КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достигающее общество
I Данные исследования, опубликованные в 1953 г., свидетельствовали, что люди согласны хорошо трудиться, перевыполняя нормы и добиваясь высокого качества продукции при том условии, что ориентация на задание проистекала из внутренних мотивов, а не внешних стимулов. Эмпирически изучая самые разные ситуации, ученые пришли к выводу, что часть людей действительно обладает ярко выраженной мотивацией достижения, но большинство работников ориентированы скорее на усредненные стандарты исполнения. Характерно, что достигающие индивиды ориентированы на умеренный риск (50: 50). Они готовы на трудовой подвиг но лишь в том случае, если они, а не кто-то другой, влияет на способ достижения результата. Контролировать рабочую ситуацию — главное условие мобилизации усилий для достигающих, т.е. творческих, индивидов. Применяя картинки, которые раскрывали жизненные ситуации, случавшиеся с испытуемыми, Макклелланд идентифицировал три типа потребностей, служивших источником мотивации организационного поведения как на уровне индивида, так и коллектива в целом: • власти — стремление установить контроль над другими людьми, вли • достижения — стремление делать нечто лучше или более эффективно • аффиляции — стремление находить друзей и поддерживать с людьми Потребности достижения, власти и аффиляции в концепции Макклел-ланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдорфера. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать принципиальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Руководство очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее циничном значении этих слов. Анализируя различные способы удовлетворения потребности власти, Макклелланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и специализированные формы для проявления своего воздействия... положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать». Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две группы: 1) те, кто стремится к власти ради возможности властвования над другими — при этом интересы организации часто отходят на второй план; 2) люди, стремящиеся к власти ради ускорения решения определенных групповых задач. Сама по себе потребность в достижении, если ее не сопровождает мотив власти, не предопределяет управленческий успех. Однако и человек, привыкший только командовать, пусть не готовит себя для менеджерской должности. Ему недостает мотива аффиляции — умения и желания работать с людьми как равными себе. Потребность достижения находится где-то посередине между потребностями в уважении и самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Наиболее характерна такая мотивация для среднего класса. Здесь она становится массовой силой, определяющей образ жизни целой социальной группы. Менеджеры и предприниматели — авангард среднего класса — воплощают мотивацию достижения в значимой символической форме, системе статусов и каналах вертикальной мобильности. Мотивация достижения превращается здесь в культуру достижения, его репрезентативный модус вивенди. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает Макклелланд: «Не важно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточной степени свободы и инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает». Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с поставленными результатами. Потребность в аффиляции. Мотивация на основе потребности в причастности по Макклелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений. оказании помоши другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельную группу. Считается, что благодаря усилиям Макклелланда и Аткинсона разрозненные исследования о мотивации достижения превратились в стройную научную теорию. В 1961 г. выходит знаменитый бестселлер Дэвида Макклелланда «Достигающее общество». В нем рассматривается применение теории достижения к самым разным областям — теории научения и восприятия, автономному обучению, кросскультурным исследованиям. Среди них важное место занимали вопросы предпринимательской деятельности. Макклелланд связал мотивы не с тем, что движет человеком от природы, а с социальным окружением человека. Он рассматривал мотив как социально приобретенное качество, а мотивацию — как определенную конфигурацию мотивов. Он пытался определить силу или уровень мотивации к достижению. В наибольшей степени, считал он, она характерна для бизнесменов, в меньшей степени — для менеджеров и служащих. Потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их. Мотив достижения стал у него основным побудителем к занятию бизнесом, а предприниматели отличались от других людей тем, что были способны взять на себя высокую ответственность. Изучив в лабораторных экспериментах весь спектр уровней, или силы мотива достижения, ученый установил, что у предпринимателей он был самым высоким. Его деятельность связана с удачливостью и риском, но протекающими в рамках рационального поведения. Описывая характеристики достигающего индивида, Макклелланд провел следующий эксперимент. Его участников просили набрасывать кольца на колышек с любой дистанции, какую они выберут. Большинство бросали случайно, то близко, то слишком далеко. Иначе вели себя достигающие индивиды. Они тщательно измеряли, с какого расстояния они удачнее всего смогут проявить свою компетентность — не слишком близко, дабы задание не выглядело до нелепости легким, и не слишком далеко, чтобы его выполнение было невозможным. Они выбрали умеренно трудный путь, но потенциально ведущий к достижению цели. В биологии это явление известно как принцип перегрузки. Например, при поднятии тяжести задание не ставят чрезмерно легкое или чрезмерно трудное, что могло бы повредить организму. Сила должна расти вместе с поднятием тяжести так, чтобы задание было трудным, но реалистичным, достаточным, чтобы «растягивать» мышцы. Но ведут ли себя индивиды с высокой мотивацией достижения таким образом все время? Нет, только в том случае, если они могут влиять на результат. Достигающие индивиды не игроки. Они предпочитают работать над проблемой, а не предоставлять результат на волю случая. В терминах менеджера, постановку умеренно трудных, но потенциально достижимых целей можно интерпретировать как установку на риск. Многие склонны к крайностям — либо к неоправданной спекулятивной игре, либо к минимизации любой вероятности проигрыша. Игрок выбирает наибольший риск, ибо результат вне его власти, поэтому он не способен рациональным образом отделить личную вину за проигрыш и неудачное стечение обстоятельств. Консервативно настроенные индивиды выбирают очень маленький риск. Достижение здесь невелико, но зато гарантированное. Небольшой риск не порождает опасности ошибиться, а стало быть, не порождает упреков совести за допущенные ошибки, которые нередко вызывают высокий стресс. Достигающий индивид выбирает средний путь с умеренным риском, так как ощущает, в какой степени он способен влиять на конечный результат. В бизнесе подобный агрессивный реализм — знак успешного предпринимателя. Другая особенность достигающего индивида — концентрация на личном достижении, а не на материальном вознаграждении успеха. Хотя он не отклоняет материальное вознаграждение вовсе, оно не имеет для него значения, как достижение само по себе. Деньги значимы для него прежде всего как измерение профессионального исполнения, оценки степени прогресса в работе и сравнения личных достижений с успехами других. Обычно он не ищет деньги ради статуса или экономической безопасности. Почему достигающие индивиды часто встречаются в таких видах деятельности, как торговля, управление малым бизнесом? Здесь нет крупных структур, поэтому они быстро получают обратную информацию о том, насколько успешным было их исполнение. Обратная связь — вот в чем они больше всего нуждаются. Они получают информацию о своей работе. Они не нуждаются в оценке своих личных качеств или способности взаимодействовать с коллективом. Им нужна информация о выполнении задания. Но почему достигающие индивиды столь успешны? Обыкновенно они проводят время в размышлениях о том, как сделать свою работу лучше. Они знают, там где человек начинает с размышления, дела начинаются успешно. Студенты с одинаковыми умственными способностями добиваются разных успехов в учебе в зависимости от того, сильно или слабо у них выражена мотивация достижения и соответственно много или мало времени они тратят на продумывание способов сделать свою работу лучше. Сравнивая различные страны, Макклелланд обнаружил в экономически продвинутых больший процент достигающих индивидов. В одних классах и группах населения таких индивидов больше, в других меньше. В семьях среднего класса (купцов, менеджеров, профессионалов, специалистов по продажам) чаще воспитывают достигающих индивидов, чем в других классах. В этом причина того, почему они продолжают развиваться экономически и социально. Когда достигающего индивида продвигают на руководящую должность, он может с ней справиться. Он знал, как надо хорошо делать вещи, и был высоко ориентирован на задачу. Он ожидал, что и другие будут справляться со своей работой также. В результате он не успел развить у себя навыки отношений с людьми. На новом посту успех зависит не только от него самого, но и от усилий других, которыми он призван руководить. Будучи отлич ным индивидуальным производителем, он не обязательно станет эффективным руководителем коллектива. Как менеджер, он должен добиваться успеха через усилия других людей, а не через собственные. От парадигмы «высокая ориентация на задачу — низкая на отношения» он должен перейти к другой — «низкая ориентация на задачу — высокая на отношения». Став менеджером, он будет мешать работать таким же компетентным достигающим рабочим, каким он был раньше сам. Таким образом, хотя достигающие индивиды необходимы организации, они не обязательно становятся наилучшими менеджерами. Макклелланд связал мотивы не с тем, что движет человеком от природы, а с социальным окружением человека. Он рассматривал мотив как социально приобретенное качество, а мотивацию — как определенную конфигурацию мотивов. Макклелланд определил три условия, при которых появляется мотив достижения: 1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела; 2) надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу или поражение; 3) успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, некоторой неопределенностью. Впервые в 1963 г. идеи Макклелланда применили на практике индийские бизнесмены. С тех пор теория мотивации используется на тысячах предприятий и компаний по всему миру1. Целерациональное поведение — это способ соединения риска и социальной ответственности (возможные санкции, которые могут быть применены в случае провала, отсроченная кара). См.: Aronoff J., Litwin G. Achievement motivation training and executive advancement // J. of Appl. Behavioral Science. 1971. Vol. 7(2), P. 215-229; Miron D., McClelland D. The impact of achievement motivation training on small businesses // California Management Rev. 1979. Vol. 21(4). P. 13-28. Мотивация достижения характеризует не только отдельных индивидов, но и целые общества. Эту идею Д. Макклелланд блестяще доказал на историческом материале, изложенном в его книге «Достигающее общество»1, которая вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. В первой, методологической, главе автор оговаривает рамки применимости к истории психологического и социологического подходов, доказывая, что их различия — объяснение поведения индивидов и действий больших масс людей — позволяют с разных сторон осветить общую проблему: каким образом изменение мотивации достижения, овладевшей всем обществом или его значительной частью, может повлиять на экономический рост страны. Сравнивая уровень потребности к достижению в разные исторические периоды, Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И, наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. Примером служит Япония. В 1961 г. Макклелланд предсказал ей экономический взлет в начале 1970-х гг. Так и случилось. Причиной, по его мнению, служат высокий уровень мотивации достижения у японцев и практика воспитания детей. В те времена японцы ставили перед собой трудные, но выполнимые задачи, использовали весьма эффективно свои скудные ресурсы, проявляли инициативность и брали на себя ответственность как за успехи, так и за неудачи. Они планируют наперед и находят наилучшие пути для осуществления своих замыслов. Кросскультурный анализ, проведенный Макклелландом, свидетельствует, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения заявляют о себе уже в ранние годы своей жизни. Но подобное случается при стечении двух обстоятельств: 1) их родители проявляют ответственность за своих детей; 2) общество поощряет развитие в людях индивидуальности. Кроме того, достигающее общество должно предоставлять индивидам достаточную свободу выбора. Помимо Японии, к такому типу обществ, по мнению Макклел-ланда, относится Америка. В четвертой главе автор приводит данные своего исторического анализа. Он сравнил популярную литературу разных стран в разные эпохи — античную Грецию, цивилизацию инков в Перу, средневековую Испанию, Англию кануна промышленной революции и Европу с 1920 по 1950 г. — и установил, что период распространения в литературе мотивов успеха предшествует периодам экономического подъема страны. И, наоборот, когда литературное воображение нации падало, приходила в упадок экономика. Литературная тематика лишь отражала культурные брожения и культурный прогресс в стране. Когда античные греки изменили практику социализации 2 McClelland D.C. The Achieving Society. N.Y., 1961. детей, сделав ее более сковывающей и несвободной, через некоторое время последовал общий упадок нации. Мотивация, связанная с личным успехом, потребностью в достижении, зарождается, по мнению американского психолога, в эпоху раннего капитализма. Вместе с сословным строем капитализм отвергает и мораль самоограничения. На каждые сто строчек английской драмы, описаний путешествий и народных баллад, проанализированных Д.Макклелландом, в 1400— 1500 гг. приходилось в среднем 4,6 строчки, связанных с мотивом достижения, в 1501 — 1575 — соответственно 4,79, в 1576—1625 — 4,81, 1776— 1830 — 6 строчек. Потребность в достижении, в противоположность установке на спасение души или стоическому идеалу «спокойной жизни», занимает теперь центральное место в системе социальных и личных ценностей. После этого Макклелланд исследует связь политического режима (диктатуры) и достигающей мотивации, религии и ценностной системы, предопределяющей экономический рост. В пятой главе «Психологические факторы экономического роста» Макклелланд анализирует взаимосвязь таких переменных, как аффиляция и рост населения, власть и диктатура, ценностные установки и экономический рост, универсализм и партикуляризм, предписываемые и достигаемые статусы, коллективизм и самоориентация, аффективная нейтральность, рационализм и магия, оптимизм, мате риальные потребности, кооперация и рыночная мораль. Немало внимания в своей книге Макклелланд уделяет различным формам активизма, именуя его «духом Гермеса»: спортивному азарту, путешествиям, социальной мобильности, экспрессивным общественным движениям. Две главы своей знаменитой книги он посвящает поведению предпринимателей и их социальным истокам, в связи с чем касается механизма принятия управленческих решений, инструментального поведения, принятия ответственности, сравнительного анализа деятельности менеджеров в разных странах (развитых и развивающихся), бизнес-рекрутмента и социально-классового происхождения предпринимателей, сопоставления ценностных ориентации и поведения менеджеров и предпринимателей. Читателя, впервые столкнувшегося с книгой Макклелланда, поражает кругозор автора, который берется буквально за любую тему и при этом считает, что все они связаны с мотивацией достижения. Действительно, в заключительных главах мы обнаруживаем анализ таких явлений, как коммунистическое и католическое движение, практика воспитания детей в разных культурах и эффект доминирования в семье отца, взаимосвязь классовой позиции и религии, влияние на достижение идеологии и системы образования, мотивация достижения у евреев и позитивный мистицизм. Широта кругозора Макклелланда вовсе не означает бессистемности его взглядов. Напротив, в столь разных явлениях ему удается выделить организующий их стержень — все это сферы общественной жизни, исторические эпохи, культуры, типажи людей, которые выступали причинами, объектом, последствиями или сферой доминирования мотивации достижения. Про- следить динамику психологических факторов на огромном историческом пространстве, которое заполнено большими группами, эпохами и цивилизациями, означает, на наш взгляд, нащупать социологический подход к вещам, которые раньше казались находящимися в компетенции психологии. Попытку развить идеи Макклелланда о мотивации достижения и путях развития западного общества предпринял, и весьма успешно, Гарольд Джонс в книге «Характер личности и судьба нации»3. Осветив основные положения теории Макклелланда и результаты его кроссисторического исследования, автор углубляет анализ по нескольким направлениям. Главными среди них являются религиозный, социальный и исторический. Он согласен с Макклелландом в том, что религиозный фактор сыграл значительную роль в становлении европейского типа мотивации достижения, особенно протестантизм. Вместе с тем он добавляет, что тяжелый труд, духовная аскеза и неустанное моление средневековых монахов предшествовали развитию трудовой этики, которую привнес в Западную Европу протестантизм. Вклад протестантской этики в экономическое развитие данного региона заключался в формировании принципов индивидуальной ответственности перед Богом и поощрении исполнительского мастерства. Трудовая деятельность отныне считалась тем способом, каким верующий мог заслужить спасение души. По мнению Макклелланда, протестантизм надо рассматривать как первую в мире попытку служить институциализацией мотивации достижения. Инкультурация протестантизма в тело западноевропейской цивилизации удивительным образом совпала с двумя важнейшими историческими событиями — началом великой индустриальной революции и началом миграции европейцев в Америку. Еще в XIX в. известный экономист Альфред Маршалл доказал, что предшествующие 100 лет развития цивилизации — это результат распространения по миру западных ценностей. Именно они служат ярким воплощением мотивации достижения. В четвертой главе своей книги Г. Джонс взялся обосновать справедливость этого положения на анализе американской литературы XIX в. Распространению ценностей трудовой этики и предпринимательства в американском обществе того периода способствовали эссе философа Р. Эмерсона и школьная книга для чтения McGuffey's Reader, которые сформировали характер нации таким, который обеспечил дальнейшее экономическое процветание. Однако американская нация вдохновлялась не только литературными, но и реальными героями. Рокфеллер и Карнеги, ставшие живым воплощением американской мечты, доказывают своей судьбой жизненную силу мотивации достижения. Г. Джонс подчеркивает, что для нации очень важно иметь перед собой образец реального воплощения тех этических ценностей, которые проповедует религия. Люди, сделавшие себя сами, обогащают не только себя, но и страну. В результате их труда США к концу XIX в. имели самые высокие стандарты жизни в мире. Проследив судьбу выдающихся личностей, Г. Джонс обращается к возникновению в США «нового класса» — интеллектуалов и бюрократов, которые отличаются от других не только высоким уровнем мотивации достижения, но также стремлением к оправданному риску, инновациям и верой 3 Jones Harold В. Personal Character and National Destiny. St. Paul, Minn., 2002. в научно-технический прогресс. Подробно анализируя период с 1885 по 1912 г., Г. Джонс описывает механизмы социального восхождения «нового класса». Это время было достаточно противоречивым. Американская мечта честного превращения нищего в миллионера в тот период не то чтобы превращалась в прах, но ее очень сильно компрометировали всевозможные слухи, в том числе раздуваемые американской прессой, о грабителях-баронах {robber barons), нечестно наживших состояния на спекуляциях с нефтью. Одновременно с «новым классом» рождались новые олигархи, а это значит, что на смену классическому капитализму с неограниченной рыночной конкуренцией приходит монополистический капитализм, где богатые и сильные подминают под себя слабых и бедных. Общество почувствовало разительные перемены, появилась реальная угроза ограничения свободы предпринимательства и честного обогащения. В начале XX в. государство превратилось из гаранта рыночных свобод в социального регулятора, выражающего интересы «нового класса» и его верхушки — олигархов. Отныне именно эти силы навязывали обществу представления о том, что такое справедливость и процветание. Гегемония государства и неверие в позитивный характер индивидуальной свободы повлияли на характер нации и привели ее к депрессии 1930-х гг. (рис. 42). Рождается новое поколение американцев, считающих бизнес нечестным делом. Недоверие бизнесменам продолжается, по данным многих американских исследований (не только Г. Джонса), вплоть до 1990-х гг. Новый всплеск доверия к американскому бизнесу в конце XX и начале XXI в. объясняется кардинальными изменениями в социальной структуре американского общества. Сегодня более 2/3 населения США являются акционерами и людьми достаточно состоятельными. Не доверять бизнесу в таких условиях означает не доверять самим себе. Многому американцев научила Великая депрессия 1929—1932 гг. Она выявила полную несостоятельность политики государственного регулирования. Разорение миллионов американцев, крушение предприятий и банковской системы, миллионы безработных и очереди у пунктов бесплатной Рис. 42. Падение производства во время Великой депрессии раздачи пищи обнажили глубокий моральный кризис общества, разочарование простых граждан в великой американской мечте. Однако нация нашла в себе силы возродиться, и опять же благодаря давнему источнику — индивидуальному предпринимательству, трудолюбию, честному бизнесу и протестантским ценностям. Мотивация достижения еще раз выручила американскую нацию и предопределила ее экономический подъем, а затем и мировое господство. Анализ прессы и художественной литературы 1940-1960-х гг., проведенный еще Макклелландом, показал, что ощущение и страх перед кризисом не покидал американцев все эти годы. Кризисное сознание — посттравматический синдром и элемент культурного шока проявлялись во всех сферах жизнедеятельности общества, так называемая советская угроза, представление об СССР как воплощении мирового зла являлись частью кризисного сознания (его еще называют ориентацией на кризис). По мнению Г. Джонса, литература 1960-х гг. демонстрирует неуважение американцев ко всем институтам об щества и кризисное состояние мотивации достижения как элемента общественного сознания. Страх перед очередным кризисом, разрушение традиционных ценностей американского общества показали рядовым гражданам, что они все еще не контролируют свою собственную жизнь. Сохранившийся на несколько десятилетий кризисный синдром показывает, насколько хрупкими являются равновесие общественного сознания, традиции и ценности общества, мотивация достижения как социетальная предпосылка успехов общества. Книга «Достигающее общество» вышла в 1961 г. и не могла проследить нынешние события. Отчасти их анализ дается во множестве статей Макклел-ланда, вышедших в период с 1965 по 1998 г. Однако той силы и остроты анализа глобальных событий в них уже нет. Макклелланд сосредоточился на практике управленческого консультирования и те проблемы, которые интересовали и вдохновляли его в молодости, уже больше не попадали в поле его внимания. Единственная социологическая книга, до сих пор входящая в число лучших произведений американской научной мысли XX столетия, была скорее исключением в его творчестве. Однако она дала пищу для размышления многим мыслителям, в том числе пресвитерианскому священнику Г. Джонсу.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |