Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защитные механизмы личности




Наша эпоха тревожит и подавляет человека. Человек не может жить с постоянным ощущением тревоги. Бессознательные механизмы психики подростка будут вызывать психологическую защиту личности от факторов, способных усилить чувство тревоги. Угнетение и подавление — мощные силы, вызывающие психические болезни. Многие люди не могут адапти­роваться к окружающей обстановке. Многие болезни происходят в резуль­тате конфликтов между осознанным и бессознательным. Человека разди­рают противоречия между тем, каков он на самом деле, и тем, каким он себе кажется. Человек раздвоен между своими желаниями и своими действия­ми. В восьми случаях из десяти психолог констатирует, что его пациент — неудачник, который не может приспособиться к работе, эпохе и к самому себе из-за многочисленных внутренних конфликтов.

Если человек не способен эффективно контролировать жизненные си­туации, в которые он иногда попадает, на помощь ему приходят механизмы психологической защиты «Я». Они действуют бессознательно, позволяя ос-

кофе, но и он у них на пятом, у нас на девятом месте). Нас объединяет любовь к простой воде (первое место у американцев, второе у нас) и к молоку (второе у американцев, четвертое у нас).

Похоже, унификация образа жизни в странах, миновавших индустриальную революцию, за­шла очень далеко. Мы едим и пьем одно и то же, вариации тут связаны с уровнем благосостоя­ния гораздо больше, чем с национальными тра­дициями. Мы отдаем досуг одним и тем же за­нятиям. Если еще вспомнить, сколько американ-


ских фильмов мы смотрим по телевидению, сколько телевизионных шоу мы у них позаим­ствовали с самыми легкими модификациями и без оных, если особо помянуть джинсы, крос­совки, музыкальные группы... Да мы же просто близнецы-братья! Только заокеанский брат побо­гаче.

Национальные кухни вытеснены в дорогие рес­тораны, национальная одежда — на плечи участ­ников фольклорных ансамблей, которые и испол­няют национальные песни и пляски. Сколько бы ни издавалось указов по охране и установлению режима наибольшего благоприятствования для национальной культуры, домохозяйки всего за­падного мира будут, затаив дыхание, следить за похождениями героев латиноамериканских сериалов, а молодежь обмениваться кассетами и дисками с последними записями модных групп совершенно независимо от их национальной при­надлежности.

Прусс И. Хлеб, вода и телевизор — лучшие дру­зья россиян и американцев // Знание-сила. 1998. №8.

лабить стресс и тревогу. Защищая внутренний мир личности, они искажа­ют действительность, препарируют ее в выгодном для нас свете или отри­цают негативные сигналы.

Психологическая защита система механизмов, направленных на мини­мизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут про­воцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я».

Понятие «защитные механизмы» было введено Зигмундом Фрейдом для «общего обозначения техники, которую эго использует в конфликтах, мо­гущих привести к неврозам»20. Фрейд любовно коллекционировал такие факты, как оговорки, забывания, описки и ошибки. В своей клинической

практике он перевидал немало людей, находящихся в разладе с собой и ми­ром. Они совершали иррациональные поступки, формулировали неадекват­ные мысли, демонстрировали иллю­зии восприятия, и все это требовало объяснения. Похожие реакции оформ­лялись в диагнозы. С удивлением он обнаружил, что подобные диагнозы, причем не в менее выраженной фор­ме, встречаются также у людей, кото­рых принято называть здоровыми. Для объяснения этого Фрейд в 1884 г. и ввел понятие психологическая за­щита. Он трактовал защитные механизмыкак форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальны­ми требованиями (запретами). Его дочь Анна Фрейд, автор классического труда «Я и защитные механизмы», развившая теорию своего отца, подчер­кивала, что «"эго" — защитные механизмы — бессознательны, и они отвер­гают требования инстинкта»21. А. Фрейд известна прежде всего как основа­тель детской психотерапии, и защитные механизмы она наблюдала у под­ростков.

Психологическая защита сегодня признается и описывается во всех те­ориях личности, в разных подходах к человеку. И хотя типологии защитных механизмов различаются, а ответы на вопрос «почему» совсем не совпада­ют с ответом Фрейда, в целом сохраняется определение защиты, предложен­ное им. Защитные механизмы или психологические защиты — это совер­шенно неосознаваемые и достаточно характерные для человека системати­ческие попытки, которые он предпринимает, чтобы защитить себя от неприятных переживаний, душевной боли и тревоги.

Исследования показывают, что информация о себе, противоречащая сложившемуся образу «Я», усваивается гораздо хуже, чем информация, под­крепляющая его, а иначе и вовсе не воспринимается. В частности, люди

20 Freud S. The Problem of Anxiety. N.Y., 1936. P. 43.

21 Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. L., 1946. P. 9.

лучше запоминают те оценки своих качеств, которые совпадают с их само­оценкой. Они стараются так объяснить свои промахи, ошибки и неудачи, чтобы это не разрушило уважения к себе, не унижало нас в собственных глазах. Для этого психика человека и вооружилась защитным механизмом. Люди фильтруют информацию извне, пропуская лишь то, что идет во бла­го целостности внутреннего мира — «Я-концепции» человека.

Таким образом, защитные механизмы обладают двумя очень важными для нас чертами:

отрицают, искажают или разрушают реальность;

действуют бессознательно, т.е. автоматически и молниеносно. Ежедневно мы совершаем какие-то поступки, что-то говорим, о чем-то

судим и как-то оправдываем свои действия. На первый взгляд мы все это делаем сознательно, но всегда ли это так в действительности? В большин­стве случаев здесь проявляются механизмы психологической защиты (рис. 40), с помощью которых наше «Я» позволяет нам преодолевать кон­фликты, порождающие тревогу.

Рис. 40. Механизмы психологической защитыэто мощная оборонительная стена, помогающая человеку избавиться от атаки неприятных ощущений, воспоминаний, переживаний

Механизмы психологической защиты достаточно многообразны. Они изучались 3. Фрейдом, А. Фрейд, А. Адлером и многими другими учеными. А.Фрейд предложила считать защитными следующие «психодинамические» механизмы: вытеснение (подавление), регрессию, образование реакции,

изоляцию, отрицание (аннулирование) совершенного действия, проекцию, интроекцию, обращение на собственную личность, превращение в свою противоположность, сублимацию22. Особенность предложенного ею спис­ка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, кото­рые непроизвольно или частично осознанно используются преимуществен­но для защиты от внутренних фрустраторов. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фруст­раторов: бегство (уход) от ситуации, отрицание, идентификация, ограни­чение «Я». Другие психологи добавили список следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: рационализация, фантазия, конвер­сия, символизация, перемещение. Психоаналитики К. Холл и Г. Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов: 1) отрица­ющих или искажающих реальность; 2) действующих на бессознательном уровне. Они полагали, что защитные механизмы могут искажать факты как внутренней, так и внешней реальности23.

Среди главных механизмов психологической защиты можно выделить следующие: подавление, реактивное обучение, отрицание и отвергание, вытеснение, сублимация, проекция, рационализация и др. Сейчас психо­логи насчитывают более двадцати видов защитных механизмов, которые различаются по эффективности, зрелости и по конфликту, породившему их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней ре­альности).

Репрессия (или вытеснение, подавление) — фундаментальный защитный механизм, который исключает из памяти неприятные встречи, события, происшествия, травмирующие психику. Это благодаря ему мы вспоминаем о прошлом ностальгически — как о самой безоблачной поре жизни. Оно очищено и потому представляется нам как самое лучшее, что с нами было. Репрессия состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Мы успешно забываем о невыполненном обеща­нии, некрасивом поступке. Причем это не лицемерие. Человек «честно» забывает, не видит, не знает. Подавление желаний — удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окон­чательным, оно часто является источником телесных заболеваний психо­генной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутству­ет в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности.

Вытеснение означает замену недостижимой цели другой, вполне дости­жимой; переориентацию импульса или чувства с одного объекта на другой, более доступный. Это наиболее рано появляющийся вид зашиты от внут­реннего конфликта. Травмирующая информация не перерабатывается со­знанием, а просто вытесняется в бессознательное, как бы забывается. Такое активное устранение из сознания болезненных чувств, неприятных воспо­минаний, неприемлемых мыслей и желаний — наиболее эффективный спо­соб защиты. Вытеснение можно проиллюстрировать классическим приме-

22 Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946. P. 52.

23 Hall C, Lindzey G. Theory of Personality. N.Y., 1957. P. 11.

ром человека, который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где он целый день должен был безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника. Таким образом, неприятности по работе мы вымещаем на муже, жене, детях или собаке, но не начальнике — непосредственном виновнике. Вытеснение, как способ защиты, характерно для инфантильной, незрелой, истерического склада личности и очень часто встречается у де­тей. По 3. Фрейду, «вытеснение» выступает основой для большинства дру­гих защитных механизмов, так как маскирование угрожающих импульсов и воспрепятствование их проникновению в сознание является первой опе­рацией многих других более сложных механизмов защиты.

Отрицание реальности — частный случай вытеснения. Наше сознание не просто отвергает опасную ситуацию, а еще и заменяет ее на какую-нибудь воображаемую и безопасную. Это то самое «бегство» в грезы, фантазию, сказку, к которому многие из нас прибегали в детстве, а некоторые продол­жают прибегать и до сих пор. Оно вы­ражается в бессознательном отказе до­пустить существование определенных фактов или в изменении реальности с целью приспособить ее к своему пове­дению. Сказанное относится, напри­мер, к ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дороге и при этом громко поет, или к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих раз­говоров о своей болезни и даже строя долгосрочные планы. Отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или вызывающее тре­вогу событие действительно произошло, проявляется в форме ложных при­поминаний. 3. Фрейд считал, что механизм отрицания реальности свой­ствен прежде всего маленьким детям или людям с неглубоким интеллек­том24.

Сублимация — удовлетворение нереализованных желаний, прежде всего эротического и агрессивного характера, в другой деятельности, которая социально одобряется. При этом энергия перенаправляется на новые цели, в частности, имеющие культурный характер (художественное или интеллек­туальное творчество). Она представляет собой разновидность вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение. Она заключается в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. Подобное может произойти со всяким, кто остановил свой выбор на какой-то любимой профессии, продуктивно работает и добивается тем самым со­циального признания. Любимое занятие для таких людей своего рода заме­на удовлетворения психических побуждений, блокированных в детстве. Так, дети, у которых подавлялись садистские наклонности, могут стать мясни­ками или хирургами. Сублимация считается обязательным элементом по­этического творчества: в стихах мы порой добиваемся того, чем не можем обладать в действительности, или высказываем те чувства, в которых стес­няемся признаться возлюбленной даме. По 3. Фрейду, человеческая циви­лизация является следствием проявления именно сублимации.

4 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Замещение — перенос реакции с недоступного на доступный объект. Сотрудник, испытывающий раздражение на коллегу, но не имеющий воз­можности его выразить, выпускает пар дома, набрасываясь на жену и детей или пиная попавшую под ноги кошку. Замещение действием более эффек­тивно для личности, чем замещение словом. Ярость, гнев или сильное стра­дание легче преодолеваются через физические нагрузки: работа на строй­ке, мытье окон, стирка, вывоз мусора, перекапывание огорода, заготовка дров, перестановка мебели или интенсивные занятия спортом.

Регрессия — это возврат на более раннюю стадию развития, к более при­митивным способам реагирования, нормам поведения и мышления. Исте­рические реакции типа рвоты, головной боли, сосания пальцев, детского лепета, излишней сентиментальности, «сюсюканья», требования к себе внимания больше, чем обычно, предпочтения «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений, внезапно появившейся веры в колдунов и магию, способных помочь в трудной ситуации, — вот лишь не­полный перечень проявления регрессии как способа защиты от конфликта у взрослого человека. Устойчивые регрессии проявляются в том, что чело­век оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает

логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собе­седника, человек не развивается пси­хически, и порой возвращаются дет­ские привычки (грызть ногти и т.п.). Так же как и вытеснение, это один из самых ранних механизмов психо­логической защиты. К примеру, дети на любое негативное изменение ситуации реагируют как бы «возвратом» к прежним более ранним привычкам (перестает проситься на горшок, пла­чет по ночам, требует, чтобы его качали, и т.д.).

Этот механизм пускается в ход, когда мы не в силах принять реальность такой, какая она есть, не в состоянии с ней справиться, когда необходимо уменьшить тревогу или когда другие защитные механизмы «не срабатыва­ют». Возвращение к ранним стадиям развития позволяет взрослому вести себя аналогично ребенку. Замужняя женщина, вступив в конфликт с мужем, так же, как раньше в доме родителей, когда она была маленькой, начинает плакать, ожидая получить утешение и защиту. Обычно при реализации этого механизма уменьшается уровень притязаний. Обращение к более раннему и незрелому поведению при совладении с тревожащей ситуацией служит для того, чтобы снять с индивида субъективную ответственность за ее разреше­ние или воспроизвести ситуацию эмоциональной безопасности, бывшую в детстве. Действие механизма «регрессии» 3. Фрейд объяснял тем, что с его помощью индивид в ситуации фрустрации возвращается на одну из более ранних стадий психосексуального развития, в которой осталась зафикси­рованной часть психической энергии.

Проекция состоит в наделении других людей собственными чувствами, которые нам кажутся неприемлемыми. Старой деве, с ее подавленными, но не уничтоженными сексуальными влечениями, представляется, что все вокруг только и думают о сексе и ведут себя аморально. Механизм проек­ции прекрасно объясняет такие явления, как ханжество (ханжа проецирует

на других свои аморальные подозрения), национальные и расовые предрас­судки (ненавидимой этнической группе приписывают собственные отри­цательные черты). По 3. Фрейду, индивид маскирует свои неприемлемые импульсы, приписывая их другим, при этом угроза осознается, но воспри­нимается как идущая не от собственного «Оно», а от других. Проекция по­зволяет возложить на кого-нибудь другого, например, вину за свои ошиб­ки или недостатки25. Но возможна и такая ситуация, когда индивид припи­сывает другим свои положительные качества, отрицая тем не менее их у себя. Рационализация заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения. Это нарочито ра-

Уже в древности был хорошо известен механизм рационализации (Эзоп. Лисица и виноград)

зумное, надуманное, «притянутое за уши» объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признать которые значило бы перестать уважать себя как личность. Человек привле­кает здесь всю силу интеллекта для того, чтобы оправдать самого себя. По­суду мыть — не мужское дело, ответит муж на просьбу жены. Рационализа­ция всегда связана с оправдательным отношением к себе. В свое время

25 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М, 1993.

Фрейда удивило свойство людей направлять интеллектуальные способно­сти на оправдание действий, совершаемых ими по причинам, о которых они сами не имели понятия. Человек, потерпевший неудачу, успокаивает уязв­ленное самолюбие, снижая ценность объекта, к которому он стремился. Отвергнутый любовник может объявить, что девушка «не его круга» либо не так красива, как он думал раньше. «Эта девочка слишком глупа, чтобы тратить на нее время», — говорит молодой человек, ухаживания которого остались без внимания.

Рационализация проявляется повсюду: успех человек приписывает сво­им достоинствам, а неудачу — обстоятельствам; позитивные качества при­писывают своей группе, нации, стране, а негативные — чужой и т.д. Не толь­ко рационализация, но и другие защитные механизмы отвечают за поведе­ние людей, превращая его в непредсказуемый предмет социологического исследования.

По 3. Фрейду, необходимость «рационализации» возникает при чрезмер­ном давлении со стороны «сверх-Я», при этом у «Я» резко снижается спо­собность к собственному развитию, так как вся психическая энергия тра­тится на поиск социально приемлемых причин для реально осуществлен­ных недопустимых действий.

Реактивное обучение предполагает принятие человеком чувств и поступ­ков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления. Этот защитный механизм лежит в основе многих черт характера. В наибольшей мере он присущ слишком мягким и слишком сострадательным людям, к примеру, матерям, чересчур озабоченным опас­ностями, которые могут угрожать их детям.

