КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алло, позовите друга
Я. Зубцова Врезка Дружить — это сложно, особенно с годами, особенно в Москве. Лучше всего это получается в песочнице. Там все люди маленькие и все заняты одним и тем же делом — растут. Ты тоже мальчик, ты тоже девочка, ты тоже любишь мульти-ки, лужи, папу, маму, леденцы «Чупа-чупс» и сосульки?.. Этого вполне достаточно, давай любить все это вместе, пока нас не разведут по домам спать и есть суп со скользкой куриной шкуркой, которую не любишь ни ты, ни я!.. Но дальше все будет не так просто, и поэтому давай-ка, старик, разберемся сразу: ты любишь «На-На» или «Алису»? «Спартак» или «Динамо»? Рэп или вальс? Пиво или водку? Блондинок или брюнеток? «Харлей Дэвидсон» или «Мерседес-Бенц»?.. О'кей, старик, мы с тобой успеем потусоваться вместе, и сорвать голосовые связки на стадионе, где сегодня будет «Спартак», а завтра — Кинчев, и выпить водку, и станцевать вальс, и прокатить всех московских блондинок на «Харлее Дэвидсоне», пока две из них не разведут нас по домам растить потомство и есть суп со скользкой куриной шкуркой, которую по-прежнему не любишь ни ты, ни я! И с этих пор ты будешь любить свою жену, своих детей, свою работу, свой дом и свой автомобиль. А я — свою жену, своих детей, свою работу, свой дом и свой автомобиль. Вполне вероятно, мы с тобой полюбим даже скользкие куриные шкурки — только на том основании, что это будут наши куриные шкурки. И слиться в порыве еди- ной любви нам будет гораздо сложнее, а без нее какая, к черту, дружба и (так кажется сначала) какая, к черту, жизнь?.. Но мы живем, у нас становится все больше коллег и приятелей, с которыми не обязательно что-то 9 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 344-345. ется до 5 и меньше. До 30 лет мы занимаемся тем, что находим друзей. А потом до 80 их теряем. Чем больше найдем — тем больше сможем потерять. Так уж устроена жизнь. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек)10. Старинную дружбу люди начинают ценить только в зрелом возрасте и ближе к старости. По отношению к друзьям детства и юности у стариков, испытывающих во все возрастающей степени одиночество, появляется ностальгия и горькое чувство утраты. В европейской традиции предполагается, что, отвыкая от дома, юноша должен найти себе друга, в такой же степени стремящегося определить свое лицо, стать личностью, получая удовольствие от взаимного доверия и самоанализа. Стать личностью, не имея крепких и надежных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуждаешь самые интимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы заговорить с родителями. Друг помогает сформировать способности проявлять нежность, теплоту, идеализировать окружающих людей — черты, совершенно необходимые в отношениях между людьми и при построении собственной семьи. Благодаря другу в мальчике-подростке пробуждаются возросшие и нереализованные потребности в самоанализе, плодотворным изучением которых он мо- вместе любить, достаточно просто вместе работать и часто видеться, что, кстати, гораздо проще и требует существенно меньше душевных затрат. И остается все меньше друзей. Те же, которые еще остаются, съезжаются с тещами, разъезжаются с женами и оказываются в итоге на диаметрально противоположном конце Москвы, в каком-нибудь Южном Бутове или Северном Чертанове, а самый верный и самый единственный, конечно, переезжает в Митино, где телефоны проведут в начале будущего века, не раньше. Первые полгода разлуки ты обещаешь себе, что наследующей неделе... обязательно... даже если годовой отчет... Но потом, конечно, перестаешь. Сколько можно себя винить?! У тебя, в конце концов, жена, дети, годовой отчет; дружба вообще требует от человека самопожертвования, а тут, в Москве, это почти героизм. Ну разве поездка из центра в Митино в гости — это не подвиг? — так ты думаешь еще полгода. А все оставшиеся годы уже ни о чем таком не думаешь, просто грустишь иногда, когда есть время, и заводишь себе собаку якобы для охраны, а на самом деле потому, что она, хоть и не умеет разговаривать, вряд ли переедет в Митино. Иногда кажется: мы тут еще кое-как держимся, потому что у нас есть телефоны. Страшно представить, что было бы, если бы у нас их не было, и мы не могли бы при наступлении очередного жизненного кризиса, когда уже совсем труба, набрать номер и сказать: «Алло, ну привет!» И услышать: «Алло, ну привет!» Оптимисты считают, что мы стали бы писать друг другу письма. Пессимисты же пророчествуют, что мы просто бы тихо умерли от тоски. Последнее представляется более верным, хотя и более грустным....Нет, конечно, мы всегда готовы, если всерьез беда и нужно прийти на помощь. А вот если просто нужно прийти, без всякой беды и поговорить?.. Так тут, пожалуй, умеют только старики, если им повезет и они встретятся где-нибудь на одной скамейке одного бульвара. У них найдется время, чтобы разобраться: вы любили Лемешева или Козловского? Большой театр или Малый? Утесова или Бернеса? Арбат или Ордынку? Танго или вальс? Пиво или водку?.. Впрочем, какая разница?.. Вы тоже прожили эту жизнь... Аргументы и факты. 1996. № 43 10 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2.: Пер. с фр. М., 1992. С. 42-43. жет заниматься только с друзьями одного с ним возраста и пола. Хороший друг выступает своеобразным зеркалом нашего «Я», которое необходимо иметь для того, чтобы глядеться в него и правильно оценивать самого себя, стадии своего духовного роста, достигнутые успехи и совершенные промахи. Друг даст объективную оценку и поможет преодолеть затруднения. Он поступает так же, как поступил бы ты сам, будь ты не в единственном, а в двойном числе. С верным другом можно пойти, что называется, в разведку и он не подведет. Верность — это, пожалуй, главное, что требуется в детстве и юности от друга, что ценится и позже, но уже в меньшей степени, поскольку на первый план выходят иные качества и требования. Верить другу для становления личности крайне важно. Когда ребенка или подростка обманывают родители, обещая сделать что-то и не выполняя, обманывают посторонние люди, когда об обмане, непостоянстве, непрочности большого мира ему кричит буквально все, человеку очень хочется опереться на надежное плечо и не разувериться в жизни. Друг, таким образом, помогает вырабатывать в человеке очень важные черты личности. Известно, что дети, особенно мальчики в возрасте 12 и более лет, проводят время в приятельских компаниях, которые в большей степени, чем семья, завладевают их симпатиями, честолюбием и уважением. Подросток проводит долгие часы в телефонных разговорах со своим приятелем; посещает вместе с ним школу, кружок, спортивные соревнования. Он копирует его манеру одеваться и поведение. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, имеет ту же национальность, получил схожее воспитание; живет по соседству, учится в той же школе и классе, находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Приятели обычно хорошо ладят, если у них находится много общего. Гармонично развивающиеся дружеские отношения, так же как и удачный брак, основываются на способности удовлетворять запросы другого человека. Если товарищам удается удовлетворить взаимные потребности, узы их дружбы могут стать еще прочнее. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Когда подростки переходят из начальной школы в среднюю, их дружеские контакты расширяются. Подростки младшего возраста нуждаются во множестве товарищей; с возрастом они становятся более разборчивыми — им достаточно меньшего числа друзей, но они должны быть настоящими. Друг обладает еще одним неоценимым качеством, какого нет в семье. Родня — разновозрастная социальная общность. Отношения, основанные на различиях в возрасте, поле, авторитете и темпераменте, далеки от гармонии. Но в друзья идут, как правило, ровесники, часто одногодки. Именно друг является тем человеком, который не будет ни придираться, ни подавлять нашу личность. Люди выбирают себе друга, веря, что в нем, по сути, можно обрести симметричное зеркальное отображение собственной личности: человек того же пола и возраста, с такими же трудными родителями, от которых надо вовремя улизнуть, и теми же учителями, которых надо перехитрить или которым надо подражать, и с той же навязчивой и оправданной потребностью познать соблазнительное таинство пола, выбрать для себя карьеру и постичь философию жизни12. Такая дружба в юности часто становилась прототипом настоящей близости. Она избавляла юношей от одиночества и весьма плодотворно способствовала формированию личности молодых людей. Брак в отличие от дружбы удовлетворял потребности совершенно иного рода, далекие от стремления к интеллектуальному, духовному или философскому общению... Дружба между людьми одного пола с предполагаемой в ней симметрией и сходным складом ума индивидуальностей предоставляет огромную возможность познать самого себя, попробовать пофантазировать, поделиться своими сомнениями и мечтами. Каждый из друзей позволяет другому высказывать свои сокровенные мысли вслух13. Группа друзей составляет особый социально-психологический феномен, который получил название группы сверстников. Известно, что в своей семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Однако взрослея, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности. Эту функцию выполняет группа сверстников — общность индивидов одинакового возраста. " Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 348. Mud M. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., обш. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 107-108. 13 Там же.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |