Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одиночество по-американски




М. Мид

Врезка

ТРАКТОВКИ ОДИНОЧЕСТВА

G7

людьми, опять заводить друзей и пытаться найти замену умершему супру­гу, ребенку или приятелю.

В понимании одиночества между учеными не достигнуто согласия. Одни считают, что одиночество, уединенность, изоляция являются синонимами, другие предлагают их различать.

По мнению великого философа Гегеля, эллинскому сознанию, омыто­му солнечным светом, противоестественны грусть, отчаяние, подавлен­ность, отчуждение. Впервые эти мотивы появляются в эпоху средневековья, а получают наибольшее выражение уже в Новое время. Современная запад­ная культура во всей полноте познала проблему одиночества. Складывает­ся впечатление, что одиночество заполнило все клеточки человеческого бытия, вползло в душу каждого человека. Соответственно этому террито­рия дружбы, взаимной любви, ощущение полноты бытия и счастья сужает­ся, а в некоторых случаях исчезает вовсе. Если сравнить художественную и философскую литературу XIX—XX столетий и IV—V вв. до н.э., то окажет­ся, что в первом случае, т.е. в период расцвета западной цивилизации, до­минировали минорные тона, а во втором, в период расцвета античной ци­вилизации, преобладали скорее мажорные мотивы любви, героизма и друж­бы.

По мере приближения к новейшему времени одиночество все чаще по­является на страницах философской и художественной литературы. УЧ. Диккенса одиночество символизирует сиротство. Роман «Робинзон Крузо» посвящен теме социального одиночества. Т. Вулф рассматривал оди­ночество уже как универсальное состояние всего человечества.

Поскольку американцы больше всего склонны подвергать сомнению свои достоинства, когда рядом нет никого, кто мог бы убедить их в обрат­ном, они стремятся создавать постоянные воз­можности для контакта и общения — пусть это будет хотя бы радио — дома, на работе, в играх. В большинстве своем они не могут долго оставать­ся одни, а когда кто-то предпочитает одиночество, то возникает подозрение, в своем ли он уме. Присутствие, внимание, восхищение других лю­дей становятся, таким образом, неизбежным компонентом самолюбия американцев, и их пси­хологическая потребность в таком отношении более настоятельна, чем у людей в других стра­нах. Это придает особый характер социальным взаимоотношениям американцев со своими со­отечественниками (за исключением иногда отно­шений между супругами и между родителями и детьми): такие отношения являются прежде все-


го средством, благодаря которому у американца сохраняется и укрепляется чувство собственного достоинства. Данные отношения можно рассмат­ривать как отношения эксплуатации, но эта экс­плуатация почти всегда взаимна. «Я буду уверять тебя, что тебе все удается, если ты будешь уве­рять меня, что и мне все удается» — таким мог бы быть негласный договор, заключив который, два человека начинают строить свои взаимоот­ношения. Наиболее приятной формой выражения подобных уверений является не откровенная лесть или похвала (сами по себе они вызывают подозрение, что тебя хотят как-то использовать), а любовь или по крайней мере внимание, направ­ленное исключительно на тебя, показывающее, что ты интересен и достоин уважения.

Источник: Мид М. Одиночество, самостоятель­ность и взаимозависимость в контексте культу­ры // Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост, общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 111

Философские проблемы одиночества поднимают романы Ф. Достоев­ского («Записки из подполья»), Т. Харди («Возвращение земляка»), Джека Лондона («Мартин Иден»), Г. Гессе («Степной волк»), Томаса Вулфа («Взгля­ни на дом свой, ангел», «О времени и о реке», «Домой возврата нет»), Джейм­са Джойса («Портрет художника в юности»), Ю. О'Нила («Разносчик льда грядет», «Анна Кристи», «Долгий день уходит в ночь»), А. Камю («Чума», «Чужой»), Ф. Кафки («Процесс»), пьесы Теннесси Уильямса, романы Грэ­ма Грина («Человек внутри», «Власть и слава», «Суть дела»), Дж. Сэлинд­жера («Над пропастью во ржи», «Смеющийся человек»), Дж. Конрада («Сердце тьмы», «Лорд Джим», «Победа»). Анализу метафизического оди­ночества, заброшенности человеческого существования посвящены фило­софские работы Ницше, Паскаля, Кьеркегора, Сартра. У Ницше мы нахо­дим утверждение о том, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в положении окончательного одиночества. Одиночество превращается для современных писателей и философов в некий эксперимент, который ста­вит — добровольно или принудительно — над собой, чтобы лучше познать глубины человеческого «Я». Не осмысляя своего одиночества, кажется, нельзя осознать и своей личности.

Моральное одиночество определяется, по Э. Фромму, как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с цен­ностями и идеалами вообще.

В философии одиночество рассматривается как основополагающий факт человеческого существования. Фон Вицлебен проводит различие между «первичным» одиночеством как результатом осознания человеком одино­чества в мире и «вторичным» одиночеством, обусловленным потерей инди­видом социального партнера.

Согласно представителям экзистенциальной философии, человек в этом мире — существо случайное. Он заброшен в него для того, чтобы оставать­ся бесконечно одиноким. Таким человек приходит в этот мир, таким из него уходит. «Одинокий человек — это факт экзистенции, ибо он вступает в жиз­ненное отношение с другим одиноким человеком»6. Но лишь перед тем, кто оказался одинок, раскрывается во всей глубине вопрос о существе челове­ка. Только человеку, который преодолевает свое одиночество и при этом не теряет к нему интереса, указывается путь к истине.

Экзистенциализм привнес в трактовку одиночества особенный акцент — его связь с категорией смысла жизни. Связь между одиночеством и бессмыс­ленностью своего существования описана рассказчиком в романе Дж. Кон­рада «Сердце тьмы»: «Я почувствовал такое уныние и одиночество, словно у меня отняли веру или я не оправдал своего назначения в жизни...»7. Хол-ден Колфилд тоже, видимо, не имеет четких убеждений, мотивов или ос­мысленного представления о своем предназначении в жизни. Большинство переживаний одиночества, рассказанных героями литературных произве­дений, вызваны или ощущением своей покинутости, или вынужденным уединением.

Бубер М. Проблема человека. Перспективы. //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 93. 7 Конрад Дж. Сердце тьмы. Избр. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 65.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.