КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и структура социального действия
Внутренний мир и внешнее действие Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце XIX—начале XXв. немецкий социолог Макс Вебер. Именно концепция социального действия послужила основой того, что позже стали именовать понимающей социологией. Понять социальное действие—значит понять его смысл, мотивы и намерения действующего субъекта. Трудность заключается в том, что подлинное знание мотивов действия принадлежит исключительно действующему субъекту. А социология, стремящаяся понять заложенные в действиях смыслы, использует «понимающий» метод. Иногда понимание в веберовском смысле отождествляют с непосредственным субъективным переживанием событий. На самом деле понимание — это не переживание, а рационализация событий и действий, т.е. их реконструкция в сознании исследователя. Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей и их действия осмысленны. Но социологическое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он — часть социального действия, т.е. такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им. Осмысленность социальному действию придает логика человеческой мысли, которая идеальна, а не психологична по своей природе. Кроме того. у нее есть вторая природа — социальная, на которой и основано коллективное взаимодействие людей. Система правильного мышления, т.е. человеческая логика, содержит в себе не абстрактные формы и силлогизмы, а правила и нормы, которые можно было бы назвать «моралью мысли», а она внушена и санкционирована другими людьми. К примеру, требование не впадать в логическое противоречие на самом деле является моральным императивом, который служит нормой социального обмена и кооперации людей. Чаще всего мы стремимся избежать противоречия с собой прежде всего из чувства обязанности перед другим. Нам нет дела до того, какие фигуры формальной логики мы соблюдаем. Мы действуем привычным образом: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Стало быть правила мышления, интеллект происходят из практики социального взаимодействия. Постепенно ученые оформили их в логические требования. Человеческий интеллект по своей природе социален и только поэтому он логичен. Восприятие ребенка освобождается от эгоцентризма благодаря неустанной работе интеллекта, логика выводит его из замкнутого субъективного мирка в широкий социальный мир других людей. Логически правильно построенная мысль обязательно является социальной, ибо ее принципы, правила, процедуры вывода и связи понятий суть идеальная модель реального мира человеческих отношений. Поэтому так легко нашему интеллекту быть средством адаптации, приспособления к окружающему миру. Человеческая логика была порождена необходимостью устанавливать согласие в споре, стремлением влиять на других людей и убеждать их. Правила логического мышления — это правила межличностного общения. Представление о том, что такое человек, мы вырабатываем, глядя на реакции других. Смысл унижения мы постигаем в ситуациях, когда нас или наших близких обижают, когда вместе с ними переживаем отрешение скрыть свои чувства и отомстить тем, кого считаем виновником зла. Рациональная логика кооперации отступает на второй план, заглавную роль играют чувства и эмоции. Они придают ценность нашим поступкам: мы ставим себя на место других и понимаем, как горько им переносить неудачу, обиду или несправедливость. Умение ставить себя на место другого — это начало процесса принятия социальной роли. Весьма успешную попытку разобраться в сонме психологических терминов, связанных напрямую с социальным действием, предпринял Р. Рум-мель1. В частности, установкой (attitude) он предлагает называть цели и намерения, находящиеся на пути к своей реализации. Пример установки — скрытое желание посмотреть телевизор, съесть бутерброд, съездить в Китай, бороться за укрепление мира во всем мире или позаботиться о собственном благополучии. Если установка наращивает свою мощь, то превращается в интерес. Таким образом, чей-то интерес — это попросту усилившаяся установка, а установка — его скрытое намерение. В интересе установка разрастается до таких масштабов, что удержать ее в секрете уже невозможно — она прорывается в сферу поведения. Действительно, свои интересы мы не стесняемся заявлять вслух или показывать (ученые говорят: репрезентировать) в своих действиях. Разумеется, мы и установки, т.е. свои желания иног- 1 Rummel R.J. Understanding conflict and war. Vol. 2: The conflict helix. Beverly Hills, Calif., 1976. да демонстрируем в своих действиях, например желание посмотреть телевизор. Но это не обязательно. А вот интерес — обязательное действие, иначе это не интерес. Его можно определить иначе: интерес — это настойчиво заявляющая и требующая своей реализации установка. Интерес — положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении. Скажем так, установке легче осуществиться в форме интереса, так как у него есть то, что отсутствует в установке. Цели и объект желания в установке могут быть размытыми, четко не формулируемыми, а в интересе цель и объект действия — все как на ладони. Допустим, установка получить образование, поскольку без него уже никакой жизни — ни карьеры, ни уваже ния со стороны других людей, — очерчивает лишь размытую и очень широкую область приложения будущих усилий. Но конкретно о том, в какой вуз или на какие курсы поступить, какой тип диплома нужен, она ничего не говорит. Интерес же, напротив, конкретен и утилитарен. Он заставляет индивида направить свои стопы в такой-то вуз для получения, скажем, степени бакалавра по такой-то дисциплине. Другими словами, интерес — активная тенденция, запущенная в действие динамо-машина. Для того чтобы аморфную установку перевести в утилитарный интерес, надо непременно добавить к ней волевое усилие. Только оно сталкивает нас с дивана, где мы предавались мечтам о получении высшего образования, одеться и перешагнуть барьер ближайшего к дому вуза. Интерес обладает, согласно Р. Руммелю, двумя параметрами — направлением (установкой на цель) и величиной (силой). Цель индивида — это его актуальное желание. Цель можно мыслить также и как модель предполагаемого результата. На наш взгляд, структура социального действия включает не два компонента, как это было у М. Вебера, а гораздо больше, что мы попытаемся доказать и показать в ходе дальнейшего анализа материала. Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой-то социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. В третьем томе (разд. I, гл. 3, с. 84) мы приводили схему теоретической модели предмета исследования, в основании которой лежит алгоритм социального действия. Разумеется, она не полностью воспроизводит составные элементы социального действия. К примеру, на схеме не указаны цели, потребности, интересы, установки и ожидания. Но тогда цель всестороннего изображения социального действия и не ставилась. Сейчас мы продолжаем начатый в предыдущих томах разговор о личности, социальном действии и мотивах поведения, но уже в ином ракурсе — относительно понятия социализации. На рис. 38 мы можем рассмотреть такие важные элементы социального действия, как субъект, объект, мотивы, средства и результат. Субъект действия — исходный элемент в структуре социального действия. Он может быть индивидуальным и коллективным, единичным и множественным. В зависимости от своего отношения к предпринимаемому действию и степени участия в нем он ранжируется на три уровня. Общество, большая социальная группа, нация и поколение выступают субъектом действия третьего порядка, государство, организация и малая группа — второго порядка, индивид — первого порядка. Рис. 38. Общая схема социального действия В словаре субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. На самом деле субъект является не просто носителем, но автором собственных действий, им придуманных, а часто им же реализуемых. В этом смысле он должен быть самодостаточным. Если источником действия выступает его воля, то он субъект первого порядка. Но если воля из индивидуальной превращается в коллективную, то он превращается в субъекта второго порядка. Если воля, необходимая для выражения и принятия решения, размыта и слабее коллективной воли, то речь идет о субъекте третьего порядка. Таково общество, которое выражает свою волю в массовых и слабо организованных действиях. Такова же и толпа, аудитория, публика. В отличие от них государство имеет правительство или правителя, которые наделены правами принимать самостоятельное решение и реализовывать его от имени наделившего их правами общества. Общество, народ как бы делегируют право и власть выражать свою волю государственным органам. Наличие небольшого круга лиц, организованно обсуждающих, выражающих, принимающих и реализующих свои собственные решения, укрепляет государство, организацию и малую группу. Сюда же относится семья. Принятие решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив — это довод в пользу избираемого действия, осознание его личностного смысла. Слово «мотив» в переводе с латинского означает «побуждение», однако не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потребности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное по- буждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Выделенная структура социального действия Субъект —> Объект -» Средства — > Мотивы —> Результат может сослужить большую пользу при