Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Утрата любви




G

КОГДА ДРУЖБА ПЕРЕРАСТАЕТ В ЛЮБОВЬ

Ученые выявили, что дружба проходит две важные фазы. Первая фаза. Во время учебы в младших классах школы дети получают удовольствие от пребывания в обществе однополых сверстников. У мальчи-

ков товарищем может быть только мальчик, а у девочек — только девочка. Дружба с детьми того же пола — очень важная фаза развития, и любой нор­мальный ребенок проходит через нее. Подружившись со сверстником того же пола, ребенок расширяет представление о своем «Я» и самоутверждается.

Вторая фаза наступает в позднем подростковом периоде, когда человек удовлетворяет свои потребности в общении и дружбе с лицами обоих по­лов. В этот период мальчики и девушки прошли стадию половой зрелости и привлекательность представителя другого пола основана на сексуальных чувствах.

Обе фазы можно разбить на несколько промежуточных стадий и тогда мы получим следующую, более точную, картину (табл. 6).

Таблица 6 Возраст и фазы психосоциального развития

 

Возраст Фазы
Раннее детство Аутосоциальная: мальчики и девочки интересуются только собой
Примерно от 2 до 7 лет Поиск товарищей среди других детей, независимо от их пола
Примерно от 8 до 12 лет Гомосоциальная: ребенок предпочитает играть с детьми того же пола; наличие определенного антагонизма между полами
13—14 лет Девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу
15—16 лет Отдельные юноши и девушки образуют пары
17—18 лет Большая часть подростков ходит на свидания; некоторые, прежде всего девушки, вступают в брак

Источник: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 356.

Для некоторых подростков мучительным испытанием становится необ­ходимость завязать знакомство и наладить непринужденные отношения с человеком противоположного пола. Ниже приведены вопросы, которые обычно беспокоят подростка:

• Как начать разговор с девушкой?

• Что делать, если не хватает решимости пригласить девушку на свида­ние?

• Как обратить на себя внимание противоположного пола?

• Ждет ли в действительности девушка, чтобы юноша признался в том, что она ему нравится?

• Почему мы так смущаемся, когда встречаемся с незнакомыми маль­чиками?

• Стоит ли беспокоиться, если не удалось сразу же договориться о сви­дании?

• Как привлечь внимание мальчика и понравиться ему?

• Почему мальчики так не любят, когда их с кем-то знакомят?
Вместе с половой зрелостью приходит лучшее понимание другого пола.

Исчезают неприязненные чувства, которые были присущи детям. На сме­ну им приходят другие, юношеские, основанные на взаимной эмоциональ­ной притягательности. Девушка, которая раньше казалась жеманной, на­смешливой и неприятной девчонкой, расцветает прямо на глазах. С одной стороны, взрослеющий юноша очарован и заинтригован ее обаянием, с другой же, он трепещет внутри. Неудивительно, что он мучается вопросом: «Как начать с девушкой разговор?»


 

Мы очарованы друг другом

Первые попытки мальчика привлечь к себе внимание сводятся к тому, чтобы подразнить девочку с помощью каких-то физических действий: он может спрятать ее учебники, растрепать волосы, запустить в нее снежком.

Реакция девочки обычно вполне тра-диционна и предсказуема: закричать, побежать либо за мальчиком, либо от него, выказать свое огорчение. Маль­чик не знает, как ему следует говорить с девочкой, зато он хорошо знает, как можно побезобразничать, поэтому он и прибегает к известным, но теперь уже неподходящим приемам. Просто он не знает других.

Постепенно начальные контакты приобретают более сложный характер. Дразнить девочку теперь уже для мальчика неприемлемо. Начинает ценить­ся «крутость» — уверенность в себе, уравновешенность, хладнокровие, уме­ние поддержать разговор и проявить себя с лучшей стороны. Мальчишечьи и девчачьи компании разбиваются на пары, отношения в которых приоб­ретают характер нежной привязанности и влюбленности.

Родители часто обеспокоены слишком вольным поведением подростков. Романтические вздохи при луне молодежь заменяет откровенными ласка­ми. Юноши и девушки обнимаются и во время и после танцев. Их неудер­жимо манят темные закоулки садов и парков. Результаты одного из иссле­дований показали, что, по мнению самих подростков, девять из десяти де-

вушек и юношей — учащихся средней школы — имеют дружков и подружек, с которыми осваивают основы любви".

Исследование показало, что любвеобильные люди влюбляются в первый раз где-то в возрасте 14 лет. В жизни большинства людей состояние влюб­ленности играет чрезвычайно важную роль. Если любовь взаимна, то она доставляет высшее наслаждение.

Сильная любовь может таить в себе немало опасностей. Успех окрыляет, но неудача может привести человека в отчаяние. Невостребованная любовь может повлечь за собой чувство опустошенности и тревоги, стать причиной сильных душевных волнений. Утрата любви способна стать для подростка тяжелым испытанием.

На протяжении своей жизни человеку много раз приходится что-то или кого-то терять — утрачивать. Умирает близкий человек и это — утрата. Ут­ратой может стать прекращение романтических отношений.

Есть, разумеется, и мелкие утраты, которые вызывают у нас сожаление, горечь, обиду. Но они не приводят нас к стрессу или нервному припадку. Только крупные утраты могут привести в такое состояние, которое мы име­нуем горем или скорбью.

Утрата любви, особенно первой, — тяжелейшее из испытаний. Некото­рые режут себе вены, бросаются из окна или иным способом пытаются по­кончить жизнь самоубийством. Такая утрата может резко перевернуть или изменить нашу жизнь, изменить наши взгляды на жизнь и людей. Нередко она приводит к тому, что юноши разочаровываются в девушках вообще, и наоборот. Большинство людей способны испытывать не только сильную привязанность к кому-то, но и горе, потеряв эту привязанность.

Подростки очень болезненно переживают утрату любви: их «Я» еще фор­мируется, у них нет опыта и способностей справляться с неудачами.

Со временем они научатся легче переносить расставания. Они станут мудрыми взрослыми людьми, которые понимают, что на нем или на ней свет не сошелся клином, что появится новая увлеченность, что все пройдет. Но подростку кажется, что вместе с расставанием с любимым человеком он рас­стается с жизнью. У него все в первый раз и в самый серьезный.

Утрата любви для подростка — это прежде всего расставание с несбыв­шейся мечтой. Когда у подростков начинаются романтические отношения, они склонны фантазировать по поводу своего будущего. Они могут мечтать о свадьбе, рождении детей, совместной жизни в течение долгих лет.

Романтическая любовь — это не что иное, как возникновение привязан­ности между людьми. Узы любви сравнивают с теми связями, которые су­ществуют между детьми и их родителями. Нас делает чувствительными кпо-тере значимого для нас человека сама природа ощущения привязанности к кому-либо. Чтобы забыть о глубоких и сильных отношениях, требуется дли­тельное время и немало усилий.

19 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 44—45.

Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возник­новению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, предаваться размышлениям и фантази­ям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подрост­кам может казаться, что они больше уже никого не полюбят.

Утрата любви может стать для подростка сильным стрессогенным фак­тором. Потеря любви является одной из основных причин самоубийств среди подростков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.