КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О чувстве меры
Многие пытаются избавиться от своих не самых привлекательных привычек, но делать это нужно с осторожностью, — считает Владимир Георгиевич. Если, допустим, пожилой человек поставит перед собой задачу избавиться от всех «вредных» привычек, которые он приобрел в течение жизни, это может оказаться непосильной нагрузкой на психику и тем самым даже ускорить его кончину.Так что некоторые привычки, возможно, и не следует преодолевать целиком, а просто постараться их скорректировать. В конце концов, человек, у которого нет привычек вообще, — это человек, скорее всего, больной. Существует такой тип неврастенического рас- стройства, когда люди боятся любых штампов, стараются их избегать, каждую даже малозначимую ситуацию пытаются анализировать как уникальную и соответственно найти из нее уникальный выход. Что же, остается только смириться с собственной психикой и, может быть, поискать «бревно» в своем глазу, а не разглядывать соринки в чужих. И если вы случайно и не в первый раз поймаете себя на том, что ваш палец в носу, отметьте про себя этот момент, прикиньте, что подумают окружающие, если увидят, и постарайтесь от этого избавиться. Вдруг получится. Аргументы и факты, 1996. № 11 16 Дольник В.Р. Беседы о человеке. Такое долгое, никем не понятое детство (http://archive. lseptember.ru). Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов. И у детей. В возрасте 2—4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы родители держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, проигрывали одну и ту же пластинку, включали один и тот же мультфильм и т.п. По мнению В.Р. Дольника, надо говорить о врожденной особенности поведения17. Научное объяснение дал Конрад Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно-следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять. Действие, в прошлом приведшее к успеху, многократно повторяется и превращается в привычку. Ее боятся нарушить, дабы не навлечь беду, не ошибиться, не попасть впросак. Отсюда следует, что, шагая по плитам, нельзя наступать на стыки, проходя по темному коридору, лучше не оглядываться. А людей суеверных и верящих в приметы — большинство. Правила хорошего тона, семейные и народные традиции — это тоже ритуалы. Религия же не только в высшей степени ритуализирована, но и требует от паствы не подвергать сомнению и анализу свои догмы. Так что каждый сам по себе человек и человечество в целом окружены привычками, принимающими нередко культурно оформленный вид. Поведение нормального взрослого человека очень сильно ритуализиро-вано. Приучение к ритуалам и церемониям, а их огромное число в нашей жизни, хотя мы этого и не замечаем, начинается с раннего детства. Так, приучение ребенка к горшку — это ритуал, правда, мы редко его так именуем. И таким мелочам нет счета. С годами число освоенных ритуалов, как и освоенных социальных ролей, нарастает. Таким образом, ритуализация нашей жизни, — а это обязательная сторона социализации, — носит накопительный, т.е. кумулятивный характер. В результате на старости лет мы считаем хорошими те обычаи, которым научили нас родители. Кроме того, что мы свято храним социальные ритуалы, переданные нам традицией нашей культуры. Таков наш культурный генофонд, помогающий нам оставаться самими собой и решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами сама жизнь. И это есть тот процесс, который раньше мы назвали инкультурацией. Как утверждает К. Лоренц18, значительная часть привычек, определяемых хорошими манерами, представляет собой ритуализованное в культуре утрирование жестов покорности. Хорошим примером может послужить жест, обозначающий внимание к собеседнику, который состоит в том, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему. Это движение выражает готовность внимательно слушать и, в случае надобности, повиноваться. В учтивых манерах некоторых азиатских культур этот жест очень сильно утрирован; в Ав- Дольник В.Р. Беседы о человеке. Такое долгое, никем не понятое детство (http://archive. lseptember.ru). 18 См.: Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»), М., 1994. стрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей, в других же центральноевропейских странах он, по-видимому, распространен меньше. В некоторых областях северной Германии он сведен к минимуму или вовсе отсутствует; в здешней культуре считается корректным и учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как это требуется от солдата, получающего приказ. Обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек вступает во взаимоотношения с внешним миром. Таков очередной парадокс человеческой жизни: каждый день мы с кропотливостью пчелы учимся только для того, чтобы завтра превратить в старое прежние навыки. Старое — это хорошо усвоенная привычка, базис нашей социализации. Человек, не имеющий привычек, всегда останется в статусе новичка. Новичок — это человек, которому незнакома среда, в которую его ввели или в которую он добровольно вступил. Она не только незнакома, но и непривычна. Термин «незнакома» подразумевает отсутствие информации о чем-либо. Однако с каждым новичком на предприятии, прежде чем познакомить с коллективом, в отделе кадров проводят беседу и сам он задает множество вопросов, стараясь получить исчерпывающую информацию о будущем месте работы. В строгом смысле будущее место работы нельзя называть незнакомым. Тем не менее оно остается таковым до тех пор, пока новичок не «врос» в коллектив, не стал для людей своим. А что это такое? Врастание, как и любая форма социальной адаптации, подразумевает формирование системы привычных действий, отношений, установок. Члены коллектива или другого сообщества через несколько дней перестают стесняться новичка, не испытывают настороженности или неловкости в его присутствии, запросто делятся сокровенными мыслями, обсуждают с ним жизненно важные проблемы. Из новичка он переходит в статус своего человека. Оба они — неформальные или межличностные статусы, предполагающие, что субъект этого статуса получил «прописку» в сообществе, свое место в неформальной иерархии отношений. И если ему присвоили новый статус, то это означает, что он стал своим. По отношению к нему у окружающих сформировалась система привычных реакций, связей, отношений. Привыкание к новичку — важнейший механизм включения индивида в систему межличностных отношений. Новичок усваивает не только ценности и нормы поведения, разделяемые данным сообществом. Он овладевает словарем мотивов данной группы, т.е. невысказанными объяснениями своих действий. В незнакомой обстановке, например в суде, от обвиняемого требуют объяснить мотивы своего поступка. Происходит это потому, что для судей и аудитории подсудимый — новичок. Друзья же и родственники не требуют от него таких объяснений: мотивы его поступков, как правило, им давно знакомы, поскольку они вместе живут, вместе выросли, прошли одинаковый путь социализации. Привычки — общепринятые образцы поведения, разговорной и письменной речи, изготовления вещей. Роль привычек велика. В речи мы переделываем многие слова под привычные — Ньютон или Ньютон и т.д. Стандарты — материальное воплощение привычек. Общепринятый размер гаек — помогает нам в мире вещей. Стандарт оформления сносок. Общепринятые вещи или данные внушают нам больше доверия, чем необщепринятые. Скрытый контекст поступков и действий, невидимая глазу мотивация и причины могут знать только люди, хорошо знающие друг друга, кто в сотнях и тысячах ситуаций встречал со стороны данного индивида повторяющиеся действия, реакции, переживания. Привычные действия, не вызывающие никакого удивления со стороны хорошо знающих вас людей, служат фундаментом согласованного взаимодействия в группе. Вы понимаете друг друга с полуслова, с полувзгляда — так, будто долго тренировались или репетировали. На самом деле никакой специальной подготовки для согласованных действий, если они протекают в будничной обстановке, не требуется. Они сами формируются через механизм привычки. Постепенно новичок думает в тех же самых выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать свой опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно. Он научается проводить более тонкие различия, и это в свою очередь позволяет ему принимать участие в еще более сложных формах кооперации. Знание нюансов — один из индикаторов привыкания к новой среде, успешной адаптации к ней. Перестроить привычное поведение, которое ориентировалось на старые нормы, нельзя за короткий промежуток времени. Усвоение норм — длительный процесс, ибо он требует, особенно у взрослого человека, изменения соседних сегментов личности: других привычек, взглядов, чувств, ценностных ориентации, «Я-концепции». Непроизвольно нарушать нормы мы учимся в раннем детстве: ребенок испытывает терпение родителей и прощупывает границы, до которых он может нарушать правила, не будучи наказанным. Стремление узнать, насколько далеко можно заходить, не получив наказания, свойственно практически всем взрослым. Иными словами, такая установка не зависит от возраста, с возрастом она лишь изменяет формы проявления. Но вот что странно. Став взрослым, человек оставляет лишь за собой право опробовать границы допустимого, отказывая в нем своему ребенку. Родители, чаще всего отец, строго наказывает за малейшее непослушание, начисто забыв, каким он сам был в детстве. Проявляя нетерпимость к детской девиации, сам взрослый допускает ее по отношению к себе: втихаря от своих детей и знакомых он ворует, обманывает, переходит дорогу в неположенном месте и т.