Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женское одиночество




Врезка

ОДИНОЧЕСТВО И КУЛЬТУРА

Значение одиночества может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Этнографи­ческие исследования на Таити показали, что там не существует «слов для обозначения одиночества в смысле подавленности, опечаленное™, недо­статка друзей, приятельских отношений и т. п.»4.

Напротив, у эскимосов существует несколько слов, обозначающих оди­ночество: «hujuujaq» означает «быть несчастным от отсутствия других лю­дей», «pah — «быть или чувствовать себя покинутым; скучать по ушедшему

Е. Егорова

Причин, по которым мы влюбляемся, множество. Боязнь одиночества, например. Вы даже не пред­ставляете себе, насколько сильно оно способно влиять на наши поступки и жизненные сценарии. Это состояние психологи называют еще «пани­кой безысходности" и основная ее мишень — не­замужние женщины после 30 лет. Считается, что одиночество не грозит цельным личностям, привыкшим жить полноценной духов­ной жизнью. Это время можно использовать с пользой, для углубления и расширения своего об­разования, например. Люди же поверхностные, наоборот, неустанно жаждут любого общения, по­рой с личностями малопривлекательными, так как боятся, что одиночество обнаружит их собствен­ную духовную пустоту. Да, наверное, это так. Но почему-то перспектива заняться самообразовани­ем при полном отсутствии личной жизни как-то не греет. Наверное, женский страх одиночества, бе­зысходности это все же что-то особенное, мало поддающееся логическим разборкам. А главное — имеющее тенденцию захватывать целиком всю личность, одурманивать, если хотите, заставляя совершать массу ошибок.

Вы замечали, что со многими одинокими женщи­нами постоянно приключается одна и та же за-


хватывающая история? Если вдруг — роман, если кто-то начинает ухаживать, то непременно это «мужчина мечты», самый-самый: необыкно­венной красоты, редкостного ума, почти гений и обязательно владелец собственной фирмы. А ко­нец у этой захватывающей истории всегда один и вполне предсказуем: «мужчина мечты» тихо и незаметно испаряется в неизвестном направле­нии. Все дело в том, что долгое одиночество тре­бует реванша. Чтобы разом оправдать и забыть все свои обиды, неудачи и слезы в подушку, хо­чется обзавестись самим совершенством, ни больше, ни меньше. Или... придумать его, или слепить из того, что есть, идеализировать само­го заурядного мужчину. Так легкий флирт со сто­роны коллеги по работе или соседа по лестнич­ной клетке получает статус «романа века» в гла­зах измученной страхом одиночества женщины. По сути напуганная одиночеством женщина це­нит в мужчине только одно достоинство — он должен быть активен с первой же минуты и сам проявлять инициативу. Все остальные качества, ничуть не менее важные, остаются «за бортом». Парадокс, который навязывает нам одиночество: упуская десяток возможностей, мы имеем обык­новение мертвой хваткой цепляться за одну-единственную, далеко не самую лучшую, но зато яркую по чисто внешним проявлениям. Пусть

Levy R.I. Tahitians: Mind and experience in the society islands. Chicago; 1973. P. 306.

человеку», «tumak» — быть «тихим и погруженным» в несчастье, особенно из-за отсутствия других людей5.

В некоторых культурах периоды уединения — признанная часть жизни. Они создают культ из пребывания человека в одиночестве. В удаленных рай­онах Мексики индейцы тарахумара (название «тарахумара» происходит от индейского слова, означающего «бежать») настолько привыкли к уединен­ному образу жизни, что смущаются и теряются, когда вынуждены разгова­ривать с другими людьми. Фактически они настолько застенчивы, что мо­гут начать разговор, повернувшись спиной друг к другу. Вместо того чтобы поприветствовать соседа, повернувшись к нему лицом, гость может сесть на краю поля спиной к соседу, продолжающему заниматься своим делом. Для индейцев племени тарахумара, почти превративших в культ уединение, оди­ночество означает явно не то, что оно, например, означает для студента кол­леджа или жителя Нью-Йорка. Некоторые культуры регулярно санкциони­руют уединение для отдельных индивидов, особенно для священников, и такое санкционированное обществом уединение учит индивида переносить одиночество и в равной степени привлекает тех, кто стремится остаться один.

этот мужчина весьма далек от совершенства, пусть становится нехорошо при одной мысли провести рядом с ним остаток жизни, а сам ро­ман не доставляет никакого удовольствия. Зато теперь она — «как все», никто больше не назо­вет ее одинокой старой девой, она становится полноправным членом целой армии счастливых женщин: так же, как и другие, ждет его звонков, не отходя весь вечер от телефона, встречает праздники одна, потому что милый очень «за­нят», и так далее по списку. Зато все это можно

на равных обсудить с подружками, не чувствуя себя «белой вороной»... Редко кто, испытав на себе одиночество, от такого компромисса отка­зывается.

Из-за того, что такое огромное значение прида­ется именно начальному этапу отношений, не удается избежать и еще одной «ошибки одиноче­ства». Слишком много сил уходит на то, чтобы завоевать мужчину, а на то, чтобы удержать, сил


уже не остается. Едва познакомившись с героем своего романа, женщина выкладывается полно­стью, пытаясь поразить его воображение, дока­зать свое превосходство над всеми его прежни­ми подругами, ворваться в его жизнь как ураган. К чему это приводит в девяти случаях из деся­ти, надеюсь, понятно? Причина такого поведе­ния — отсутствие по-настоящему близкого муж­чины, дефицит общения особого рода. Огромное количество друзей, знакомых и родственников мало что меняет в этой ситуации. Существует тот уровень искренности, теплоты и доверия, кото­рого можно достигнуть только рядом с по-насто­ящему любимым и любящим человеком. Все мы стремимся именно к этому уровню, но одинокая женщина стремится настолько, что теряет вся­кую осторожность. С каждым новым знакомым она ведет себя так, словно это и есть самый близ­кий и дорогой для нее человек. И тем самым лишает свои отношения дальнейшей перспекти­вы. Любопытство партнера оказывается слиш­ком быстро удовлетворено, женщина перестает быть загадочной, таинственной и именно из-за этого такой притягательной. Одинокая женщина спешит... она не слушает себя, она слушает свой страх одиночества и со своей преждевременной доверчивостью моментально оказывается вся как на ладони.

Сокращено по источнику: Егорова Е.О. Одиноче­ство, как твой характер крут... http://www. beauty-time, ru

5 Briggs J.L. Never in anger: Portrait of an Eskimo family. Cambridge, Mass., 1970.

Примером культурного типа одиночества является судьба эмигрантов, заброшенных в чужую страну, лишившихся ближайших родственников, дру­зей и знакомых. Часто иммигранты учреждали этнические коммуны, кото­рые должны были хотя бы частично противостоять этому своеобразному

типу одиночества. Но даже в таких группах люди говорили о своей отчуж­денности, отрыве от культурного на­следия, которое изначально было ча­стью их жизни. Одиночество может испытывать маргинал, человек ото­рвавшийся от своего социального слоя, класса, национальности и не успевший или не сумевший адаптиро­ваться к новому положению. Люди, испытывающие внутреннее расстрой­ство и смятение, проистекающие из ощущения разъединенности с тради­ционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиноче­ства, которое не могут даже объяснить. Его часто испытывают люди, переехавшие из одного города в другой, из деревни в город, из одной стра­ны в другую.

Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что господствующая в их обществе культура неприемлема для их внутрен­него мира. Это могут быть представители мо­лодежных субкультур, например хиппи, кото­рые не могут найти пристанища в культуре своей страны.

Одиночество в культурном измерении — частый «гость» мира ученых, пророков, ре­форматоров и критиков социальных поряд­ков, особенно если они видят свои расхожде­ния с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой. Часто мож­но слышать заявления поэтов, художников или ученых о том, что общество не поняло их внутреннего мира и способа самовыражения, что их идеи опередили эпоху и потому не при­знаны. Они, как и представители молодежно­го авангарда, что называется, «плывут против общего течения».

В любой общинной культуре, а американ­цы относят себя именно к таковой, недоста­ток друзей или партнеров считается социаль­ной неудачей. Не иметь любимого, друзей или семьи — значит потерпеть неудачу. «Одинокие неудачники» часто вызывают у окружающих чувство настороженности и недружелюбия. Человек чувствует себя неловко, когда он один там, где следует быть вдвоем или с компанией: на вечеринке, юби­лее, на обеде в ресторане, в кино. В представлении американца провести вечер одному — значит вести себя как эгоист. Предполагается, что понес­шие утрату должны проявить мужество, выезжать в свет и встречаться с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.