Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родители, которых мы не выбираем




Идеальных родителей не бывает. Каждые хороши и плохи по-своему. Но если некоторые из нас еще как-то могут сносить их постоянное присутствие в одном доме, добиваются полного и безоговорочного подчинения и послу­шания, то те, кому не повезло, лишь льют горькие слезы и закатывают исте­рики, начинающиеся словами: «Мои родители — это кошмар!» А все может быть и не так уж плохо, если понять психологический тип ваших предков.

Некоторые исследователи, в частности Е. Семенова, выделяют несколько типов родителей20. Первый назван «наседки». При таких родителях дом

20 Аргументы и факты. 1995. №51.

подобен большому курятнику. Папы, а еще больше мамы, выказывают бес­предельную заботу о своих чадах. Это они ежедневно звонят с работы, про­веряя, благополучно ли был разогрет суп «сынулей» или «дочей». Они бес­покоятся о каждой мелочи, но, что самое противное, привносят в вашу жизнь суету и дерганость. И требуют от своих детишек откровенности во всех мелочах. Не стесняет их и присутствие товарищей: ohii не один раз позори­ли своих сыновей и дочерей прилюдными вопросами о том, надели ли они теплые трусы, а также звонками на вечеринки, где в полной безопасности веселятся их дети.

Как бороться с домашней тиранией «наседок»? Сделать что-то самому, например, договориться о репетиторских занятиях, записаться на прием к зубному врачу, сходить в магазин и накупить продуктов без напоминаний и просьб, навестить родственника в больнице.

В отличие от них второй тип родителей, которых за неимением более подходящего слова можно назвать «суровыми», придерживаются противо­положных принципов воспитания. «Ты все должен делать сам, если хо­чешь, чтобы я обращался с тобой, как со взрослым», — говорят они своим чадам. Стараясь заранее подготовить их к взрослой жизни, они впадают в крайность, перегружая их напосиль-ными заданиями. Нередко они зас­тавляют подрабатывать детей на впол­не взрослой, а иногда и незаконной работе. Даже каникулы превращают­ся в трудовую каторгу. Родители не играют с ними в прятки, не читают вме­сте книжки, не расскажут на ночь сказку. Результат — ребенок чувствует себя начисто лишенным родительской любви.

Третий тип — «мечтатели». Видят в своем ребенке непременно юного Ньютона или Моцарта. Личную жизнь они посвящают взращиванию в ре­бенке будущего гения, а жизнь ребенка подчиняют достижению взбредшей им в голову идее. Они пытаются пресечь любое другое увлечение детей, а также не дают им «терять время», не отпуская гулять даже по выходным. Поговорите с родителями, что для них главное — чтобы их дети были счаст­ливы или чтобы они были талантливы.

Четвертый тип — «ностальгирующие». Эти родители живут прошлым: вспоминают о том времени, когда их ребенок был маленьким и гораздо бо­лее ласковым. Но вот он подрос и стал несносным эгоистом. Ласки от него не допросишься. И они постоянно напоминают детям об этом, ворчат и про­являют вечное недовольство. А может быть, виноваты взрослые? Или воз­растные изменения в психике ребенка, которые неизбежно делают его иным? То время, когда ребенок безотчетно восхищался мамой и папой, когда они являлись для него непререкаемым авторитетом, давно минули. Теперь он внимательнее присматривается к вам как личности, подмечая те недо­статки, которые раньше не видел и о которых вы сами не думали.

По мере взросления дистанция между родителями и детьми удлиняется. Таков закон жизни. В младенчестве родители забавлялись ребенком как живой игрушкой, радуясь каждому писку, уделяя ему все время, окружая бес-

конечной любовью. Вы и сейчас его любите, но иначе. И ребенок по-преж­нему любит только вас, но иначе. У него появились свои интересы, увлече­ния, заботы и друзья. Они отвлекают его от вас. Иногда встают между вами. Но всегда требуют времени. Да и ваши профессиональные обязанности по­жирают уйму времени и сил. Их уже не хватает для того, чтобы каждую минуту восхищаться очередной шалостью малыша. Отношения становятся более естественными. Они как бы взрослеют.

Пятый тип — «модные». Эти родители имеют решительно все: и высо­кооплачиваемую работу, и вкус к жизни, и модную одежду, машину, квар­тиру. Они хотят, чтобы их дети были такими же модными и соответство­вали своим предкам. Поэтому они редко рассказывают детям истории о тя­желом детстве. Да и вообще мало говорят с ними, поскольку либо не бывают дома, либо бывают, но заняты творческим процессом и собой. Дети у них настолько самостоятельны, что порой задумываешься: а не способ ли это освободиться от них, достаточно ли времени они уделяют детям и насколько между ними откровенные отношения. Каждый живет в своем мире.

Поверьте, нет идеальных родителей — есть только люди, которые хоро­шо изучили особенности поведения детей и стали мудрее. Быть родителя­ми — значит все время учиться ими быть. Быть родителями — это профес­сия, которую постигают шаг за шагом. Она требует опыта.

Начинающие родители должны поставить перед собой три цели:

• узнать своего ребенка;

• помочь ему чувствовать себя хорошо;

• получать удовольствие от своей роли родителей.

Наилучший стиль взаимоотношений с детьми — стиль сближения. Он предполагает создание неразрывных связей между родителями и детьми. Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя по­ведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание определенную сис­тему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка при­вычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосоз­нание и коммуникативные качества.

Раньше специалисты считали, что дети играют пассивную роль в обще­нии с родителями. Сегодня выяснилось: ребенок активно формирует ответ­ное поведение родителей. Помните, ребенок вовсе не пассивный ваш парт­нер — он активно формирует ваше отношение к себе, помогает вам прини­мать мудрые решения по мере того, как вы учитесь распознавать подаваемые им сигналы.

В одном эксперименте наблюдались две группы родителей и их детей. В первой группе постоянно поддерживалась тесная связь родителей с деть­ми — результат вдумчивого, внимательного отношения к их нуждам. Во второй группе были дети, которых воспитывали в строгости: соблюдали ре­жим, меньше внимания обращали на сигналы, подаваемые детьми, реакция на них не была интуитивной, естественной. Эксперимент проводили в те-

чение года. Как вы думаете, в какой группе к концу срока наблюдения дети оказались более самостоятельными? В первой, где их контакт с родителя­ми был более близким.

Семейная социализация, о которой пойдет речь дальше, не обязательно ограничивается парным взаимодействием ребенка с родителями. Если в се­мье оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок не обяза­тельно выработает те же навыки. Хотя у него перед глазами живой пример, семья может и не нуждаться в проявлении хозяйственных умений ребенка. Напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. В силу вступает принцип компенсации.

Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может воспитать в себе гипертро­фированную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, напро­тив, часто вырастает зависимым. Вот почему конечный набор человеческих качеств ребенка не сводится ни к свойствам его родителей (воспринимае­мых им либо по сходству, либо по контрасту), ни к сумме применяемых методов воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.