организации социологического исследования, поскольку она составляет остов теоретической модели предмета изучения, о которой мы говорили в первых трех томах «Фундаментальной социологии». В качестве примера приведем исследование «Курортный роман», теоретическую модель которого несколько поколений студентов ГУГНА строили в качестве учебного задания. Обобщенная схема предмета исследования выглядит следующим образом (рис. 39). Чаще всего в качестве субъектов студенты выбирали отдыхающих россиян — мужчин и женщин — среднего возраста со средним достатком. Для того чтобы объект исследования был доступен для изучения, выбирались не Рис. 39. Теоретическая модель исследования курортного романа зарубежные, а отечественные курорты, в частности г. Сочи. Анализ мотивов и целей курортного поведения по существу предполагает выбор темы или проблемы исследования. Если цель — отдохнуть после трудового года, то детальному анализу подвергаются формы досуговой деятельности и качество предоставляемых курортным учреждением лечебных услуг. Если мотив действия — развлечение на отдыхе, то изучаются такие вопросы, как любовная интрижка, амурные связи и похождения, сексуальные контакты и т.п. Понятие курортного романа может включать и не включать такого рода контакты. Известны многочисленные примеры того, как курортные романы, не имевшие целью сексуальное развлечение, но устроенные субъектом действия как бы для души, затем, по приезде на постоянное место жительства, перерастали в серьезное увлечение, заканчивавшееся расторжением прежнего и заключением нового брака. Для получения первичной информации студенты предлагали использовать анкетный опрос отдыхающих на месте или по возвращении с отдыха, телефонное интервью того же типа, анализ данных турагентств и бюро путешествий, невключенное наблюдение, рассказы родителей и знакомых. О мотивах мы много говорили прежде. Здесь проведем различие между ними и мотивировкой. Мотивировка — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие его к выбору. Она отличается от действительных мотивов совершения человеком действия тем, что выступает одной из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки индивид оправдывает свои поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом образцами поведения. Иными словами, он стремится выглядеть как должно — если не в действиях, то на словах. Мотивировка нередко сознательно используется для маскировки действительных мотивов поведения, а это уже непосредственный предмет изучения социологии. Психологи изучают мотивировку в рамках концепции каузальной атрибуции (от лат. causa — причина + attributio — приписывание). Смысл такого выражения заключается в том, что человек, а это касается каждого из нас, приписывает причины поведения либо внутренним, либо внешним обстоятельствам. Важно то, почему мы это делаем, и почему мы делаем это по-разному. Основоположником исследований атрибутивных процессов считается Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира. В этом процессе у него вырабатывается, по выражению Хайдера, «житейская психология» как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и, прежде всего, вызвавшие его мотивы. Хайдер подчеркивает важность того, объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его. Например, мы можем объяснить ошибку человека его низкими способностями (внутренняя причина) либо трудностью задачи (внешняя причина). Характер объяснения в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также и необходимостью сохранить когнитивный баланс. Например, если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любой негативный его акт будет «выпадать» из общей картины, в действие вступят психологические силы, стремящиеся восстановить равновесие. Многие положения концепции Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально. Сам Хайдер ссылается на эксперимент М. Циллига, проведенный еще в 1928 г. В этом эксперименте две группы детей — популярных и непопулярных — выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. Хайдер указывает на этот факт как на пример приписывания (атрибуции) «плохих» качеств «плохим» людям. В своих исследованиях того, как мы интерпретируем окружающий мир, соци- альные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции2. Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или «средовым», влияниям. Э. Аронсон в своей книге «Общественное животное»3 приводит немало таких примеров. Так, наблюдая человека, который подбирает на улице пустые бутылки, роется в мусорном баке и неряшливо одет, окружающие скорее всего брезгливо отвернутся: у них готова субъективная оценка его как плохого человека. В одних случаях она может точно соответствовать действительности, а в других случаях приводить к заблуждению, поскольку мы оцениваем человека, но не обстоятельства, вынудившие его заниматься подобным промыслом. Тогда истинным виновником выступит общество, а не человек. Но поверхностное заключение у нас уже готово и мы неосознанно навешиваем на бедолагу оскорбительный ярлык. Это и есть проявление фундаментальной ошибки атрибуции. Классик социального интеракционизма Джордж Мид в книге «Философия акта»4 выделял четыре фазы атомарного акта, составляющего исходную единицу социального действия: импульсивная фаза акта — немедленная реакция человека на внешний раздражитель, который выполняет функцию импульса действия. Импульс можно толковать как общее предрасположение к действию, или установку. На этой фазе происходит осознание потребности; перцепция — это избирательное восприятие окружающей среды, в которой могут содержаться средства для удовлетворения потребности. Иначе говоря, восприятие включает в себя не только ответную реакцию на стимул (готовность ответить, или установку), но также воображаемый результат ответа5, т.е. то, к чему может привести в конечном итоге моя реакция или мои действия. А это означает, что на стадии восприятия подключается наше сознание. К примеру, потребитель идет в магазин и ищет товар, который позволит удовлетворить осознанную потребность; манипуляция — это практические действия человека с материальными или символическими объектами, позволяющими достичь поставленную цель или удовлетворить насущную потребность. Функция перцепции очень простая — селектировать раздражители внешней среды, отобрать нужные сигналы и построить целостный образ того, как организм будет реально или должен реагировать на поступившие импульсы. Другими словами, перцепция отвечает на вопрос «что есть объект?». Но только на стадии манипуляции человек может ответить на другой, более сложный «как поступать с объектом?»6. На этой фазе активно работает сознание и только ее, в отличие от двух предыдущих, подготовительных, мы имеем право назвать собственно социальным действием. Реклама — типичная форма социального воздействия, имеющая целью привлечь внимание другого актора (индивидуального или институциального) с встроенным ожиданием позитивной 2 Степанов С. Толкование поступков (http://psy.lseptember.ru). 1 Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Для вузов /Пер. с анг. М., 1998. 4 Mead G.H. The Philosophy of the Act / Ed. by W. Charles et al. Chicago, 1938. P. 3-25. 5 Ibid. 6 Ibid. P. 16. ответной реакции. Фирма расхваливает свой продукт, привлекая к себе покупателей, надеясь на их позитивную ответную реакцию (пойдут и купят товар); консумация — завершающее действие по удовлетворению потребности. Длительный путь, который прошел объект от первой фазы, на которой он возбудил наш аппетит или обратил на себя наше внимание, послужив импульсом к действию, завершается его поглощением или каким-либо иным употреблением. На долгой дистанции человеческий организм затратил немало сил на достижение цели, восприятие и обработку информации, отбор значимых вариантов, разработку практического плана действий, реализацию этих действий и, возможно, преодоление встретившихся на пути препятствий, иногда весьма непростых. Ему необходимо вознаграждение, причем не только физическое — за счет поступления той пищи и калорий, которые восстанавливают наши силы, но и психологическое — как награда за потраченные усилия, и полученное от этого удовлетворение, приятное чувство удовольствия. Социальное действие удачно завершается для его субъекта и неудачно — для его объекта (если он был поглощен, употреблен, разрушен или еще как-либо перестал существовать). Хотя возможны иные варианты, если речь идет о творческом акте, в процессе которого мы из полуфабриката, скажем глыбы мрамора, создаем законченный шедевр — скульптуру, выставленную на всеобщее обозрение. Особенность же человеческой деятельности заключается в том, что одно социальное действие плавно перетекает в другое, поэтому консумация — это одновременно финиш и старт социального действия7. К примеру, покупка — это заключительная фаза акта, началом которого была осознанная потребность (осознание нарушения равновесия) и интерес (осознание способа восстановления равновесия), встреча с товаром и соблазнение им1*. В процессе социализации индивида приучают достигать поставленную цель, по достижении которой он получает вознаграждение. Одно без другого — цель без вознаграждения — не могут существовать. Почему? Да потому что человек не может существовать, руководствуясь лишь биологическими побуждениями. В биологии нет цели, как нет и вознаграждения. Это искусственно созданные артефакты. Им человек долго обучается в процессе социализации. Большинство окружающих вещей для человека изначально нейтральны. Они не представляют никакой ценности. Для папуасов, как и для маленьких детей, машина, яхта, ресторан, дорогая одежда не представляют ценности. Ценными они становятся только благодаря социализации. Предмет и человек вначале никак не связаны. Чтобы человек захотел предмет, который не привлекает его своей красотой 7 Mead G.H. The Philosophy of the Act / Ed. by W. Charles et al. - Chicago, 1938. P. 24-25. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000. или не удовлетворяет биологическую потребность, его надо долго учить. В процессе обучения предмет становится объектом его желаний, целью, ценностью. Достижение предмета приносит ему одновременно удовлетворение и вознаграждение. В структуре социального действия, на наш взгляд, имеет смысл выделить и другие элементы: источники социального действия — потребности и мотивы, установки, устремленность, нацеленность, заинтересованность; поощрение социального действия — награды, льготы, одобрение, закрепление; препятствия к социальному действию: наказать, помешать, увести в сторону, создать трудности или барьеры, обмануть; участие в социальном действии, шире — в социальной жизни общества. Оно определяется на основе вовлеченности или включенности индивида в совместное действие, которые проявляют себя в самых разных формах — от простого приветствия (рукопожатие, кивок, вербальное обозначение) до сложных видов проявления социальной активности, например участие и коллективных демонстрациях и акциях протеста. Простые формы вовлеченности можно именовать социально ситуативными. Они происходят время от времени: приветствие знакомым или соседям, мелкие одалживания (спичек, соли), краткие разговоры на формальные темы, не затрагивающие личностно значимые вопросы (о погоде. ценах). Более сложные формы вовлеченности в социальное действие, требующие постоянного участия, кооперации деятельности, распределения функций, выполнения заданий или обязательств, можно именовать структурно обусловленными. Постоянная работа на предприятии, партийная деятельность в первичной ячейке или представительных органах относится именно к этому разряду. Промежуточные формы представляют такие виды социальной вовлеченности, которые длятся достаточно короткое время, но структурированы распределением функций и ролей, участие в которых оборачивается приятными или неприятными последствиями для индивида. Участие в социалистических субботниках было кратковременным (полдня), но уклонение от них было чревато неприятностями по службе. Участие в забастовке или демонстрации также продолжается достаточно короткое время, но участие в них может повлечь за собой негативные санкции вплоть до заключения под стражу. Участие в социальном действии зависит от: а) активности самого индивида, его готовности вмешаться даже тогда, когда его об этом не просят: б) востребованности человека, запроса на него из внешней среды (у нас прекрасные каскадеры, но они не востребованы отечественным кинематографом, поскольку в нем не развиты традиции игрового кино и мало денег). Таким образом, формула социального участия включает следующие компоненты: предложение участия — добровольное предложение своих услуг, вмешательство, активность субъекта; спрос на участие — запрос со стороны других индивидов, групп, ассоциаций, учреждений на данное социальное действие, услуги; процесс участия в социальном действии — совокупность отдельных поведенческих акций, скрепленных определенной последовательностью и логикой, стимулированной потребностями, мотивированное как-либо. Как и в экономике, при социологическом описании социального действия возможны следующие ситуации: • спрос и предложение совпадают; • спрос и предложение не совпадают, но неясно, каков вектор несовпадения; • спрос превышает предложение; • предложение превышает спрос. Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. Уточняющие характеристики: данное место и данное время. Почему нужны уточняющие или ограничивающие характеристики, время и место? Да потому, что действие может быть очень растянутым во времени. И тогда оно превращается из действия в деятельность или процесс. Если, например, вы каждый день ходите на работу, то ваша работа, взятая в целом, должна интерпретироваться не как поведенческий акт в данное время и в данном месте, а как трудовая деятельность, т.е. совокупность ваших актов, регулярно совершаемых. А мы берем самую маленькую единичку — поведенческий акт, который совершается социальным субъектом, представителем социальной группы. Под это определение подходит практически любое из выделенных Вебером типов социального действия.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |