КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация достижения и тейлоризм
Связь между мотивацией достижения и сложностью задания проявляется не только в учебной, но и трудовой деятельности. Мотивацию достижения часто интерпретируют именно как стремление выполнять все более сложные задачи. Впервые эту особенность осознал и воплотил на практике в начале XX в. Ф. Тейлор. ТЕЙЛОР Фредерик Уинслоу (Taylor Frederick) (1856-1915) -крупнейший представитель американской и мировой управленческой мысли, один из родоначальников научной организации труда (НОТ), «отец научного менеджмента», создатель тейлоризма — системы рационализации труда и управления производством, направленной на увеличение эффективности предприятия, рост производительности труда, интенсификацию трудового процесса. Основные труды — «Система поштучной оплаты» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912). Тейлор окончил Стивенский институт. Он усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства и металловедении, некоторые из них — на мировом уровне. Своим главным изобретением он занимался 26 лет и вместе с К.Бартом сконструировал специальную линейку. С ее помощью можно было оперировать четырнадцатью независимыми переменными — задача, которую не по силам было решить ни одному прикладному математику того времени. Свою карьеру Тейлор начал простым рабочим, поскольку хотел основательно и до тонкостей изучить современное производство, чего не могло дать кабинетное образование в инженерных колледжах того времени. В 1878 г. он устраивается на работу в компанию «Мидвалл Стил», в Филадельфии, где сделал ошеломляющую карьеру — за 6 лет Тейлор сумел пройти путь от простого рабочего до главного инженера. Под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса. Ему принадлежит заслуга в техническом совершенствовании организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, совершенные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Однако наряду с техническими изобретениями Тейлору принадлежит честь в открытии ряда социальных явлений и усовершенствовании социальной организации, которые обогатили мировую науку. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления: внедрение экономных методов работы, профессиональный подбор и обучение кадров, рациональная расстановка кадров, сотрудничество администрации и работников. Их внедрение позволяет резко (в 2—3 раза) повысить производительность труда. Руководство он понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Тейлор разработал две концепции — «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя». Согласно концепции «достигающего рабочего» человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило здоровью. После того как он освоил простой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных перево дят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения. Она состояла из системы педагогических приемов: обучение навыкам, расширение знаний, тренировка и самостоятельное изучение своей работы. В обучении людей требовалась постепенность. Мастер должен быть настолько квалифицированным, чтобы сам мог встать к станку и продемонстрировать наилучшие приемы труда. Если многочисленные уроки не помогали, то начинала действовать штрафная система санкций. Она тоже применялась постепенно — от самых легких наказаний (выговор) до самых сильных (штраф, а затем — увольнение). Такова дисциплинарная, или штрафная, система, которая дополнила дифференциальную систему оплаты труда Тейлора. Она основана на принципе индивидуального вклада: больше выработал — выше заработная плата. Согласно концепции «достигающего руководителя» одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла «функциональная администрация», состоявшая из восьми узкоспециализированных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал: прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в 2 раза лучше. Построив новую систему организации труда, где учитывается мотиваци-онная составляющая, он рассуждал так: если рабочий раз от раза будет повышать производительность труда и решать все более сложные задания, то в выгоде окажется не только предприниматель, получивший более высокую прибыль, но и сам работник, которому трудиться будет намного интереснее. Под присмотром опытных инструкторов рабочей бригаде с промежутком в один или несколько месяцев усложнялось задание. При этом опытные наставники предварительно обучали рабочих тому, как решать новую задачу. Они добивались того, чтобы обучаемый закрепил новые трудовые навыки путем длительной тренировки, а затем приступал к самостоятельному исполнению. Как только работник в совершенстве овладевал новой операцией, давал максимум эффективности и сохранял такой максимум в течение какого-то времени, инспектор-наставник решал вопрос об усложнении задания и очередном скачке производительности. Ф. Тейлор прекрасно понимал, что усложнение заданий — дело чрезвычайно деликатное. Стоит перегнуть палку, как вместо пользы принесешь производству вред. Постепенным усложнением работы можно привлечь работника к эффективному труду, а скачкообразным и непомерным — отпугнуть от работы. Если на декартовой системе координат нулевую отметку, с которой стартовал процесс усложнения работы, изобразить в виде горизонтальной оси ОХ, то обозначенная сплошной линией стрелка покажет резкое усложнение задания, а расположенные ниже две пунктирные стрелки укажут более рациональный вариант — постепенное усложнение задания (рис. 43). Если поставить неумеренно сложную задачу, то у рабочего появится страх, пропадет уверенность в собственных силах, фрустрация, предпосылка избегать сложных задач. Рассчитывая трудовые нагрузки на одного рабочего, Тейлор устранял все ошибочные, медленные и бесполезные движения. Нерациональные действия всегда непроизводительны, они обременительны и для организма человека, и для производства. Создавая идеальные прямые рабочих движений, отсекающие всякие изгибы и отклонения, Тейлор в конечном итоге стремился найти идеал эффективного труда, самый правильный метод. Принцип экономии сил — движущий механизм его учения о труде — требовал, чтобы максимальный результат достигался при наименьших затратах. В экспериментальных условиях устранение лишних движений давало прирост производительности труда в 2—3 раза. Теперь на декартовой системе координат изобразим осью ОХ степень сложности задания, а осью ОУ— степень уверенности в своих силах. Новый график показывает связь двух этих переменных (рис. 44). Рисунок показывает, что по мере роста задания растет уверенность в себе (приближение стрелки к ОХ). Если у человека появилась мотивация достижения, он сам занимается вопросом повышения квалификации. Ф. Тейлор считал, что повышение сложности задания приносит объективную (экономическую и социальную) и субъективную (психологическую) пользу. Переход к более сложному заданию означает фактически переход от простого физического к сложному умственному труду. Обогащение содержания труда и рост квалификации — это социальная выгода внедрения программы мотивации достижения. Экономическая выгода тоже двоякая, так как в выигрыше остаются рабочий и предприниматель. Предприниматель получает продукцию, которую он продает с большей прибылью для себя, а рабочий получает заслуженное вознаграждение — повышение оклада и премиальные. Переход из неквалифицированной группы в квалифицированную для рабочего означает вертикальную мобильность, перемещение по социальной лестнице. Более сложные задания выгодны и в мотивационном плане. Они бросают вызов человеческим способностям, пробуждают соревновательный, а вместе с ним и познавательный инстинкт. Ф. Тейлор неоднократно наблюдал, как после социальных нововведений рабочие чаще брали в руки книжки и специальную литературу, записывались в библиотеку, общались между собой преимущественно на производственные темы. Менялся не только кругозор и менталитет рабочих, но и образ жизни. Обычные рабочие постепенно превращались в рабочую аристократию. И что совсем любопытно — бесплатно для предпринимателя. Он не тратился на приглашение преподавателей и тьютеров, не организовывал семинары, курсы повышения квалификации и не проводил дополнительные тренинги. Рабочие делали все сами и за собственный счет. Палочка-выручалочка называется самообразованием. Рабочие были заинтересованы не только в получении более высоких гонораров, но и в выполнении все более сложных и ответственных заданий. Мотивация достижения у Тейлора подкреплялась комплексом организационных мероприятий. Важное место среди них занимала система оплаты труда. Она называлась дифференциальной. Основной принцип дифференциальной системы оплаты труда гласил: отстающие штрафуются, передовики награждаются, а середняки получают норму (рис. 45). Иначе говоря, тем, кто выполняет норму, — платить его зарплату, тем, кто ее перевыполняет, — платить премию, тем, кто не выполняет норму, — назначать штраф (депремирование). Тейлор считал, что вознаграждать рабочих разной квалификации и разных видов труда надо по-разному. Для этого строится шкала сложности труда. В основание шкалы премирования следует положить содержание и характер труда, интегральным показателем которых выступает сложность труда. Она нарастает от простого физического труда вверх к сложному умственному труду (рис. 46).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |