КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методики исследования
В своей консультационной практике для получения информации о ценностных ориентациях родителей неблагополучных семей А.Н. Елизаров использовал модифицированный вариант методики предельных смыслов — предельных ценностей25. Чаще всего первая жалоба родителей сводилась к тому, что ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым вопросом ученого к родителю являлся: зачем, с точки зрения родителя, ребенку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование)? После каждого ответа следуют новые вопросы. И так до того, пока родитель будет не в состоянии более ничего сказать. Результатом являются длинные цепочки ответов (графы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (рис. 23 и 24). Результаты опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с родителем. Проанализировав десятки ответов, А.Н. Елизаров пришел к выводу об отсутствии у родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психологу по поводу частых конфликтов со своим ребенком и его вовлеченности в девиантное поведение, устойчивой системы духовных ценностей (стрем- Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 93-98. Рис. 23. Определение ценностных ориентиров для девочек ление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого). Однако утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей «семейных». Наоборот, семья для таких респондентов становится даже важнее, но именно как источник удовлетворения собственных эгоистических желаний. Процентные распределения дополнялись конкретными случаями (кейс стади). Вот некоторые из них. На телефон доверия обратилась женщина, которая одна воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуальные интересы дочери, готовность «пойти с кем угодно». Считает себя единственным тормозом на пути дочери к проституции. Дочь окончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В прошлом дочь имела большие успехи в музыке,
Рис. 24. Определение ценностных ориентиров для мальчиков выступала на конкурсах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь — одаренный человек. Сейчас дочь не хочет участвовать в музыкальных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у матери и часто надолго уходит из дому. Мать не знает, как ей поступить. Со слов матери, дочь хочет только хорошо кушать, заниматься сексом и спать. На вопрос, о чем мама сама мечтала в возрасте дочери, она ответила, что мечтала «любить и быть любимой». Но у мамы личная жизнь не складывалась, о чем она сейчас очень сожалеет. В свое время мама получила высшее экономическое образование, но к трудовой деятельности всегда относилась равнодушно. Практически все время, пока воспитывала дочь, нигде не работала: проживала вещи отца. Эмоциональную насыщенность жизни обеспечивали флирт с мужчинами (без секса), конфликты с парализованной матерью, «воспитание» дочери. Семейной жизнью с мужчинами жить не хотела, так как не хотела вести хозяйство — причина многих разрывов. Дома — постоянный беспорядок. Из разговора с дочерью удалось выяснить, что дома жить очень трудно, так как мать постоянно стремится контролировать, и реакции матери при этом совершенно непредсказуемы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |