Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привычка человека




Вступив на стезю социализации, мы с раннего детства обучаемся прави­лам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Сознательное обучение предполагает разумное понимание реальных причин человеческих дей­ствий. Обучаясь новому, мы одновременно контролируем и управляем сво­им поведением. При этом огромную роль продолжают играть привычки.

Психологи рассматривают привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. А со­циологи видят в ней психофизиологическую основу культурных традиций, на базе которых формируются социальные институты и культурные прак­тики. В том и другом случае речь идет о понятиях «индивид» и «личность».

Привычки — это еще и новые навыки поведения, выполняемые одина­ково при каждом последующем воспроизводстве. Их также можно интер­претировать как повторяющиеся действия, не составляющие физиологиче­ской необходимости организма типа инстинктов или потребностей. При­вычное действие совершается автоматически, тем самым замещая человеку его инстинкты. И это очень важно, особенно для эволюции человеческого рода, так как привычки всегда означают редукцию инстинктов, их вытес­нение на периферию общественной жизни.

Привычку можно считать родиной потребностей. Если посещение уни­версама стало для вас утренней привычкой, когда вы, наполнив коляску продуктами, аккуратно расфасованными в пакетики, с наслаждением вы­куриваете сигарету, то удовольствие от нее перекрывает возможное неудо­вольствие от обязанности посещать магазины. Соединившись, то и другое превращается если не в желание, то в привычку посетить магазин и выку­рить в приятной обстановке, — а современные магазины нередко хорошо оформлены, — утреннюю сигаретку. Наша жизнь соткана из сотен тысяч по­добных привычек, а значит, соткана из них и социализация как неустанный процесс формирования нашего общественного бытия.

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникно­вением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении дан­ного действия.

Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения дей­ствия на той стадии его освоения, когда при исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положи­тельным эмоциональным тоном.

Привычка освобождает от стихийного образования мотивов и ведет к разгрузке психики от избыточного возбуждения. Это способствует стабили­зации внутреннего уклада и восприятия предметов внешнего мира. Привыч­ки поведения в стандартных ситуациях — это своеобразная защита нашего «Я».

Привычки занимают настолько важное место в социально приобретен­ном поведении, а зрелый человек на 60—80% состоит именно из него, что их называют второй натурой. А можно было бы назвать и первой. Если че­ловек при встрече с вами с завидным постоянством начинает старательно откручивать пуговицу от вашего костюма или нежно поглаживать и поче­сывать свою грудь, то это вовсе не значит, что он клептоман или у него че­сотка. Он просто не может иначе, эти действия ему необходимы, это его привычки, которые нередко еще называют второй натурой.

Привычные действия доставляют нам необъяснимое чувство комфорта и удовольствия. Возвращение к чему-то старому, когда-то уже бывшему с нами приносит нам радость, чувство успокоения. Физиологи объясняют это состояние тем фактом, что основой привычки является динамический сте­реотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.

Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, проте­кает легко, свободно, автоматизированно и вызывает положительный эмо­циональный тон. Привычное дей­ствие не вызывает сопротивления на­шего мозга, значит оно протекает экономнее, быстрее, легче, а потому приятнее, доставляя почти физичес­кое наслаждение. К старости человек на 90% соткан из привычек и лишь на 10% — из инстинктов.

По мнению А. Гелена, вся культура строится на системе стереотипных и стабильных привычек. Каждая из них касается только обособленной груп­пы предметов. Специализация привычек происходит путем их селекции, сохранения наиболее полезных. Привычки обладают огромной силой со­противления потоку времени.

Привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в ус­тойчивые черты характера. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства и соот­ветствующие действия выполняются без разду­мья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, ни секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на которую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ре­бенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспи­тание приучили его в таких ситуациях действо­вать мгновенно, не раздумывая. Это действие ста­ло психическим навыком, который включается автоматически. Это не что иное, как чувство дол­га, ответственность личности перед обществом. Действительно, формирование многих привы­чек начинается в раннем детстве, причем боль­шую роль играет подражание старшим. От их по­ведения в значительной степени зависит, какие привычки сформируются у ребенка. Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения чело­века. Следует различать полезные и вредные при­вычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положитель­ных черт личности, соблюдение правил поведе­ния в общественной и личной жизни, отрица­тельные — дезорганизуют наше поведение. Фор­мирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. Привычки прида­ют устойчивость системе воспитания, являются важной частью формиро­вания личности в целом.

У отдельных индивидов привычки проявляются в своеобразной манере держаться, ходить, производить разные движения, повторять известные слова и т.д. Многие привычки передаются по наследству, переходят от ро-

дителей к детям и становятся характерными чертами семейного клана или родового поместья, классов, сословий, народов. Другие привычки усваива­ются методом подражания, приобретая статус моды или обычая. Некоторые из них становятся национальными особенностями, выражающимися в особенностях быта, костюма, жилища, питания или образа жизни.

Существует целый класс привычек, которые выражают антропологию народа. Так, у многих племен Африки, австралийцев и ведов (остров Цей­лон) подмечена привычка стоять во время отдыха на одной ноге, подгибая другую, или, что еще чаще, упирая ее ступней в колено или голень стоящей ноги. Обыкновенный у европейцев способ сидения — на скамейке или сту­ле, или на земле с вытянутыми ногами — редко употребляется в Африке, Полинезии, Азии. Здесь распространено сидение на корточках, которое европеец способен вытерпеть очень короткое время, а также сидение на земле, но с согнутыми вертикально в коленях ногами, опирающимися в землю близ туловища, или, наконец, сидение калачиком, с подогнутыми ногами.

Походка, манера плавания, приемы лазанья, езды верхом, пристрастия в еде и одежде также неодинаковы у различных рас. Европеец, например, лазает, крепко обхватывая ствол ногами и руками; австралиец же идет вверх по дереву, крепко упираясь в него ступнями и перекидывая постепенно кверху захватывающие ствол руки. Привычка, получающая широкое рас­пространение и тесно связанная со всем укладом жизни племени или на­рода, называется обычаем или бытовой особенностью. К таким привычкам-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.