Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беспризорность




Беспризорность часто рассматривается как тяжелое общественное бед­ствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, переживаемом либо обще­ством в целом, либо его важнейшими институтами. Сегодня беспризорность относится к разновидности девиантного поведения.

Беспризорный — это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского уч­реждения, ведущий бездомный образ жизни. Он рано включается в жесто­кую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и

нормальной детской среды. У беспри­зорных очень развит инстинкт само­сохранения, что не наблюдается у дру­гих детей. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развива­ ет привычку к искусственным возбуж­дениям: наркотикам, алкоголю, азарт­ным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычного. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недис­циплинированность.

Беспризорники живут в подвалах, на чердаках, городских свалках и на кладбищах. Те, кто уже прошел школу «уличной жизни», сами «зарабаты­вают». Естественно, криминальным путем. Они одеваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но все же по сути остаются беспризорными. Эти граждане России провели свое детство в нечеловеческих условиях. Они не имеют семьи, образования, а значит, и опыта приемлемой для общества со­циализации. Воспитываясь изгоями, видя от общества мало хорошего, они, вероятнее всего, вольются в него в качестве профессиональных преступни­ков или просто опустившихся людей. Проблема с их укоренением в обще­стве заключается в том, что они никогда не видели перед собой положитель­ных примеров социализации, не накопили позитивного социального опы­та, а кроме того, этим детям некуда возвращаться.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения беспризор­ности:

• социально-экономические — экономический кризис, безработица, го­лод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с воен­ными конфликтами или природными катаклизмами;

• социально-психологические — связаны с кризисом семьи, увеличени­ем разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказа­ниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрос­лых;

• психологические причины выражаются в увеличении числа детей. имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциаль­ного поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим пред­расположением. Среди подрастающего поколения такие дети состав­ляют 3-5%28.

Россия неоднократно переживала пики беспризорности:

• период между Первой мировой и Гражданской войнами;

• голод и эпидемии 30-х гг.;

• последствия сталинских репрессий 1937 г.;

Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследова­ния. 1998. № 3. С. 117-118.

• период после Второй мировой войны;

• последствия экономических реформ 90-х гг.

Их особенность заключается в том, что каждый следующий взлет беспри­зорности наступал в тот момент, когда общество не успевало оправиться от предыдущего. Исключением служит последний пик, пришедшийся на 90-е гг. и наступивший после относительно благополучного периода разви­того социализма.

Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921 — 1925 гг. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной

статистики, в 1922 г. общее число беспризорников и детей, лишенных всяких средств к существованию, со­ставляло 7 млн. Беспризорность пре­вратилась в острейшую социальную проблему. Тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стра­не. Основными типами учреждений для беспризорных являлись: приемники для оказания первой социальной помо­щи, детдома дошкольного и школьно­го возраста, для физически дефектив­ных и умственно отсталых и, на­конец, детский городок как комплекс разнотипных учреждений. В 1925 г. в СССР насчитывалось 3 701 таких уч­реждений. При детдомах было орга­низовано свыше тысячи мастерских, им выделено около 230 земельных участков. Они не только спасали детей от голода и физической смерти, но вы­полняли важную функцию социали­зации. Спасенные дети постепенно возвращались в семьи или в трудовую обстановку. Однако сотни тысяч беспризорных детей и подростков в 20-е гг. оставались неохваченными, они пополняли криминальную среду, попрошайничали, вели асоциальный образ жизни29.

Решение проблем беспризорности потребовало специальных решений ВЦИК и Наркомпроса РСФСР. Был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, на­правленных на решение этой проблемы, стали (наряду с помещением бес­призорных в детдома) назначение опеки, передача детей на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам и кустарям, направление

29 Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследова­ния. 1998. № 3. С. 118-119.

подростков на производство в государственный сектор, оказание адресной материальной помощи на дому детям, стоящим на грани нищеты и беспри­зорности, защита прав и интересов детей и подростков, развертывание вне­школьной работы по месту жительства при активном содействии пионер­ских организаций и комсомола. Беспризорных активно вовлекали в школь­ные занятия, кружки самодеятельности, пионеротряды. Оборудовались общежития для одиноких матерей, и им оказывалась единовременная ма­териальная помошь.

Иначе боролись с беспризорностью и преступностью в 1960-1980-е гг. Беспризорность с улиц крупных городов России пытались упрятать в дерев­ню и в специальные «закрытые посе­ления» (печально известный 101-й ки­лометр).

В 1990-е гг., когда Россию охватил глубокий социально-экономический кризис, начался новый подъем бес­призорности. Резкое увеличение стрессовых ситуаций в первую оче­редь сказалось на детях. Ежедневно в Российской Федерации регистрируются 1 534 развода и в результате без од­ного родителя остаются 1 288 детей, в дома ребенка передаются 30, «отби­раются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома — 237. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсут­ствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, непол-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.