Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неудачники социализации: трудные подростки




Жертвами неудачных социализаторов становятся прежде всего собствен­ные дети. Они не слушаются старших и не уважают их, пропускают уроки, слоняются по улице, участвуют в коллективных попойках и драках, воруют и попадаются, убегают из дома и оказываются бомжами. Их можно назы­вать трудными подростками, неудачниками социализации или жертвами не­удачной социализации. От названия не изменяется существо проблемы, ко­торая заключается в том, что по мере продвижения нашего общества к бла­гополучию и процветанию, включая и годы советской власти, в нем не увеличивалось, а возможно, и сокращалось, количество поколений, кото­рые можно считать удачными социализаторами.

Сравнительный анализ показал, что ценностные ориентации родителей из неблагополучных семей почти полностью совпадают с чертами девиант-ных подростков. Последние образуют в своем микрорайоне замкнутую, обо­собленную от других сверстников группу — благоприятную среду для зак­репления и углубления негативных привычек26.

Переход от одного этапа жизненного цикла к другому нередко пережи­вается как психологический кризис, во время которого человеку приходится осмыслить пройденный путь, менять представления о себе и о мире, кор­ректировать дальнейшие цели и планы.

По мнению К. Юнга, возможность застыть на одной фазе развития чрез­вычайно велика27. У среднестатистического индивида больше вероятности остановиться, чем успешно перейти на следующую стадию. И тот, кто уме­ет последовательно и вовремя переходить с одной фазы на другую, изменять самосознание и модели поведения в соответствии с изменившимися усло­виями, является скорее исключением, чем правилом.

При неудачном переходе проблемы, не решенные на предыдущей ста­дии жизненного цикла, дают себя знать на последующих, создавая допол­нительные трудности для развития личности. Так, если человек не смог разрешить юношеский кризис идентичности, то проблема остается. Ее все равно придется решать в будущем, но сделать это станет гораздо сложнее. Тот, кто в молодости не определил свое призвание, не выбрал подходящую профессию, не вступил в брак, на следующем этапе столкнется с еще боль­шими трудностями при решении проблемы.

Для взрослого человека приходится не только совершенствоваться в про­фессии, но и учиться быть воспитателем своих детей. От взрослого челове­ка требуются иные личностные качества, например очень жесткий самокон­троль, управление своими эмоциями, основа которых должна сформиро­ваться в молодости. Если человек не решил этой важной задачи в соответствующее время, то во взрослой жизни ему придется гораздо труд­нее, чем могло бы быть. К примеру, современный бизнес требует сдержан­ности, умения держать данное слово, контролировать эмоции, рациональ-

26 Заика Е.В., Креидун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с от­
клоняющимся поведением // Вопр. психологии. 1990. № 4. С. 84—85.

27 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185—203.

но мыслить, гибкости в выборе целей и средств их достижения, твердых моральных принципов, реалистического взгляда на вещи, адекватной само­оценки, критичности по отношению к себе и других качеств, которые сфор­мировались не у всех юношей. Рано или поздно среда бизнеса их отторгает. Именно бизнес обнажает парадоксальное явление: стремясь к высоким ре­зультатам, человек не может их достичь по причине отсутствия необходи­мых личностных качеств. Даже такие вещи, как выгодные знакомства и блат, возникают только у тех, кто развил в себе прекрасные коммуникативные качества. Замкнутые и необщительные юноши, равно как грубые и невос­питанные, имеют меньше шансов преуспеть в бизнесе. Им не удалось ус­пешно завершить свою стадию социализации.

Многие люди, будучи зрелыми по возрасту, не являются таковыми в пси­хологическом и социальном отношении. Для них решение ряда задач пе­реносится на следующий этап жизненного цикла.

Взрослый человек как бы заново проходит детскую социализацию. Воспи­тывая детей, он узнает сложности родительской роли, которые не понимал, когда сам был ребенком. Он учит сына слушаться родителей, т.е. делать то, чего, возможно, никогда не делал сам. Отец требует от сына уважения к себе как родителю, хотя в свое время по отношению к своим родителям он и не проявлял особого послушания.

Повторная детская социализация родителей в процессе воспитания сво­их детей отличается от исходной социализации своей осмысленностью и другим распределением ролей. Но далеко не всегда у взрослых людей фор­мируются нужные качества. Можно сказать, что общество и родители за­держались с их воспитанием. И вот мы видим вздорных и взбалмошных взрослых, ведущих себя точно так же, как четырехгодовалый ребенок. Во главу угла они ставят собственное мнение и эгоистический каприз. Их взрос­ление затянулось, задачи предыдущих стадий не решены. Чему они могут научить собственных детей, что передать им? Как воспитать хороших детей, не будучи таким человеком? Как сформировать интересный круг общения, если сам не представляешь интереса для других людей?

Из взрослых, успешно не завершивших детскую и юношескую социали­зацию, часто вырастают неудачные агенты социализации, не способные вы­растить хороших детей. Данные эмпирических исследований показывают, что неудачники взрослые происходят из неполных семей, оттуда, где роди­тели пьют, избивают детей, непристойно выражаются, где забросили вос­питание детей. Чем больше в населении удельный вес таких взрослых, тем менее здоровым его надо считать, тем выше вероятность того, что пробле­мы социализации не решены в масштабах всего общества, а не только от­дельных семей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.