КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология социального действия
G Рис. 45. Дифференциальная система оплаты труда по Ф. Тейлору Рис. 46. Тейлоровская шкала видов труда и размера премиальных Премиальные не выдавались всем рабочим одинаково. Предположим, что малоквалифицированный, средне- и высококвалифицированный работники повысили производительность труда на одну и ту же величину, скажем на 20%. Насколько повышать им зарплату? Тоже на 20%? Поступить так значило бы уравнять высоко-, средне- и малоквалифицированный труд. А Тейлор категорически возражал против уравниловки. Он предложил подходить дифференцированно не только к разному объему труда, но также к разной квалификации труда и к разным видам труда. Общий принцип звучал так: чем более интеллектуальным является данный вид труда, тем выше премиальные; чем выше квалификация, тем больше премиальные. На основе длительных наблюдений и расчетов Тейлор построил специальную шкалу. Наверху — высококвалифицированный (творческий) труд, внизу — малоквалифицированный (рутинный) труд. По мере роста квалификации растет доля умственного труда. Механик — вверху, чернорабочий — внизу. Первый работает головой, второй — руками. Все виды труда можно расположить подобным образом. Виды труда различаются трудовым вкладом в общее дело. Наибольший он у менеджера и механика, наименьший — у чернорабочего. Следовательно, если каждый повысил производительность труда на равную величину, скажем на те же 20%, получить они должны неравные премии. Наибольшую — менеджер, наименьшую — чернорабочий. Таким образом, Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой премиальную вилку. Менеджер принес пользу компании на 1000, а чернорабочий на 10 долл. Прибавим к той и другой величине одинаковый процент премиальных (20%). Что получилось? Один процент наверху стоит больше, чем внизу. А если премию измерять не в относительных, а в абсолютных величинах, и разным по квалификации рабочим выдать одинаковую премию, например по 15 долл., малоквалифицированный рабочий скажет: «Как легко зарабатывать деньги!» Высокооплачиваемый же обидится: «Я внес вклад на 1000 долл., а премию получил в 15. Где же справедливость?» И в самом деле, прибавка в 15 долл. к 10-долларовой зарплате чернорабочего выглядит приличным вознаграждением, а та же добавка к 1000-долларовому окладу менеджера не почувствуется. Пропорционально этому мотивация у первого возрастает, а у второго уменьшается. В действительности второго мы не премировали, а огорчили. Вознаграждать за одно и то же количество перевыполнения нормы надо по-разному, в зависимости от сложности труда. Иначе говоря, чем сложнее труд, чем он квалифицированнее, тем объективно ваш трудовой вклад в общее дело больше. Чем менее квалифицирован труд, тем меньше и незаметнее ваш вклад в общее дело. Получается, что зарплата у профессионалов должна тоже быть выше. Когда так устроено производство, то все ладится, все хорошо функционирует. Существуют объективные законы, которые говорят: большое общество и маленькое общество организации должны действовать в едином ритме по единым законам: стратификации для большого общества и квалификации труда для любого предприятия. Эти законы были обнаружены Тейлором, легализованы современным менеджментом и выступают его основой. Там только добавляется мотивация: для работников одного и того же труда назначается разная зарплата в зависимости от того, хороший это сотрудник или нет. Например, разброс зарплаты в неквалифицированном труде составляет 10—15%, в среднеква-лифицированном труде - 20—25%, на верху управленческой пирамиды — 70—85%. Существует еще другая система, когда вы в рамках одного диапазона для рабочих основную массу (75%) держите на низких оплатах, для высших менеджеров вы можете переводить большую часть специалистов на высокие оплаты труда. Снова получается, что чем квалифицированнее труд, тем выше он вознаграждается, потому что прибыль предприятия зависит не от рабочего, а от того, как вы провели маркетинговую политику. В результате профотбора и дальнейшего профессионального обучения соответствующий контингент рабочих начинал свою трудовую жизнь на предприятии. Мастер внимательно следил за качеством их работы, используя наряду с поощрениями различного рода санкции (рис. 47). Если рабочий первый раз не выполнил задание, к нему применяют самый мягкий вид наказания — социально-психологические санкции. Это просто дружеское предупреждение, групповые формы воздействия. Когда работник систематически не выполняет возложенные на него обязанности, то его поступки квалифицируются как манкирование служебным долгом. К нарушителю применяют административное взыскание — это приказ директора, распоряжение мастера или начальника цеха, где работника официально предупреждают: продолжение подобных действий повлечет за собой более строгие санкции, пора одуматься. Если не действует и оно, наступает очередь для экономических санкций — работника штрафуют или переводят на нижеоплачиваемую должность. Наконец, для злостных нарушителей, действия которых равноценны молчаливому саботажу, существует высшая мера наказания — увольнение с предприятия. Она является социальной санкцией, так как переводит индивида из одного статуса в другой, т.е. из работающего в безработные. Тейлор неоднократно сравнивает рабочих со взрослыми детьми, которые нуждаются в задании уроков, контроле за их выполнением, наставлениях, помощи со стороны «взрослых» — руководителей. Рабочие, занятые определенным видом работы, составляют некоторый класс типа школьного, в котором выделяются хорошие, средние, плохие ученики в зависимости от достигнутых успехов. Обучение правильным (научным) методам осуществляется с помощью письменных и устных инструкций, практических указаний на рабочем месте. Функциональные инструктора прямо называются «учителями» или «наставниками», призванными исправлять ошибки своих подопечных, восполнять пробелы в их знаниях. Такова дисциплинарная, или штрафная, система, которая дополнила дифференциальную систему оплаты труда Тейлора. Она основана на принципе индивидуального вклада: больше выработал, выше зарплата. В системе управления мотивацией Тейлора прослеживаются две любопытные закономерности и одно руководство к действию: чем мягче санкции, тем чаще они могут применяться, и наоборот, чем жестче санкции, тем реже их следует применять; в использовании штрафных санкций нельзя перепрыгивать через уровень, практикуя, скажем, увольнения сразу же после социально-психологических санкций; руководитель, чтобы добиться мотивации достижения, обязан переходить последовательно от низших санкций к высшим. Хотя зарплата играет важную роль в мотивации, Тейлор вовсе не считал экономическое вознаграждение ни единственным, ни самым универсальным средством решения проблемы мотивации, но, тем не менее, признавал его немаловажность. Старую систему управления он критиковал за то, что в ней применение одной из современных схем оплаты считалось «практическим разрешением не только проблемы мотивации, но и всех вопросов управления в целом». На самом же деле повышение зарплаты не служило и не могло служить для рабочего стимулом к труду, так как вслед за этим предприниматель тут же снижал расценки. Суть проблемы не столько в повышении зарплаты, сколько в гарантии от снижения расценок и сохранении этой зарплаты. Такую гарантию могла дать не частичная реформа управления, а коренное преобразование всего его механизма, в котором та или иная схема оплаты являлась лишь одним из элементов. Тейлор писал: «При научной организации управления... та или иная система оплаты... представляется лишь одним из элементом подчиненного значения»". В качестве мотиватора мог выступить любой элемент механизма его системы (что в действительности и было), так как все они направлены на стимулирование рабочего. Конечно, внедрение системы преследовало прежде всего экономические цели, но влияние ее элементов на мотивацию и поведение рабочих учитывалось и сознательно подразумевалось Тейлором. Допустим, система урока и расчленение работы на отдельные операции позволяли успешнее планировать все участки производства, облегчать контроль за исполнением, а кроме того, сокращать сроки и качество обучения рабочих. В конце дня каждому рабочему сообщали о заработанной им сумме денег, что, как считал Тейлор, позволяло объективнее оценить конечный результат своего труда. Рабочий наглядно убеждался, что заработал мало, и уже не винил администрацию в произволе. Да и администрация уже не могла безнаказанно скрывать факты. Тейлор выяснил, что удовлетворенность зарплатой больше зависит не от ее размера, а от справедливости начисления. На конкретных опытах он доказал, что «назначение двух разных ставок за ту же работу, одну — для тех, кто делает ее обычно, а другую, повышенную, — для квалифицированных, всегда вызывает чувство несправедливости и величайшее недовольство среди первых»12. Выход один — оплачивать рабочих по-разному. Дифференциальная система оплаты оказывает сильнейшее давление на людей, заставляя их двигаться быстрее. Она выступает мощным стимулятором работы. Стало быть, в основе мотивации труда и должен лежать принцип: «одинаковым людям — одинаково хорошие ставки». Его применение ведет к тому, что «рабочие не деморализуются и чувство справедливости не оскорбляется то слишком ничтожной, то слишком высокой платой»13. Не менее сложной оставалась проблема нахождения строгого соответствия между трудовым вкладом и вознаграждением. Здесь тесно переплетались вопросы мотивации и нормирования. Деньги и премии повышают заинтересованность в труде, но назначаться они должны в строгой зависимости от выполненной работы. Проведя ряд эмпирических исследований, " Тейлор ФУ. Научная организация труда. М., 1925. С. 25. 12 Там же. С. 172-173. 13 Там же. С. 164. в ходе которых изучались поведение и образ жизни рабочих до и после вознаграждения, Тейлор пришел к выводу, что одинаково вредно как переплачивать, так и недоплачивать. Если премия мала, то она вызывает неудовлетворенность заниженной оценкой личного вклада. В случае же переплаты у человека может возникнуть иллюзия возможности заработать деньги «без труда». Деньги, по его глубокому убеждению, должны быть заработаны, а не получены, только в этом случае они имеют реальную ценность в глазах человека. Вся тонкость нормирования труда и состоит в нахождении меры затраченного и оплаченного труда. Одним из фактов, которые Тейлор установил в своих наблюдениях, была легкая склонность к пьянству тех, кто получал несправедливое, по его мнению, т.е. завышенное вознаграждение. Видимо, «нетрудовые» деньги каким-то образом провоцировали рабочих на их «зрятрату». К сожалению, Тейлор не учитывал влияние на склонность к пьянству других факторов, связанных с тяжелыми условиями труда и быта, низким материальным уровнем жизни американских рабочих конца XIX в. Вполне возможно, они оказывали не меньшее влияние на поведение рабочих. Иначе говоря, научная достоверность некоторых его обобщений нуждается в дополнительной проверке. Такова в общих чертах концепция стиля поведения и мотивации труда Тейлора. В механизме тейлоровской системы, как и в часах, все узлы и детали настолько точно подобраны, что их согласованное взаимодействие, по мысли автора, в принципе исключает любой произвол и беззаконие. Тейлор полагал: если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе, т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы, рабочее время будет употребляться с наибольшей пользой. Отсюда вытекает важнейшее следствие: повысить эффективность производства можно, лишь решая двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических методов управления. Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности. Типология социальных действий Вебера вызывает немало размышлений. В ней множество спорных моментов. Большинство из них связано с невозможностью подвести реальные поступки людей исключительно под один вид социального действия. Конечно, для них можно ввести дополнительную нишу — смешанные действия. Но как быть с теми действиями, которые Вебером исключены из реестра изучаемых социологией, но которые, тем не менее, к ней относятся благодаря своей социальной значимости, массовости, последствиям для развития общества?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |