Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация достижения и настойчивость




Под мотивацией достижения понимается стремление человека выпол­нить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оце­нивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к пре­одолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Причем делают это чаще всего с завидной настойчивостью. Психологи давно заметили, что там, где существует мотивация достижения, обязательно по­является другая переменная — настойчивость. Мы и сами наблюдаем, что люди, нацеленные на достижение, непременно люди упорные и настойчи­вые. Мотивация достижения и настойчивость — сестры-близняшки.

Самое удивительное, что эта парочка появляется на свет в раннем дет­стве, хотя упорством в достижении своих целей, как считалось прежде, от­личаются только зрелые личности. Настойчивость определяется отечествен­ными психологами, в частности В.И. Селивановым, как «целесообразное упорство»6. Настойчивость может проявляться в таких формах, как продол­жительная непрерывная работа над задачей, возобновление прерванной работы или очередная попытка решить нерешенное, длительное стремле­ние к достижению некоторой цели.

Изучить связь мотивации достижения и характера проявления настой­чивости младших школьников удалось М.В. Матюхиной и Т.Ф. Ивановой7. Они предположили, что: 1) настойчивость связана с мотивацией достиже­ния уже у младших школьников; 2) недостаточной мотивацией достижения

Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. С. 98.

Матюхина М.В., Иванова Т.Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников

(http://psychology.net.ru).

можно заблокировать проявление настойчивости. Исследование проводи­лось в 1—2-х классах гимназии «Эврика» (г. Анапа), обследовано 86 учащих­ся. Учащимся предлагалось выбрать одно из двух заданий, которые соответ­ствовали определенным мотивам. Если учащийся предпочитает учебу игре и отдыху, самостоятельную работу — работе с помощью взрослого, трудные и незнакомые задания — заданиям уже знакомым и легким, то можно го­ворить о реальном проявлении мотивации достижения в учебной деятель­ности.

Как показал анализ выборов учащихся, одни и те же дети в одной ситу­ации проявляли мотив достижения, а в другой — нет, т.е. не все ситуации в одинаковой степени вызывают проявление мотива достижения. У 65,12% учащихся мотив достижения проявился в ситуации выбора между решени­ем сложной и легкой задачи. Эти школьники предпочитают трудные зада­ния легким: «Мне нравятся трудные задачи, нужно подумать, чтобы ответ найти», «Легкую задачу неинтересно решать». Младшему школьнику важ­но попробовать решить те задачи и примеры, с которыми не справились его сверстники, он готов пойти на риск, чтобы добиться успеха. Слабо моти­вированные школьники предпочитали выполнять небольшой объем рабо­ты. Они быстро теряли интерес к заданию, отвлекались, часто просили со­вета и помощи взрослого, показывали свою работу: «Хватит?», «А можно отдохнуть. Погулять, а потом доделать?», «Ладно, еще строчку напишу». Во время письма некоторые школьники делали большие интервалы между знаками, чтобы их было «больше». Когда прозвенел звонок, они легко пре­кращали работу.

Установлено, что особенности предъявляемых индивиду задач (трудность, разнообразие, количество и качество) оказывают влияние на характер моти­вации достижения. Специалисты при организации учебной деятельности советуют предъявлять учащимся посильные задачи разной степени сложно­сти с предоставлением права выбора. Поощрение самостоятельности учащих­ся, подбор интересных заданий с различными уровнями сложности, постро­ение уроков на основе игрового материала способствуют развитию мотива­ции достижения. В исследовании обнаружилось также, что у некоторых детей мотив достижения проявлялся во всех или большинстве ситуаций, у других — только в некоторых, что позволяет говорить о разных индивидуальных уров­нях мотивации достижения.

По мере снижения показателей мотивации идет снижение показателей настойчивости. Напротив, с возрастанием показателей мотивации дости­жения повышаются показатели настойчивости. Корреляционный анализ показал существование связи между уровнями развития мотивации дости­жения и настойчивости = 0,37)8.

Аутсайдеры — постоянные обитатели социального дна и «придонья» — обладают слабо выраженной мотивацией к достижению. Они предприни­мают скромные попытки выбраться наверх, но по разным причинам терпят

поражение. В результате у них выраба­тывается субкультура бедности, харак­теризующаяся смирением со своим нынешним положением и местом в обществе, отчуждение от ценностей господствующей культуры, агрессив­ная модель поведения, готовность к нарушению законов и делинквентно-му поведению. Дети, воспитанные в подобных или сходных условиях, вряд ли будут ориентированы на вузовское образование, которое интегрирует их как раз в ту культуру, ценности кото­рой отвергают их родители. Не имея возможно ти получить приличное школьное образование и не получая от родителей нужной материальной по­мощи, дети из социальных низов никогда не смогут построить восходящую жизненную карьеру, ориентированную на престиж, богатство и благополу­чие.

Если бедняки мечтают о благополучии, богатстве и престиже, то добиться их они рассчитывают «одномоментным» способом, а именно надеясь на чудо, неожиданное везение, ограбление банка, женитьбу на богатой придан­нице, проявление своих сверхординарных способностей (многие великие боксеры и баскетболисты — выходцы из негритянских низов), наконец, на свершение революции в обществе (большинство революционеров и пов­станцев — выходцы из социальных низов), но не благодаря упорному труду и постепенному восхождению.

8 Матюхина М.В., Иванова Т.Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников (http://psychology.net.ru).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.