КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ровесники
Ни один социальный институт пока не может взять на себя те функции, которые выполняют подростковые группы. Они помогают усвоить навыки социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом. Ровесники передают специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах. Жизнь внутри группы подростков характеризуется как «стадная». Компании подростков собираются на улице для совместного времяпрепровождения и болтовни; отправляются покататься на автомобиле, ходят в кино, на танцы или рок-концерты. Могут организовать поездку за город, чтобы покататься на лыжах или поваляться на пляже. Чтобы играть заметную роль в подростковой среде, нужно влиться в «общество» и следовать его предписаниям. По мнению А.П. Файна, интенсивное группирование, столь характерное для этого «трудного возраста», играет важную роль в становлении личности подростка, адаптации к окружающей действительности, иными словами, служит необходимым условием его социализации2. Считается, что взрослых людей лучше всего сближают между собой великие дела или мелкие грехи. Взрослых и детей — только общение и совместные игры. Кажущаяся жесткость иерархии, конкретность ролевых функций и авторитетность лидеров на том или ином этапе функционирования группы создают иллюзию ее формальности. Но меняющиеся условия существования сводят на нет всю систему поведенческих предписаний, какой бы страшной юношеской клятвой она ни была закреплена (хотя степень вариативности групповой структуры конечна и определяется характеризующими модальность группы традициями, если таковые успели сложиться). Речь, таким образом, идет о собственно неформальных объединениях, обладающих в высшей степени адаптивной структурой и быстро реагирующих на любые изменения параметров социальной среды внутренней перестановкой сил.
Таким образом, тусовки и группировки — характерная метка «трудного возраста» — играют важную роль в становлении подростка. Они помогают приспособиться к окружающей действительности, подготовиться к взрослой жизни. Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и Павлова Л. Нужен ли садик: Семья или общество (www.nanya.ru). Человек. 1990. № 4. С. 46-56. общине, что и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единственный возраст, когда настоящая дружба не связана с сексуальными претензиями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот. Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им сво
Согласно данным исследования СП. Иваненкова3, 21% респондентов на первое место в ряду социализаторов поставили сверстников. Они могут дать совет и поддержать своего товарища. Для многих молодых людей сверстник — второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому они обращаются в трудную минуту. Отвечая на вопрос «На кого Вам хочется быть похожим больше всего?» молодые люди ответили следующим образом в порядке убывания: 23,1 — ни на кого; 13,6 — на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый); 13,1 — на мать; 11,5 — на героя книги, фильма; 11,3 — на отца; 9,4 — не знаю; 8,1 — на брата, сестру; 5,5 — на взрослого знакомого; 2,9 — на своего приятеля, сверстника; 2,4 — на деда, бабушку; 0,5 — на своего учителя. Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Юность — это такой переходный период, когда изменяется групповая принадлежность индивида: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. 3 Иваненков СП. Актуальные проблемы социализации молодежи (www.ispp.ru). Ровесники, являясь наряду с родителями главными агентами первичной социализации, выступают с иных ценностных позиций, чем они, а потому оказывают на подростка влияние, вектор которого направлен совсем в другую сторону. Если семья закрыта для внешнего общения и ребенок не приглашает друзей домой, влияние двух агентов социализации может быть прямо противоположным. И наоборот, если родители приглашают в дом друзей своего ребенка, часто общаются с ними, происходит сближение ценностных векторов. В наиболее благоприятном случае они складываются, оказывая на подростка удвоенное положительное воздействие. Если векторы разнонаправлены, т.е. идеалы и ценностные ориентации улицы и дома существенно расходятся, то у объекта социализации, т.е. подростка, может возникнуть ситуация ценностной неопределенности: он не будет знать, чью сторону ему принять и на чьи идеалы ориентироваться. Если ценности дворовых ровесников преобладают над установками домашних агентов социализации, то возрастает риск отторжения подростка от семьи и увлечения делинквентным поведением. Риск девиантного поведения со стороны подростка увеличивается также в ситуации интерференции ценностей (накладывания и взаимопогашения ценностных ориентации)4.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |