Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура социального действия




Внутренний мир и внешнее действие

Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становле­ние всей мировой социологии, создал в конце XIX—начале XXв. немец­кий социолог Макс Вебер. Именно концепция социального действия по­служила основой того, что позже стали именовать понимающей социо­логией. Понять социальное действие—значит понять его смысл, мотивы и намерения действующего субъекта. Трудность заключается в том, что подлинное знание мотивов действия принадлежит исключительно дей­ствующему субъекту. А социология, стремящаяся понять заложенные в действиях смыслы, использует «понимающий» метод. Иногда понимание в веберовском смысле отождествляют с непосредственным субъектив­ным переживанием событий. На самом деле понимание — это не пере­живание, а рационализация событий и действий, т.е. их реконструкция в сознании исследователя.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей и их действия осмысленны. Но социологическое понимание не яв­ляется психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психическо­го и потому не является предметом изучения психологии. Он — часть со­циального действия, т.е. такого поведения, которое соотносится с поведе­нием других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Осмысленность социальному действию придает логика человеческой мысли, которая идеальна, а не психологична по своей природе. Кроме того.

у нее есть вторая природа — социальная, на которой и основано коллектив­ное взаимодействие людей. Система правильного мышления, т.е. человечес­кая логика, содержит в себе не абстрактные формы и силлогизмы, а прави­ла и нормы, которые можно было бы назвать «моралью мысли», а она вну­шена и санкционирована другими людьми. К примеру, требование не впадать в логическое противоречие на самом деле является моральным императивом, который служит нормой социального обмена и кооперации людей. Чаще всего мы стремимся избежать противоречия с собой прежде всего из чувства обязанности перед другим. Нам нет дела до того, какие фигуры формальной логики мы соблюдаем. Мы действуем привычным об­разом: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Стало быть правила мышления, интеллект происходят из практики соци­ального взаимодействия. Постепенно ученые оформили их в логические требования. Человеческий интеллект по своей природе социален и только поэтому он логичен. Восприятие ребенка освобождается от эгоцентризма благодаря неустанной работе интеллекта, логика выводит его из замкнуто­го субъективного мирка в широкий социальный мир других людей.

Логически правильно построенная мысль обязательно является социаль­ной, ибо ее принципы, правила, процедуры вывода и связи понятий суть идеальная модель реального мира человеческих отношений. Поэтому так легко нашему интеллекту быть средством адаптации, приспособления к ок­ружающему миру. Человеческая логика была порождена необходимостью устанавливать согласие в споре, стремлением влиять на других людей и убеждать их. Правила логического мышления — это правила межличност­ного общения.

Представление о том, что такое человек, мы вырабатываем, глядя на ре­акции других. Смысл унижения мы постигаем в ситуациях, когда нас или наших близких обижают, когда вместе с ними переживаем отрешение скрыть свои чувства и отомстить тем, кого считаем виновником зла. Раци­ональная логика кооперации отступает на второй план, заглавную роль иг­рают чувства и эмоции. Они придают ценность нашим поступкам: мы ста­вим себя на место других и понимаем, как горько им переносить неудачу, обиду или несправедливость. Умение ставить себя на место другого — это начало процесса принятия социальной роли.

Весьма успешную попытку разобраться в сонме психологических терми­нов, связанных напрямую с социальным действием, предпринял Р. Рум-мель1. В частности, установкой (attitude) он предлагает называть цели и на­мерения, находящиеся на пути к своей реализации. Пример установки — скрытое желание посмотреть телевизор, съесть бутерброд, съездить в Ки­тай, бороться за укрепление мира во всем мире или позаботиться о собствен­ном благополучии. Если установка наращивает свою мощь, то превращается в интерес. Таким образом, чей-то интерес — это попросту усилившаяся ус­тановка, а установка — его скрытое намерение. В интересе установка раз­растается до таких масштабов, что удержать ее в секрете уже невозможно — она прорывается в сферу поведения. Действительно, свои интересы мы не стесняемся заявлять вслух или показывать (ученые говорят: репрезентиро­вать) в своих действиях. Разумеется, мы и установки, т.е. свои желания иног-

1 Rummel R.J. Understanding conflict and war. Vol. 2: The conflict helix. Beverly Hills, Calif., 1976.

да демонстрируем в своих действиях, например желание посмотреть теле­визор. Но это не обязательно. А вот интерес — обязательное действие, ина­че это не интерес. Его можно определить иначе: интерес — это настойчиво заявляющая и требующая своей реализации установка.

Интерес — положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо. Иногда в основе этой направ­ленности лежит не то чтобы корысть, но четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоцио­нален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, лю­бопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.

Скажем так, установке легче осуществиться в форме интереса, так как у него есть то, что отсутствует в установке. Цели и объект желания в установ­ке могут быть размытыми, четко не формулируемыми, а в интересе цель и

объект действия — все как на ладони. Допустим, установка получить обра­зование, поскольку без него уже ника­кой жизни — ни карьеры, ни уваже­ ния со стороны других людей, — очер­чивает лишь размытую и очень широкую область приложения будущих усилий. Но конкретно о том, в ка­кой вуз или на какие курсы поступить, какой тип диплома нужен, она ни­чего не говорит. Интерес же, напротив, конкретен и утилитарен. Он застав­ляет индивида направить свои стопы в такой-то вуз для получения, скажем, степени бакалавра по такой-то дисциплине. Другими словами, интерес — активная тенденция, запущенная в действие динамо-машина.

Для того чтобы аморфную установку перевести в утилитарный интерес, надо непременно добавить к ней волевое усилие. Только оно сталкивает нас с дивана, где мы предавались мечтам о получении высшего образования, одеться и перешагнуть барьер ближайшего к дому вуза. Интерес обладает, согласно Р. Руммелю, двумя параметрами — направлением (установкой на цель) и величиной (силой). Цель индивида — это его актуальное желание. Цель можно мыслить также и как модель предполагаемого результата.

На наш взгляд, структура социального действия включает не два компо­нента, как это было у М. Вебера, а гораздо больше, что мы попытаемся до­казать и показать в ходе дальнейшего анализа материала.

Социальное действие это поведенческий акт (единица поведения), со­вершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального дей­ствия. Здесь есть субъект (представитель какой-то социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. В третьем томе (разд. I, гл. 3, с. 84) мы приводили схему теоретической модели предмета исследования, в ос­новании которой лежит алгоритм социального действия.

Разумеется, она не полностью воспроизводит составные элементы соци­ального действия. К примеру, на схеме не указаны цели, потребности, ин­тересы, установки и ожидания. Но тогда цель всестороннего изображения социального действия и не ставилась. Сейчас мы продолжаем начатый в предыдущих томах разговор о личности, социальном действии и мотивах поведения, но уже в ином ракурсе — относительно понятия социализации.

На рис. 38 мы можем рассмотреть такие важные элементы социального действия, как субъект, объект, мотивы, средства и результат.

Субъект действия — исходный элемент в структуре социального действия. Он может быть индивидуальным и коллективным, единичным и множе­ственным. В зависимости от своего отношения к предпринимаемому дей­ствию и степени участия в нем он ранжируется на три уровня. Общество, большая социальная группа, нация и поколение выступают субъектом дей­ствия третьего порядка, государство, организация и малая группа — второ­го порядка, индивид — первого порядка.

Рис. 38. Общая схема социального действия

В словаре субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в ос­нове) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, на­правленной на объект. На самом деле субъект является не просто носите­лем, но автором собственных действий, им придуманных, а часто им же реализуемых. В этом смысле он должен быть самодостаточным. Если ис­точником действия выступает его воля, то он субъект первого порядка. Но если воля из индивидуальной превращается в коллективную, то он пре­вращается в субъекта второго порядка. Если воля, необходимая для выра­жения и принятия решения, размыта и слабее коллективной воли, то речь идет о субъекте третьего порядка. Таково общество, которое выражает свою волю в массовых и слабо организованных действиях. Такова же и толпа, аудитория, публика. В отличие от них государство имеет правительство или правителя, которые наделены правами принимать самостоятельное реше­ние и реализовывать его от имени наделившего их правами общества. Общество, народ как бы делегируют право и власть выражать свою волю государственным органам. Наличие небольшого круга лиц, организован­но обсуждающих, выражающих, принимающих и реализующих свои соб­ственные решения, укрепляет государство, организацию и малую группу. Сюда же относится семья.

Принятие решения о конкретном действии связано с осознанием моти­ва данного действия, с понятийным моделированием его будущего резуль­тата. Мотив — это довод в пользу избираемого действия, осознание его лич­ностного смысла. Слово «мотив» в переводе с латинского означает «побуж­дение», однако не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потребности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное по-

буждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент созна­тельного, волевого, преднамеренного действия. Выделенная структура социального действия

Субъект —> Объект -» Средства — > Мотивы —> Результат

может сослужить большую пользу при организации социологического исследования, поскольку она составляет остов теоретической модели пред­мета изучения, о которой мы говорили в первых трех томах «Фундаменталь­ной социологии». В качестве примера приведем исследование «Курортный роман», теоретическую модель которого несколько поколений студентов ГУГНА строили в качестве учебного задания. Обобщенная схема предмета исследования выглядит следующим образом (рис. 39).

Чаще всего в качестве субъектов студенты выбирали отдыхающих рос­сиян — мужчин и женщин — среднего возраста со средним достатком. Для того чтобы объект исследования был доступен для изучения, выбирались не

Рис. 39. Теоретическая модель исследования курортного романа

зарубежные, а отечественные курорты, в частности г. Сочи. Анализ моти­вов и целей курортного поведения по существу предполагает выбор темы или проблемы исследования. Если цель — отдохнуть после трудового года, то детальному анализу подвергаются формы досуговой деятельности и ка­чество предоставляемых курортным учреждением лечебных услуг. Если мотив действия — развлечение на отдыхе, то изучаются такие вопросы, как любовная интрижка, амурные связи и похождения, сексуальные контакты и т.п. Понятие курортного романа может включать и не включать такого рода контакты. Известны многочисленные примеры того, как курортные рома­ны, не имевшие целью сексуальное развлечение, но устроенные субъектом действия как бы для души, затем, по приезде на постоянное место житель­ства, перерастали в серьезное увлечение, заканчивавшееся расторжением прежнего и заключением нового брака.

Для получения первичной информации студенты предлагали использо­вать анкетный опрос отдыхающих на месте или по возвращении с отдыха,

телефонное интервью того же типа, анализ данных турагентств и бюро пу­тешествий, невключенное наблюдение, рассказы родителей и знакомых.

О мотивах мы много говорили прежде. Здесь проведем различие между ними и мотивировкой. Мотивировка — рациональное объяснение субъек­том причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие его к выбору. Она отличается от действительных мотивов совершения человеком действия тем, что выступает одной из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки индивид оправдывает свои поступки, приводя их в соответ­ствие с нормативно задаваемыми обществом образцами поведения. Ины­ми словами, он стремится выглядеть как должно — если не в действиях, то на словах. Мотивировка нередко сознательно используется для маскиров­ки действительных мотивов поведения, а это уже непосредственный пред­мет изучения социологии.

Психологи изучают мотивировку в рамках концепции каузальной атри­буции (от лат. causa — причина + attributio — приписывание). Смысл такого выражения заключается в том, что человек, а это касается каждого из нас, приписывает причины поведения либо внутренним, либо внешним обсто­ятельствам. Важно то, почему мы это делаем, и почему мы делаем это по-разному. Основоположником исследований атрибутивных процессов счи­тается Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стре­мится к формированию непротиворечивой и связной картины мира. В этом

процессе у него вырабатывается, по выражению Хайдера, «житейская пси­хология» как результат попыток объяснить для себя причины поведе­ния другого человека и, прежде всего, вызвавшие его мотивы. Хайдер под­черкивает важность того, объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его. Например, мы можем объяснить ошибку человека его низки­ми способностями (внутренняя причина) либо трудностью задачи (внешняя причина).

Характер объяснения в каждом отдельном случае определяется не толь­ко уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но так­же и необходимостью сохранить когнитивный баланс. Например, если че­ловек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любой не­гативный его акт будет «выпадать» из общей картины, в действие вступят психологические силы, стремящиеся восстановить равновесие. Многие положения концепции Хайдера были проверены и подтверждены экспе­риментально. Сам Хайдер ссылается на эксперимент М. Циллига, прове­денный еще в 1928 г. В этом эксперименте две группы детей — популяр­ных и непопулярных — выступали перед своими одноклассниками с гим­настическими упражнениями. Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впослед­ствии говорили об обратном. Хайдер указывает на этот факт как на при­мер приписывания (атрибуции) «плохих» качеств «плохим» людям. В своих исследованиях того, как мы интерпретируем окружающий мир, соци-

альные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назва­ли фундаментальной ошибкой атрибуции2.

Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или «средовым», влияниям. Э. Аронсон в своей книге «Общественное животное»3 приводит немало таких примеров. Так, наблюдая человека, который подбирает на улице пустые бутылки, ро­ется в мусорном баке и неряшливо одет, окружающие скорее всего брезг­ливо отвернутся: у них готова субъективная оценка его как плохого челове­ка. В одних случаях она может точно соответствовать действительности, а в других случаях приводить к заблуждению, поскольку мы оцениваем чело­века, но не обстоятельства, вынудившие его заниматься подобным промыс­лом. Тогда истинным виновником выступит общество, а не человек. Но поверхностное заключение у нас уже готово и мы неосознанно навешива­ем на бедолагу оскорбительный ярлык. Это и есть проявление фундамен­тальной ошибки атрибуции.

Классик социального интеракционизма Джордж Мид в книге «Филосо­фия акта»4 выделял четыре фазы атомарного акта, составляющего исходную единицу социального действия:

импульсивная фаза акта — немедленная реакция человека на внешний раздражитель, который выполняет функцию импульса действия. Импульс можно толковать как общее предрасположение к действию, или установку. На этой фазе происходит осознание потребности;

перцепция — это избирательное восприятие окружающей среды, в кото­рой могут содержаться средства для удовлетворения потребности. Иначе говоря, восприятие включает в себя не только ответную реакцию на стимул (готовность ответить, или установку), но также воображаемый результат ответа5, т.е. то, к чему может привести в конечном итоге моя реакция или мои действия. А это означает, что на стадии восприятия подключается наше сознание. К примеру, потребитель идет в магазин и ищет товар, который позволит удовлетворить осознанную потребность;

манипуляция — это практические действия человека с материальными или символическими объектами, позволяющими достичь поставленную цель или удовлетворить насущную потребность. Функция перцепции очень простая — селектировать раздражители внешней среды, отобрать нужные сигналы и построить целостный образ того, как организм будет реально или должен реагировать на поступившие импульсы. Другими словами, перцеп­ция отвечает на вопрос «что есть объект?». Но только на стадии манипуля­ции человек может ответить на другой, более сложный «как поступать с объектом?»6. На этой фазе активно работает сознание и только ее, в отли­чие от двух предыдущих, подготовительных, мы имеем право назвать соб­ственно социальным действием. Реклама — типичная форма социального воздействия, имеющая целью привлечь внимание другого актора (индиви­дуального или институциального) с встроенным ожиданием позитивной

2 Степанов С. Толкование поступков (http://psy.lseptember.ru).

1 Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Для вузов /Пер. с анг. М., 1998.

4 Mead G.H. The Philosophy of the Act / Ed. by W. Charles et al. Chicago, 1938. P. 3-25.

5 Ibid.

6 Ibid. P. 16.

ответной реакции. Фирма расхваливает свой продукт, привлекая к себе по­купателей, надеясь на их позитивную ответную реакцию (пойдут и купят товар);

консумация — завершающее действие по удовлетворению потребности. Длительный путь, который прошел объект от первой фазы, на которой он возбудил наш аппетит или обратил на себя наше внимание, послужив им­пульсом к действию, завершается его поглощением или каким-либо иным

употреблением. На долгой дистанции человеческий организм затратил не­мало сил на достижение цели, воспри­ятие и обработку информации, отбор значимых вариантов, разработку практического плана действий, реали­зацию этих действий и, возможно, преодоление встретившихся на пути препятствий, иногда весьма непрос­тых. Ему необходимо вознагражде­ние, причем не только физическое — за счет поступления той пищи и ка­лорий, которые восстанавливают наши силы, но и психологическое — как награда за потраченные усилия, и полученное от этого удовлетворение, при­ятное чувство удовольствия.

Социальное действие удачно завершается для его субъекта и неудачно — для его объекта (если он был поглощен, употреблен, разрушен или еще как-либо перестал существовать). Хотя возможны иные варианты, если речь идет о творческом акте, в процессе которого мы из полуфабриката, скажем глы­бы мрамора, создаем законченный шедевр — скульптуру, выставленную на всеобщее обозрение. Особенность же человеческой деятельности заключа­ется в том, что одно социальное действие плавно перетекает в другое, по­этому консумация — это одновременно финиш и старт социального дей­ствия7. К примеру, покупка — это заключительная фаза акта, началом ко­торого была осознанная потребность (осознание нарушения равновесия) и интерес (осознание способа восстановления равновесия), встреча с товаром и соблазнение им1*.

В процессе социализации индивида приучают достигать поставленную цель, по достижении которой он получает вознаграждение. Одно без друго­го — цель без вознаграждения — не могут существовать. Почему? Да пото­му что человек не может существовать, руководствуясь лишь биологиче­скими побуждениями. В биологии нет цели, как нет и вознаграждения. Это искусственно созданные артефакты. Им человек долго обучается в процес­се социализации. Большинство окружающих вещей для человека изначаль­но нейтральны. Они не представляют никакой ценности.

Для папуасов, как и для маленьких детей, машина, яхта, ресторан, доро­гая одежда не представляют ценности. Ценными они становятся только благодаря социализации. Предмет и человек вначале никак не связаны. Чтобы человек захотел предмет, который не привлекает его своей красотой

7 Mead G.H. The Philosophy of the Act / Ed. by W. Charles et al. - Chicago, 1938. P. 24-25. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.

или не удовлетворяет биологическую потребность, его надо долго учить. В процессе обучения предмет становится объектом его желаний, целью, ценностью. Достижение предмета приносит ему одновременно удовлетво­рение и вознаграждение.

В структуре социального действия, на наш взгляд, имеет смысл выделить и другие элементы:

источники социального действия — потребности и мотивы, установки, устремленность, нацеленность, заинтересованность;

поощрение социального действия — награды, льготы, одобрение, закреп­ление;

препятствия к социальному действию: наказать, помешать, увести в сто­рону, создать трудности или барьеры, обмануть;

участие в социальном действии, шире — в социальной жизни общества. Оно определяется на основе вовлеченности или включенности индивида в совместное действие, которые проявляют себя в самых разных формах — от простого приветствия (рукопожатие, кивок, вербальное обозначение) до сложных видов проявления социальной активности, например участие и коллективных демонстрациях и акциях протеста.

Простые формы вовлеченности можно именовать социально ситуатив­ными. Они происходят время от времени: приветствие знакомым или со­седям, мелкие одалживания (спичек, соли), краткие разговоры на формаль­ные темы, не затрагивающие личностно значимые вопросы (о погоде. ценах). Более сложные формы вовлеченности в социальное действие, тре­бующие постоянного участия, кооперации деятельности, распределения функций, выполнения заданий или обязательств, можно именовать струк­турно обусловленными. Постоянная работа на предприятии, партийная де­ятельность в первичной ячейке или представительных органах относится именно к этому разряду.

Промежуточные формы представляют такие виды социальной вовлечен­ности, которые длятся достаточно короткое время, но структурированы распределением функций и ролей, участие в которых оборачивается при­ятными или неприятными последствиями для индивида. Участие в социа­листических субботниках было кратковременным (полдня), но уклонение от них было чревато неприятностями по службе. Участие в забастовке или демонстрации также продолжается достаточно короткое время, но участие в них может повлечь за собой негативные санкции вплоть до заключения под стражу.

Участие в социальном действии зависит от: а) активности самого инди­вида, его готовности вмешаться даже тогда, когда его об этом не просят: б) востребованности человека, запроса на него из внешней среды (у нас пре­красные каскадеры, но они не востребованы отечественным кинематогра­фом, поскольку в нем не развиты традиции игрового кино и мало денег).

Таким образом, формула социального участия включает следующие ком­поненты:

предложение участия — добровольное предложение своих услуг, вмеша­тельство, активность субъекта;

спрос на участие запрос со стороны других индивидов, групп, ассоци­аций, учреждений на данное социальное действие, услуги;

процесс участия в социальном действии — совокупность отдельных по­веденческих акций, скрепленных определенной последовательностью и логикой, стимулированной потребностями, мотивированное как-либо.

Как и в экономике, при социологическом описании социального дей­ствия возможны следующие ситуации:

• спрос и предложение совпадают;

• спрос и предложение не совпадают, но неясно, каков вектор несовпа­дения;

• спрос превышает предложение;

• предложение превышает спрос.

Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального дей­ствия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. Уточняющие характеристики: дан­ное место и данное время. Почему нужны уточняющие или ограничива­ющие характеристики, время и место? Да потому, что действие может быть очень растянутым во времени. И тогда оно превращается из действия в де­ятельность или процесс. Если, например, вы каждый день ходите на рабо­ту, то ваша работа, взятая в целом, должна интерпретироваться не как по­веденческий акт в данное время и в данном месте, а как трудовая деятель­ность, т.е. совокупность ваших актов, регулярно совершаемых. А мы берем самую маленькую единичку — поведенческий акт, который совершается социальным субъектом, представителем социальной группы. Под это оп­ределение подходит практически любое из выделенных Вебером типов со­циального действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.