Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стремление к значимости




По мнению психологов, значимость своей личности и стремление ее приобрести (либо повысить, когда ее уровень оценивается как недостаточ­ный) включает в себя стремление к превосходству, самоутверждение, при­тязание, самореализацию, самоактуализацию и др., а ее стержень — стрем­ление человека к самоценности (поиск смысла жизнедеятельности, славы и уважения, силы и слабости, богатства и нищеты).

Стремление к значимости может принимать самые разные, порой даже невероятные, формы в зависимости от характера, воспитания и уровня об­разования, статуса и национальной культуры, предрассудков и убеждений человека.

Стремление или, как еще говорят, влечение к значимости отражено в таких понятиях, как: «борьба за существование» (Ч. Дарвин), «воля к жиз­ни» (А. Шопенгауэр), «воля к власти» (Ф. Ницше), «стремление к превос­ходству» (А. Адлер), «притязание» (К. Левин), «уверенность в себе» (Дж. Вольпе), «самоактуализация» (А. Маслоу), «самореализация» (К. Род­жерс), «самоутверждение» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова) и др. Ины­ми словами, оно способно принимать вполне цивилизованные формы, как например, культивирование значимости собственной личности, либо до не­приличия дикие, как, скажем, борьба за власть и непомерная самореклама. Если стремление к превосходству и самовозвышению вполне понятны и раз­деляются многими людьми, умеющими ценить себя, то желание быть таким как все, слиться с другими или, что еще более невероятно, влечение к са­моуничижению, к тому, чтобы быть в чем-то ниже других, никак не умещает­ся в пространстве здравого смысла. Тем не менее и это, как уверяют психо­логи, тоже проявление личностной значимости.

Стремление к значимости имеет не только вертикальную шкалу, но и горизонтальную, которая включает в себя индивидуально-психологические и социокультурные особенности развития и формирования человека. «Стремление к значимости может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного», — пишет А.С. Шаров9.

Мотив личностной значимости начинает формироваться у человека до­статочно рано и достигает расцвета в подростковом и молодежном возрас­те. Согласно исследованию10, охватившему 353 человека (школьники, сту­денты, работающая молодежь, преподаватели средних учебных заведений, работники культуры), стремление к значимости собственной личности имеет у молодежи следующую возрастную динамику: со школьной скамьи до окончания вуза (от 17 до 21 года) она постоянна, т.е. в этом возрасте мо­лодежь себя ценит и стремится к собственной значимости довольно актив­но (6,1 из 9 возможных), прежде всего это касается внешнего вида, поведе­ния, общения и других атрибутов молодежной субкультуры. После 21 года значимость собственной личности падает, что, по мнению А.С. Шарова,

9 Шаров А.С. Творческий потенциал молодежи в городской социокультурной среде // Досуг. Твор­
чество. Культура. Омск, 1998. С. 31.

10 Там же. С. 26-38.

можно объяснить не только началом самостоятельной жизни, первыми жизненными испытаниями, началом профессиональной карьеры. Не пос­леднюю роль в этом процессе играет переход из молодежной субкультуры во взрослую культуру. Затем с 26 лет значимость собственной личности воз­растает (6,4).

Действительно, молодежь становится более независимой и самостоятель­ной, уверенной в себе и своем предназначении, стремится к профессиональ­ному самосовершенствованию. В стремлении к значимости заметны и по­ловые различия. Так, у мужчин тенденция к значимости проявляется более сильно (6,55), чем у женщин (5,92). Это можно объяснить тем, что для муж­чин стремление к собственной значимости через творческие достижения является важнейшей детерминантой всей их жизнедеятельности. С ростом образования люди начинают все более ценить свою индивидуальность, лич­ностные особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.