Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто и как влияет на подростка




Закон самонаводящейся индукции

Врезка

Влияние ровесников может не только помогать, но и мешать успехам в учебе, в зависимости от того, какие ценности, взгляды и отношения гос­подствуют в данной группе. Если компания подобралась из одних отлични­ков, то возникает эффект самонаводящейся индукции (по законам физики): один начинает заводить другого и все вместе положительно влияют на общую атмосферу в группе. Между ними непременно возникает незримая конкурен­ция: кто из них «круче» в учебе, кто больше зна­ет, у кого лучше оценки.


Но тот же самый закон, только с противополож­ным результатом, действует в группе троечников или двоечников. Поскольку подростковые груп­пировки и компании подбираются по принципу сходства взглядов, интересов и уровней зрело­сти, то велика вероятность того, что хорошисты начнут «кучковаться» между собой, а троечни­ки возмут в напарники никак не отличника. И здесь возникает незримое соревнование за то, кто «круче»: сильнее физически, больше может выпить, легче «охмурить» девчонок, грубее ма­терится и т.д.

Социологи и психологи считают родителей наиболее важными взрослы­ми в жизни подростка.

В качестве лиц, оказывающих на подростка значительное влияние, упо­минаются также братья и сестры и родственники, такие как тети, дяди. Из лиц, не являющихся членами семьи, влиянием пользуются священники, учителя или соседи.

В Шотландии было проведено обследование 360 учеников средней шко­лы. На вопрос о том, кого они считают самыми важными в своей жизни людьми, 79% выбрали родителей, причем 56% назвали мать, а 23 % — отца. Сестер и братьев упомянули 13% подростков, а 8% предпочли других взрос­лых — в основном бабушек и дедушек. Студенты часто называют препода­вателей и друзей. Подростки из рабочих семей при подобных опросах реже упоминают матерей и отцов20.

С ослаблением влияния семьи все возрастающую роль начинают играть примеры киногероев, популярных музыкантов и друзей. Особенно сильно их влияние наречь, выбор прически и одежды, музыкальные вкусы и основ­ные социальные ценности.

Если одни люди оказывают на подростка прямое влияние, то другие — косвенное, но тем не менее весьма ощутимое. Например, события, проис­ходящие на работе родителей, влияют на родителей, а те в свою очередь влияют на развитие подростка. Начальство родителей определяет уровень зарплаты, график труда и отдыха и состав рабочего коллектива. Если ком­пания решит уволить служащего, это окажет влияние на всю его семью. Все эти факторы влияют на взаимоотношения родителей с подростком.

На подростка оказывают многостороннее влияние общественные орга­низации. Администрация школы составляет расписание, учебный график и нанимает учителей. Городские власти могут открыть или закрыть моло­дежный центр или плавательный бассейн.

Большинство психологов указывают на то, какое огромное значение име­ют на наше поведение реакция других людей, особенно знакомых или род­ных. Одни поступки они одобряют и нам становится приятно. Иногда это воодушевляет нас и заставляет гордиться собой. Я не съел последнюю кон­фету, а отдал брату, хотя самому так хотелось положить ее в рот. Другие по­ступки осуждаются окружающими, и нам становится неловко, стыдно за себя.

В некоторых поступках мы явно виноваты. Их осуждение справедливо воспринимается нами как упрек в наш адрес. Какой я жадина, неумеха или лентяй. Мне за себя стыдно.

Но есть поступки хотя и неприятные нам, но совершенные неосознан­но. Я иду по улице и вдруг со всего размаха падаю на землю. Мне неловко или стыдно. Хотя в том месте жуткий гололед и до меня на льду побывало немало людей.

Выходит, что и сознательные и неосознанные поступки, совершенные нами, мы одинаково записываем на свой счет. Хотя где-то в глубине души понима-

20 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 74.

ем, что этого не следует делать. Ну мало ли что, человек шел и упал. С каждым может случиться. Однако нет, мы краснеем, будто намеренно оступились.

Почему мы краснеем за свою неловкость, ведь она извинительна? Мо­жет быть, потому что другие могут посмеяться или осудить нас? Мы чутко откликаемся на реакции окружающих, даже если они не высказаны вслух. Никто открыто не рассмеялся, когда я грохнулся оземь, никто и слова не сказал. Но мне все равно неприятно, будто я все увидел или услышал.

Значит, мы можем реагировать даже на то, чего не видим и не слышим, но только воображаем. Вот в чем разгадка. Наше воображение дорисовы­вает неприятную картину. Они могут высмеять меня, думаем мы про себя.

А с какой такой стати мы нехорошо думаем о людях, если не видим и не слышим их реакции? Скорее всего потому, что мысленно ставим себя на их место и считаем, что я в такой ситуации посмеялся бы или что-нибудь «ввер­нул» уж точно. Не упустил бы случая. Особенно если этот мальчишка мне несимпатичен. Выходит дело, в других мы видим себя. За свою неловкость мы стесняемся самих себя, а не других. Я бы поступил так на их месте. Но как на самом деле поступят прохожие, заметившие падающего человека, я не знаю. Я засмущался еще до того, как узнал их реакцию. Заранее. Смуще­ние и чувство неловкости сидит во мне. А прохожие равнодушно прошли мимо и никто не рассмеялся. Может быть, они оказались лучше меня? Меня, мысленно поставленного на их место?

Запутанный этот мир взаимных человеческих реакций. И хотелось бы получше в нем разобраться.

Вот еще один парадокс (первый был описан выше). Нам не нравится, когда другие ехидничают над моей неловкостью. Если одноклассник, под­ставив мне бегущему подножку, что называется, ржет во все горло, то я го­тов его убить, кажется, в эту минуту. Ну а как я сам веду себя, совершив ана­логичный проступок с другим? Я от души радуюсь, хотя понимаю, что ра­доваться-то по большому счету нечему.

Следовательно, других мы склонны осуждать за то, что прощаем себе. Надо мной издеваются — это плохо. Но когда я издеваюсь над другим — это хорошо.

Итак, мы остановились на том, что каждый из нас строит линию пове­дения в зависимости от реакции окружающих людей. Такую зависимость на­зовем прямой. А существует еще косвенная. В чем она заключается?

Это положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые человеком. Вероятность агрессивного поведения индивида возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за по­добное поведение. Здоровый верзила-старшеклассник дал мне затрещину, а его «друганы» от души посмеялись. Они одобрили его поступок. Я внима­тельно учусь у старших. Не важно, кто они.

Но вот к «друганам» подошел завуч и строго предупредил, что еще одно такое хамство и виновник получит «неуд» за поведение. Предупреждение подействовало. Дылде стало неловко, а я понял, что за подобное действие, если я его совершу с другим человеком, у меня могут возникнуть крупные неприятности. Лучше избегать подобных ситуаций. Я учусь на примере дру­гих людей. Окружающие выказали реакцию не на мой проступок, а на по­ведение совсем другого человека. Но я получил урок. Лучше учиться на ошибках других, чем громоздить собственные такие же.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.