы получиться. Страх перед тем, что у ребенка что-то не получится, что с ним может случиться серьезная неприятность, если он возьмется за это дело, привел к особому типу социализации, который можно назвать спеленутым. Известно, что младенца туго пеленают для того, чтобы он не сделал неосторожных движений и рос как надо. Такую стратегию выхаживания ребенка позже сменила концепция полной свободы, которую необходимо предоставлять человеку в любом возрасте. При спеленутом типе социализации родители ограничивают не столько физическую, сколько социальную подвижность своего чада. Из него вырастает человек психически и социально незрелый. Часто они пополняют ряды фобических больных. Конкретный пример пояснит методику воспитания, характеризующую спеленую социализацию. В трамвае молодая мамаша с 10-летним мальчиком обратила на себя внимание тем, что пока она ехала, то раз пятнадцать ругала его за то, что он не так стоит, не так держится за поручень, не туда смотрит; в завершение всего, когда соседка протянула мальчику прокомпо- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. С. 543. См.: Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. С. 104. стировать свой билет, мама отняла билет и сама пробила его. Тем самым она успешно доказала сыну, что он не способен даже на самый простой поступок. Можно заключить, что так она поступает ежедневно на протяжении многих лет и в любой жизненной ситуации. Фобические больные в отличие от «нормальных» людей патологически не уверены в себе. Врачи их называют «лягушками», и это специальный термин, который ввел Эрик Берн. Все люди чувствуют себя в разной степени приближения к тому или иному полюсу, но фобические больные устойчиво ощущают себя «лягушками».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |