Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарищи и современники




Альфред Шюц (1899—1959), немецко-американский социолог, предполо­жил, что с точки зрения любого из нас, взятого за начало, всех других лю­дей можно расположить вокруг удаляющимися кругами, отстоящими на оп­ределенное расстояние — социальную дистанцию (рис. 22). Чем дальше раз­мещается круг, тем больше дистанция. Те, кто расположен ко мне ближе всех, — это мои товарищи (сообщники) — люди, с которыми я действитель­но нахожусь в тесном взаимодействии, что называется, лицом к лицу. Вто­рой круг — мои современники — люди, живущие в то же время, что и я, и с кем я могу устанавливать потенциальные взаимоотношения.

С товарищами и современниками у меня складываются разные отноше­ния. Это и понятно. О вторых я знаю понаслышке, т.е. весьма абстрактно, а о первых — из своего личного опыта. К моим современникам относятся все, кто живет на этой планете в одно со мной время, в одну эпоху. К ним относят люди самых разных возрас­тов, рас, национальностей, вероисповеданий, профессий и т.д. Старые и мо­лодые, негры и белые, шахтеры и преподаватели, русские и американцы — все они и многие другие относятся мною в разряд современников.

А кого я зачисляю в круг своих товарищей? Прежде всего это мои школь­ные и дворовые друзья, университетские товарищи, коллеги по работе, со­седи. Иными словами, небольшой круг людей, кого я лично знаю и с кем часто, активно и содержательно общаюсь.

Чем дальше отстоит от меня круг, тем более обобщенным и размытым ста­новится мое представление о людях. Из книг, радио- и телепередач я имею более или менее полное представление о том, кто такие шведы или китай­цы. Как они выглядят, как одеваются, где живут, каков их образ жизни. О бушменах из Калахари, живущих на юге Африки, я видел пару раз теле­передачу и в целом представляю, как они выглядят и чем питаются. Я мно­го наслышан и о других народах. Однако из 3—5 тыс. народов и племен, осо­бенно обитающих в забытых джунглях Амазонки или на островах Новой Гви­неи, я мало о ком знаю. Мой запас знаний ограничен.

Он еще меньше у тех, кто не читает книг, не смотрит телевизор и не слу­шает радио. В дореволюционной России типичный крестьянин редко ког­да выезжал за околицу своей деревни, полагая, что мир на этом кончается. То же самое можно сказать о сегодняшних примитивных племенах или изо­лированных от общества малых народах. Они знают соседей, но не имеют ни малейшего представления, как широк, разнообразен и многочислен круг их современников. Можно сказать, что к современникам у меня лишь мыс­ленное отношение.

Иное дело друзья и товарищи, с которыми меня связывают вполне ре­альные отношения. С одними установились личные и доверительные связи,

Рис. 22. Социальные круги А. Шюца

с другими — чисто деловые, формальные. С одними я готов провести весь отпуск, а общение с другими я выдерживаю не более двух-трех минут.

Два типа близости — духовная и физическая поделены между товари­щами и современниками неодинаково. С товарищами у меня и духовная и физическая близость. А с современниками только духовная, поскольку живут они очень далеко. Так что первые мне ближе, роднее, интереснее. Да как может быть иначе?! Что я знаю о живущих за тысячи километров або­ригенах Австралии? Почти ничего. Но с моими товарищами у меня общие интересы, общий круг знакомых, часто общие беды и радости. У нас тесные эмоциональные, духовные, деловые и прочие связи. Я о них знаю почти все или достаточно много.

В городской толпе мы на какое-то время оказываемся физически близ­кими к огромному количеству людей, с которыми, однако, не чувствуем почти никакой духовной связи. Оказывается, в плотном пространстве го­рода физическая близость существует одновременно с духовной отдаленно­стью. Скажу больше: чем активнее контакты с духовно чуждыми тебе людь­ми, тем больше нервной энергии затрачивается. Продавцы, кассиры, бух­галтеры и представители других профессий, вынужденные за день пропускать через себя толпы незнакомых людей, подтвердят эту мысль. Вечером они, особенно новички в такой профессии, приходят просто-таки опустошенными.

Получается интересная закономерность. Чем более узким становится круг людей, тем более глубокие и полные у меня о них сведения. И наобо­рот, чем шире круг людей, тем более размытыми и поверхностными стано­вятся мои знания о них.

Духовная или нравственная близость заключается в нашей способности (и готовности) испытывать чувство товарищества: воспринимать других лю­дей как самого себя — со всеми их недостатками, ошибками, чудачествами и, конечно, достоинствами. Основной принцип товарищества — обязатель­ство помогать ему, даже в ущерб себе, всегда, когда эта помощь требуется.

Чувство товарищества обычно требует способности и готовности поста­вить себя на место другого человека, посмотреть на вещи его глазами. Сюда добавим способность к сочувствию — умению радоваться удачам других и печалиться их бедами. Сочувствие и сопереживание — вернейший признак духовной близости между людьми.

Кроме моих современников существуют также мои предки и мои потом­ки. Они отличаются от современников тем, что мое общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остать­ся таким, возможно, навсегда. Предки могут передать мне послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но я не могу на них отве­тить.

С потомками, считает известный британский социолог Зигмунд Бау­ман15, все обстоит иначе. Вместе с мо­ими современниками я оставляю им не только послание, а по существу все культурное наследие, созданное мо­ими предшественниками, но сохраненное и преумноженное моими совре­менниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, на­учные теории, легенды, компьютерные программы и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.