п. Главное, чтобы не видели дети. Мотивация проста: взрослый не должен подавать дурного примера. Так складываются стандарты двойного поведения: мне отклонение разрешено, а моему ребенку нет. Если ребенок обнаруживает у взрослого эти стандарты, он легко перенимает их: курит втихаря, врет, пока не разоблачат, обещает и не сдерживает слово. Взрослые стремятся излечить ребенка от болезни, которой заражены сами. Детей они хотят видеть лучше, чем они есть сами. У них не должно быть двойной морали — одна система принципов для себя, другая для посторонних. Но дать правильных примеров для подражания и тем более заставить ребенка следовать им они не в состоянии. «Списывая кружева» со старших, ребенок идет самым легким путем, тем, каким в свое время шли они сами. Двойные стандарты при воспитании детей — недопустимы Если пример нарушения норм в семье подают родители, а к этому добавляются многочисленные и крупные нарушения, которые проявляют правительство, полиция, суды, государственные чиновники, министры и т.п., то у большинства людей, прежде всего у взрослых, складывается твердое убеждение в том, что нарушение норм почти узаконено в этом обществе. Точнее сказать, де-юре нарушения осуждаются, а де-факто осуществляются как нечто неизбежное, такое, без чего нормально функционировать вроде бы и нельзя. В подобных ситуациях повышается уровень, на котором индивид начинает опробовать границы допустимого. В цивилизованном обществе, где действует эффективная система социального контроля, попытки переступить границы обычно не выходят за рамки бытового воровства или нарушения этикета. В обществе, где власти открыто пренебрегают законами, где царят распущенность и произвол, уровень опробования повышается. Если большинство убийств или изнасилований не раскрывается, то высока вероятность того, что их число с каждым годом будет расти. Почему? Потому что все большее число граждан захочет попробовать эти формы решения своих проблем, понимая — на примере бездействия карательных органов, что границы допустимого нарушения в этом обществе очень широки. В данном случае границы допустимых отклонений измеряются числом нераскрытых преступлений. Второй показатель — количество получивших наказание преступников. Если полиция раскрывает и ловит преступников, но большинство из них избегает суда и тюрьмы, то границы допустимого расши- ряются. Итак, границы допустимого широки при двух условиях: 1) уровень раскрываемости преступлений невысокий, хотя жесткость наказания и число наказанных высоки; 2) уровень раскрываемости преступлений высокий, но степень неотвратимости наказания низкая. Латентная тенденция нарушать границы дозволенного присуща всем или большинству людей, как взрослых, так и детей. Все мы в определенной степени отклоняемся от норм хотя бы минимум раз. Правда, в экстремальных ситуациях такое происходит чаще. Вынужденное нарушение норм, если оно привело к решению проблемы, считается нормальным поведением и не осуждается. Стопроцентного конформизма вообще трудно достичь. Причем чем сложнее общество, тем труднее быть полным конформистом, так как с усложнением структуры общества растет количество норм, которым приходится подчиняться. Гетерогенность самого общества означает и гетерогенность существующих в нем норм. А там, где велика гетерогенность, высока вероятность возникновения нормативных конфликтов. Приверженность нормам одной субкультуры означает отклонение от норм другой. Откуда взялся конфликт отцов и детей? Он возник потому, что нормы поведения младшего поколения не соответствуют ожиданиям старшего. В компании ровесников юноша ведет себя иначе, чем с родителями, а те, в свою очередь, не позволяют многого из того, что они делают в компании друзей или наедине с собой. Нормы поведения в студенческой среде иные, нежели в армейском коллективе или в «зоне». На основе коллективных привычек с течением времени формируются социальные и культурные институты. Культура способна существовать века и тысячелетия благодаря тому, что содержание вливается в привычные формы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |