КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственное воспитание
Становление личности невозможно себе представить без воспитания нравственности. Для разных людей термин «нравственное воспитание» означает не одно и то же. Для китайцев это поучительный разговор о патриотизме и послушании, а для американцев он означает скорее понимание или изменение мышления людей в конкретных ситуациях, во время принятия решения. Проблемы нравственности занимали ведущее место в произведениях русских писателей XIX столетия, которое называют «золотым веком литературы». Сатирический гений Гоголя был сосредоточен на создании нравственно уродливых персонажей. Он стремился понять чванство и зло, процветавшие в тогдашней России, и преодолеть их. «Тот, кто хочет служить России искренне и честно, — писал он в своих «Дневниках», — должен нести в себе огромную любовь, поглощающую все другие чувства. Он должен также любить весь мир, стать искренне верующим христианином в полном смысле слова». В личном письме Гоголь утверждал, что сам по себе разум не дает человеку побудительной силы двигаться вперед. Существует высшая сила, именуемая мудростью, которую придает только Христос. Герои Достоевского, будь то Алеша из «Братьев Карамазовых» или князь Мышкин («Идиот»), раскрывают самые сокровенные мысли автора о познании и вере. Лев Толстой хорошо известен как своей глубокой религиозностью, так и педагогической работой в школе для крестьянских детей, которую он основал в Ясной Поляне. Он придавал важное значение созерцательной жизни и молитве Господу. В -религии он видел путь морального совершенствования и обновления личности. «Священное бытие есть любовь, и вследствие этого все должно измеряться и правиться любовью» (Письмо П. И. Бирюкову). Всю свою жизнь Толстой демонстрировал проявления такой любви: в своих поступках, в поведении, в работе, которую он вел на благо других людей. Этот дух сквозит и в русской школе живописи XIX в., известной как школа «передвижников». Блистательные полотна Ильи Репина, Михаила Нестерова и других являют собой яркое выражение утонченной духовной красоты человека, его задумчиво-созерцательной природы и спокойствия. Слово «нравственный» предполагает от человека знание принципов добра и зла, правильное или неправильное поведение, стремление жить и принимать решения в соответствии с таким знанием. Ключевым моментом здесь является принятие решения по собственной воле, т.е. добровольно и осмысленно. Мы определяем воспитание как систему обучения или подготовки с целью достижения определенной цели. Таким образом, нравственное воспитание может означать метод обучения и подготовки молодых людей, способный привести к нравственному образу жизни. В основе его лежат определенные нормы, совокупность которых мы обычно именуем моралью. Нравственное развитие личности начинается уже в самом раннем детстве и повлиять на этот процесс в подростковом возрасте совсем не так просто, как думают некоторые. В последние 4 года учебы в школе моральные ценности старшеклассников меняются незначительно. У студентов появляется больше самостоятельности и независимости от родителей, особенно у тех, кто живет вне дома. Они более подвержены влиянию преподавателей и сверстников. В результате усвоенные ранее ценности могут подвергаться серьезной корректировке. Все же следует отметить, что этот этап развития личности в большей степени определяется предыдущим развитием, чем последними годами учебы в колледже. В табл. 1 показаны уровни моральной воспитанности личности17. Таблица 1 Уровни моральной воспитанности личности
Модифицировано по источнику: Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 240.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |