Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики исследования




В своей консультационной практике для получения информации о цен­ностных ориентациях родителей неблагополучных семей А.Н. Елизаров ис­пользовал модифицированный вариант методики предельных смыслов — предельных ценностей25. Чаще всего первая жалоба родителей сводилась к тому, что ребенок не хочет ни учиться, ни работать. Поэтому первым воп­росом ученого к родителю являлся: зачем, с точки зрения родителя, ребен­ку нужно учиться или работать (или выполнять какое-либо другое близкое по смыслу его требование)? После каждого ответа следуют новые вопросы. И так до того, пока родитель будет не в состоянии более ничего сказать. Ре­зультатом являются длинные цепочки ответов (графы), на основе которых можно судить о ценностных ориентациях родителя (рис. 23 и 24). Результа­ты опроса дополняются данными, полученными в процессе беседы с роди­телем.

Проанализировав десятки ответов, А.Н. Елизаров пришел к выводу об отсутствии у родителей из неблагополучных семей, обратившихся к психо­логу по поводу частых конфликтов со своим ребенком и его вовлеченности в девиантное поведение, устойчивой системы духовных ценностей (стрем-

Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова­ния. 1995. № 7. С. 93-98.

Рис. 23. Определение ценностных ориентиров для девочек

ление к саморазвитию, самосовершенствованию, познанию, творчеству и радости от этого). Однако утрата духовных ценностей не означает утраты ценностей «семейных». Наоборот, семья для таких респондентов становится даже важнее, но именно как источник удовлетворения собственных эгоис­тических желаний.

Процентные распределения дополнялись конкретными случаями (кейс стади). Вот некоторые из них. На телефон доверия обратилась женщина, которая одна воспитывала дочь 16 лет. Волнуют сексуальные интересы до­чери, готовность «пойти с кем угодно». Считает себя единственным тормо­зом на пути дочери к проституции. Дочь окончила 9 классов, сейчас нигде не работает и не учится. В прошлом дочь имела большие успехи в музыке,


 

Рис. 24. Определение ценностных ориентиров для мальчиков

выступала на конкурсах, занимала призовые места. Специалисты считают, что дочь — одаренный человек. Сейчас дочь не хочет участвовать в музы­кальных конкурсах, готовиться к выступлениям; ворует деньги у матери и часто надолго уходит из дому. Мать не знает, как ей поступить.

Со слов матери, дочь хочет только хорошо кушать, заниматься сексом и спать. На вопрос, о чем мама сама мечтала в возрасте дочери, она ответила, что мечтала «любить и быть любимой». Но у мамы личная жизнь не скла­дывалась, о чем она сейчас очень со­жалеет. В свое время мама получила высшее экономическое образование, но к трудовой деятельности всегда от­носилась равнодушно. Практически все время, пока воспитывала дочь, нигде не работала: проживала вещи отца. Эмоциональную насыщенность жизни обеспечивали флирт с мужчинами (без секса), конфликты с парали­зованной матерью, «воспитание» дочери. Семейной жизнью с мужчинами жить не хотела, так как не хотела вести хозяйство — причина многих раз­рывов. Дома — постоянный беспорядок. Из разговора с дочерью удалось вы­яснить, что дома жить очень трудно, так как мать постоянно стремится кон­тролировать, и реакции матери при этом совершенно непредсказуемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.