Формирование противоположной реакции неприемлемой для сознания реакции на противоположную, например любви на ненависть, а ненависти на любовь. В период полового созревания первые ростки влечения к девоч­кам неосознанно дают о себе знать тем, что мальчики дергают за косы, де­рутся, обзываются, намеренно подчеркивая, как они их терпеть не могут. У молодоженов очень быстро любовь переходит в ненависть именно пото­му, что последняя — высшая степень и органическое продолжение первой.

Изоляция способ защиты, при котором содержание конфликта отде­ляется нами от тех переживаний (а они могут быть очень сильными), кото­рые с ним связаны. Мы можем, казалось бы, спокойно и бесстрастно, как бы наблюдая со стороны, прокручивать в памяти неприятную сцену и не чувствовать при этом ровным счетом ничего. Этот вид защиты хорошо из­вестен психиатрам как «синдром отчуждения», который часто наблюдает­ся у людей, переживших сильный шок, например, потерю близкого чело­века или стихийное бедствие. Так наше подсознание как бы оберегает нас от слишком сильных переживаний, угрожающих психическому здоровью.

Идентификация — неосознаваемое следование образцам, идеалам, что позволяет справиться с чувством собственной слабости или неполноценно­сти. Идентификация может произойти абсолютно с любым, даже не обяза­тельно одушевленным предметом, главное условие — чтобы он был силь­нее вас, чтобы принимался и одобрялся обществом. Например, стремление маленького мальчика во всем подражать отцу далеко не всегда означает безусловную любовь к нему, зачастую так проявляет себя подсознательный страх ребенка чем-то вызвать недовольство отца, его гнев. Кстати говоря, и

такое частое в наше время явление, как толпы фанатов, окружающих извест­ную поп-диву, имеет в своей основе механизм идентификации: так прояв­ляет себя смутное ощущение собственной никчемности, невостребованно­сти, непонятости, и личность подростка, пытаясь уйти от внутреннего кон­фликта, находит для себя удобный вариант защиты — походить на кого-то, кто кажется ему сильным и значимым26.

Сочувствие стремление завоевать внимание других людей, чтобы по­высить собственную самооценку, не заботясь о каких-либо реальных своих достижениях.

Аскетизм — отрицание, отказ себе в любом физиологическом удоволь­ствии: еде, сне, физических упражнениях, сексуальном удовлетворении. Аскетические тенденции, проявляясь после достижения половой зрелости, позволяют контролировать интенсивность сексуальных влечений. С видом полного превосходства подростки отрицают все «грязное», физиологиче­ское, словно в результате достигают чего-то весьма полезного.

Идентификация с агрессором бессознательное копирование человеком агрессивного поведения «вышестоящей» личности, которая давила и мучила его в детстве или делает это сейчас. При этом агрессивное поведение реа­лизуется в отношении подчиненных или собственных детей. Дети, воспи­танные авторитарными родителями, сами становятся тиранами для своих детей. Армейская дедовщина держит­ ся исключительно на этом феномене: новобранцы («духи») в течение перво­го года службы терпят измывательства от старослужащих («дедов»), а через год превращаются в мучителей для нового призыва парней. В китайской народной сказке смелый юноша, убивший дракона, сам превратился в дра­кона.

Альтруистическая уступка вместо того чтобы удовлетворять собствен­ные потребности, индивид старается помочь другим удовлетворить их по­требности, часто аналогичного статуса.

Инверсия подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чув­ствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противо­положное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе).

Десенситизация ослабление чувствительности по отношению к про­воцирующим чувство страха раздражителям. Американские психологи предлагают составить в иерархическом порядке список из 15—20 диском­фортных факторов, связанных, например, с экзаменами. Последним в спис­ке должен находиться наименее тревожащий, первым — наиболее непри­ятный фактор. Рассмотрим вариант такого перечня: 1 — процесс сдачи эк­замена, 2 — «вытягивание» билета, 3 — ожидание перед аудиторией, 4 — проезд из дома до места экзамена, 5 — утро перед экзаменом, 6 — вечер перед экзаменом, 7 — неделя перед экзаменом, 8 — месяц перед экзаменом,

Егорова Е. Поговорим о психологической защите (www.beautytime.ru).

9 — репетиция экзамена на время, 10 — репетиция экзамена без ограниче­ния времени, 11 — заметки об экзаменах в газетах, 12 — услышать слово «эк­замен», 13 — услышать слово «тест», 14 — ряды пишущих людей, 15 — пис­чая бумага,.. 19 — ручка, 20 — карандаш. Надо зримо представить себе каж­дый фактор по очереди, начиная с № 20 (карандаш). Если ощущение психологического комфорта и покоя не нарушается, то последовательно продвигаться дальше. Если на каком-то из кадров этого своеобразного филь­ма вы споткнетесь, то следует прервать его «просмотр» и вернуться назад — на 1—3 позиции. Если, снова дойдя до «тревожащего» кадра, вы испытыва­ете дискомфорт, надо прекратить «просмотр фильма» и заняться релакса­цией, прежде чем двигаться дальше. Когда вам удается представить себе саму ситуацию экзамена и не испытать при этом ощущение страха, то у вас име­ются хорошие шансы на успех. Практические советы по самой технике сдачи экзаменов: не заниматься самокритикой во время подготовки и ответа,

никаких самоуничижительных ком­ментариев, использовать позитивные самокомментарии, которые настраи­вают на конструктивный подход27.

Интроекция — присвоение обще­ственных ценностей и стандартов, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Проявляется в том, что у индивида происходит повыше­ние собственного социального стату­са за счет «срастания» с различными институтами власти. По Ш. Ференци, интроекция — это включение, через «идентификацию», в структуру «Я» эле­ментов внешнего мира для перенесения на них эмоционального заряда.

Избегание попытка избежать встречи с объектами, которые вызывают неприемлемые желания.

Уход в болезнь — человек отказывается от ответственности и самостоя­тельного решения проблемы, оправдывает болезнью свою несостоятель­ность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Компенсация восполнение своих психических или физических недо­статков или слабостей подчеркиванием желательных черт характера или достижений в другой области. По А. Адлеру, при компенсации комплекс неполноценности устраняется из сознания за счет целенаправленного раз­вития психических или физических функций, приводящего к переживанию чувства адекватности.

Гиперкомпенсация восполнение собственной слабости через усиленное развитие соответствующей области, возможно, в ущерб другим областям (заикающийся Демосфен). По А. Адлеру, при гиперкомпенсации не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но — за счет достиже­ния какого-либо общественно значимого результата — приобретается по­зиция доминирования в отношении других.

Вначале психологическая зашита рассматривалась только как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальны-

27 Спичак С.Ф. Помоги себе сам. Приемы психологической защиты как фактор стабилизации лич­ности (http://cognitiv.chat.ru).

ми требованиями и запретами и как механизм разрешения внешних конф­ликтов, адаптации. В современной психологии термин «психологическая защита» трактуется значительно шире. Это целая система привычных реак­ций человека, которая помогает устранить, или, если это невозможно, све­сти к минимуму негативные, травмирующие личность переживания. Пере­живания эти, как уже говорилось, связаны как с внешними, так и с внут­ренними («не в ладах сам с собой») конфликтами, и, как следствие, с чувством тревоги, дискомфорта.

Действием защитных механизмов нередко объясняется рассогласова­ние мыслей, слов и действий. Социологам приходится сталкиваться с ними в своих исследованиях. Начальник спрашивает работника, почему он не выполнил порученное неделю назад задание. А тот искренне удивляется: он бессознательно забыл то, что ему неприятно (репрессия). В середине 1980-х гг. одесские социологи под руководством проф. И.М. Поповой провели исследование: они попросили рабочих назвать из числа имеющих­ся у них на предприятии профессий ту, которая им нравится больше дру­гих, а затем мотивировать выбор. Отмечая профессию вальцовщика, рес­понденты указывали, как на фактор ее привлекательности, не то, что там платят больше (ориентация на материальное вознаграждение считалась в те годы «низменным» побуждением), а то, что эта работа «общественно значимая, интересная, разнообразная» (хотя ничего такого в действитель­ности не было). Таково типичное действие механизма рационализации.

Особое значение психологическая защита приобретает в юношеском воз­расте, поскольку этот возраст связан с увеличением напряжения из-за не­обходимости выбора жизненного пути и профессионального самоопреде­ления. Результаты исследования Т.В. Тулупьевой2* показали, что в юношес­ком возрасте присутствуют все виды психологической защиты, однако

степень выраженности их неодинако­ва. Наиболее ярко выражена проек­ция. Причина связана с применяемым родителями механизмом воздействия на ребенка — воспитание через подра­жание образцам. Следующим по ин­тенсивности механизмом выступает рационализация. Она считается одним из зрелых видов защиты и по мере усложнения личности ее значение рас­тет. Регрессия, замещение, вытеснение занимают последние места. Регрес­сию и вытеснение считают примитивными видами защиты, и невысокие оценки по этим видам защиты могут свидетельствовать о достаточном раз­витии личности. У девушек больше выражен защитный механизм по типу реактивное образование, а у юношей — вытеснение. Поскольку реактивное образование подразумевает подмену негативного импульса или чувства на социально одобряемый, то можно предположить, что девушки чаще скры­вают от самих себя мотив собственного поведения. Возможно, причина ле­жит в том, что девушек больше осуждают за проявление каких-либо нега­тивных чувств в отношении к другим людям и они чувствительнее к внеш­нему осуждению. Со временем девушки научаются скрывать осуждаемые

28 Тулупьева Т.В. Особенности психологической защиты в период юности (www.psychology.spb.ru).

импульсы и чувства, заменяя их на противоположные. У юношей происхо­дит все иначе.

Корреляционную связь с возрастом имеют такие виды психологической зашиты, как вытеснение, замещение, реактивное образование, проекция и рационализация. С увеличением возраста уменьшаются вытеснение и про­екция, которые считаются примитивными видами зашиты. Это свидетель­ствует о развитии и совершенствовании личности. С возрастом больше всего увеличивается реактивное образование. Можно предположить, что чем старше юноша или девушка, тем более значимым становится для них мне­ние окружающих. К этому возрасту они уже достаточно хорошо распозна­ют то, какие чувства и импульсы являются положительными, а какие — отрицательными. Поскольку проявление неодобряемых чувств может изме­нить оценку окружающих и самооценку, отрицательные чувства заменяются на противоположные, для получения одобрения и сохранения самооценки. Чем старше юноша или девушка, тем больше проявляется рационализация и замещение. Полученные Т.В. Тулупьевой29 данные свидетельствуют, что 16 лет — возраст максимального проявления регрессии и компенсации.

В настоящее время психологическая защита рассматривается как част­ная форма копинг-поведения, т.е. поведения, направленного на приспособ­ление к тем или иным обстоятель­ствам жизни и, в частности, на пре­одоление эмоционального стресса. Кроме того, она интерпретируется еще и как способ снижения тревоги, чаще всего генерализованной, возни­кающей в ответ на напряженную эмо­циональную ситуацию, систематически и закономерно рождающуюся в жизнедеятельности человека (например, в семье).

Но у нее есть и минусы: войдя в привычку, регрессия, рационализация или вытеснение приобретают невротическую форму и используются в та­ких ситуациях, где они не нужны, где человеку лучше проявить активность, побороться с трудностями, попытаться изменить причины, которые спро­воцировали стресс. Иными словами, привычка уходить от реальности и жизнь в иллюзорном мире может окончиться полным крахом человека как самостоятельной личности30. Психиатры доказали, что с определенным типом психических заболеваний связаны вполне конкретные механизмы психологической защиты, а именно: с истерией — вытеснение, с неврозом навязчивости — механизмы образования реакций, эмоциональной изоля­ции и «делания не имевшим места», с паранойей — проекция3'.

За счет реализации психологических механизмов, как правило, достига­ется лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные про­блемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источ­ник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологи-

29 Тулупьева Т.В. Особенности психологической защиты в период юности (www.psychology.spb.ru).

30 Глейшман Г. и др. Основы психологии. СПб., 2001. С. 810—813; Крэиг Г. Психология развития. СПб..

2000. С. 412-414; Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб..

2001. С. 149-156; ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 129-133.

31 Peters U.H. Woerterbuch der Psychiatrie und medizinischen Psychologic Muenchen, 1984. P. 4-5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.